Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждый человек – неповторим и индивидуален. Однако, наблюдая за отношением человека к другим людям, к себе, к своему делