Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы развития связной речи детей были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи, в частности, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и др.
Исследователи отмечали, что в школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ученика. Среди этих процессов особое место занимают познавательные процессы. Именно они способствуют дальнейшему формированию связной речи и являются гарантом успешного обучения в школе. В ФГОС на каждом образовательном уровне отражены задачи по овладению речью как средством общения и культуры. Также упоминается про развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры и др.
На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. У школьника ведущей деятельностью является учебная деятельность. При этом ученики практически никогда не перестают играть в различные игры. В связи с этим педагоги часто используют разнообразные дидактические игровые методики и технологии. В связи с этим целесообразно при планировании работы по развитию связной речи учеников применять игровые виды упражнений, заданий и др. Также можно отметить, что важной задачей школьного образования на современном этапе является формирование у потребности к овладению знаниями и способами действий. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь ученика.
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей зависит от того, насколько хорошо они владеют родным языком, речевыми навыками и умениями. Развитие речи школьника – это практическая сторона обучения языку, а также, формирование у детей тех умений и навыков, которые будут способствовать обогащению и свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями и др.
О проблемах речевого общения детей писали авторы В.В. Голубков, В.А. Кан - Калик, А.В. Мудрик и др. Разнообразные нарушения устной и письменной речи детей являются одной из распространенных причин их проблем, связанных со связной речью [12].
Развитие связной речи ученика и развитие осознания им языка является важным условием для формирования более сложных форм речи. У школьника в идеале должна быть сформирована развёрнутая монологическая речь. Речевая деятельность выполняет следующие основные функции развития школьника:
1. Познавательная.
2. Преобразующая.
3. Поисковая.
Школьник при выполнении речевой деятельности в полном объёме получает психические новообразования в виде произвольности психических процессов и внутреннего плана действия. Это сопровождается его рефлексией и соответствующим поведением [16]. Рефлексия, или обратная связь, для субъекта жизненно необходима. Она позволяет ему адекватно оценивать свои успехи в любой деятельности, в том числе, и речевой.
На основе этого постепенно формируется личная самооценка. Нет необходимости говорить, что для человека в любом возрасте означает адекватная самооценка. От этого зависит вера в собственные силы и уровень личностных притязаний. Для ребёнка также важен внутренний план действия. Его можно рассматривать как психическое новообразование, которое характеризует способность субъекта планировать и выполнять некоторые действия про себя [10].
Чтобы делать что-то про себя, необходима внутренняя речь. Она всегда связана со связной речевой деятельностью. При выполнении связной речевой деятельности внутренняя речь субъекта направлена на повторение и усвоение конкретных знаний, умений и навыков. У каждого ученика есть свой внутренний план. Чем больше шагов или пунктов в этом плане будет появляться, тем лучше он сможет контролировать свои действия [6].
Ученик способен преднамеренно искать и находить средства достижения этих целей. Он каждый день постигает нечто новое и получает по этому поводу новые переживания. Особенностью школьного возраста объясняется потребность получать новые переживания и новые впечатления. Информации об окружающем мире у него становится всё больше [14].
Автор Л.И. Божович говорила о речевой деятельности, образующей особую внутреннюю позицию школьника. Обучение ребёнка связной речи сказывается на развитии осознанности и управляемости процесса общении в целом. Приучая школьника к расчленению потока мысли, к ее оформлению и развернутому выражению, связная речь хорошо дисциплинирует мышление.
Развитие связной речи – это, прежде всего, развитие речи устной и диалогической. Это овладение грамматическими структурами и употребление деепричастных оборотов. Устную речь ученик использует практически везде. Связная речь ребёнка выполняет достаточно много функций:
1. Обозначение чего-либо.
2. Сообщение.
3. Выражение.
4. Воздействие.
Обозначением может выступать каждое предложение или слово. Посредством сообщения можно передать информацию. С помощью выражения детям удаётся передавать чувства, интонации и многое другое. Воздействие связной речи мотивирует субъекта на совершение поступка или заставляет изменить взгляды на что-либо.
Психологи рассматривают связную речь как активную речевую деятельность субъекта [11]. Речевая деятельность может существовать в двух видах. Это внешняя и внутренняя речевая деятельность. Внешняя речь – это устная речь, которая разделена на диалог и монолог. Внутренняя речь делится на три основных типа:
1. Внутреннее проговаривание. Речь про себя.
2. Внутренняя речь как средство мышления.
3. Внутреннее программирование.
4. Формирование и закрепление замысла речевого высказывания.
Связная речь школьников обладает рядом психолого-педагогических характеристик. Современные образовательные программы сегодня чрезвычайно насыщенны. Л.С. Выготский замечал, что речь ребёнка – это речь-повторение или речь-называние. При выполнении ребёнком связной речевой деятельности постепенно ускоряются все остальные психические процессы. Педагог учит ученика давать развёрнутые ответы на каждый его вопрос. Он часто говорит о том, что необходимо излагать мысли в определённом порядке и лучше всего на основе плана [5].
Детей учат избегать в речах повторов и стараться разговаривать законченными предложениями. Поначалу ученик не в состоянии произносить длинные предложения, но постепенно у него появляется к этому способность и со временем он начинает последовательно и связно пересказывать большой и объемный материал. В это время в их разговоре преобладает диалогическая речь, но постепенно они осваивают и монологическую речь. Чем старше ученик, тем лучше он может объяснить смысл того или иного слова, предложения и др. У них уже есть свой личный опыт и личные ощущения [4].
Психолог М.С. Соловейчик говорит о повышении требования к звуковому анализу слова у детей младшего школьного возраста. Слуховой образ ребёнка превращается в зрительно -двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Н.И. Политова считает, что развитие речи школьника выражается в выработке навыка пересказа интересного для него текста. При этом педагогу нужно обращать особое внимание на интонации. Освоить интонации не так просто, но если ученик понял, о чём идёт речь, то он постепенно начинает демонстрировать всё более тонкую интонационную выразительность при пересказе знакомых текстов. Эта деятельность тесно связана с созданием собственного текста.
Умение постепенно переходит в устойчивый навык, но происходит это лишь в том случае, если это достаточно часто и из раза в раз повторяется. Достигают это педагоги в процессе различных приёмов и упражнений. Понятие умение используется педагогами в этом контексте достаточно широко. Педагоги рассматривают языковые умения, коммуникативные умения или речевые умения. Формирование умений и навыков осуществляется на основе полученных ребёнком знаний.
В связи с этим, нужна определенная методика упражнений, чтобы восприятие и осознание этих умений был более глубоким. Отработка умений и навыков по овладению связной речи осуществляется в процессе выполнения разнообразных несложных упражнений. Лишь в этом случае у школьника с течением времени появятся устойчивые речевые умения. Таким образом, можно говорить о том, что школьный возраст характеризуется активным развитием связной речи. Сама речь субъекта развивается благодаря развитию его мышления и понимания. Общение с окружающими помогает усиливать развитие связной речевой деятельности школьников [20].
1.2. Особенности развития связной речи на уроках русского языка посредством материалов СМИ
Связная речь у школьников более успешно развивается в процессе коммуникации. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование всех универсальных учебных действий, которые сегодня регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени.
Коммуникативные компетенции формируются в результате развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Материалы СМИ могут оказать большое влияние на формирование связной речи школьников на уроках русского языка. Использование на уроках русского языка материалов СМИ позволяет успешно развивать связную речь учеников. Сегодня придается большое значение отбору материала для уроков русского языка. Отбор текстов должен проводиться с учетом их художественной ценности, информативности, соотнесенности с темами по развитию речи и соответствия мыслительным речевым возможностям школьников. связные тексты, взятые из газет и журналов, способствуют развитию связной устной речи.
СМИ всегда освещают разнообразные вопросы жизни нашей страны. Речь может идти о проблемах развития промышленности или сельского хозяйства и др. Особенность таких текстов является то, что все они позволяют формировать коммуникативную компетенцию субъекта, поскольку любое содержание СМИ подразумевает обсуждение и анализ. Неоценима идейно -воспитательная ценность актуальных газетных материалов, умело и целенаправленно привлекаемых учителем для воспитания чувства патриотизма и интернационализма и др.
Важным фактором, который позволяет говорить о необходимости широкого применения СМИ в учебном процессе для выполнения программных требований, является наличие статей, очерков, обзоров и др., на самые разнообразные темы, что позволит всегда поддержать продуктивную дискуссию на уроке русского языка. Материалы СМИ на уроке русского языка не только обучающее, но и воспитывающее средство, которое заставляет учеников быть в курсе всех событий.
Под коммуникативной компетенцией понимают способность порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, в том числе, стили, типы речи, строение описания, рассуждения, способы связи предложений в тексте, сформированные умения и навыки анализа текста и др. [10].
Понятие коммуникативная компетенция – это не одно и то же, что понятие коммуникативная компетентность, но любая коммуникативная компетенция будет являться составной частью коммуникативной компетентности субъекта.
Под коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД) понимают совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников.
К коммуникативным УУД относят:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и др.
Так, или иначе, это всё можно отнести к понятию коммуникативная компетенция. Познавательная активность школьников выступает здесь как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях и общении [7].
Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий, в том числе, как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или их умение учиться.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения, в том числе, коммуникативной компетенции, у школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Достижение ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения позволит сформировать коммуникативные компетенции школьников, в той, или иной образовательной области. Исходя из этого, учителю всегда очень важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому уроку [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, И.В. Культура речи в контексте других образовательных дисциплин [Текст] / А.И. Авдеева, А.А. Зайцев, Н.Б. Колесова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. - No2 (02). – с. 87 – 88.
2. Алгоритмы построения уроков по развитию речи [Текст] / Методические рекомендации / Автор-составитель Е.Н. Атарщикова. – Ставрополь: Издательство СГПИ. - 2018. – 156 с.
3. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания [Текст] / И.А. Алексеева. – Ростов - н/Д: Феникс, 2012. - 320 с.
4. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2015. - No 4. – С. 3 – 11.
5. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках русского языка и литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
6. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012. – 415 с.
7. Безродных, Г.И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212498/ (дата обращения: 10.04.2024).
8. Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5 - 7 классах якутской школы) [Текст] / Автореф. дис. ... канд. педагог. наук // М.В. Винокурова. – Якутск, 2015. – 20 с.
9. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
10. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
11. Дедюхина. Г.И. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 (дата обращения: 10.04.2024).
12. Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. - Автореф. ... дис. канд. Педагог наук. – Рязань, 2016. – 25 с.
13. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 24.01.2024).
14. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
15. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 185 - 190.
16. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
17. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
19. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2016. – С. 180 – 185.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2014. – 590 с.
21. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
22. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
23. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2013. – 236 с.
24. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
25. Сазанова, Н.В. Развитие коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natalija.novki-shkola.ru/li4n-rez-shk.html (дата обращения: 10.04.2024).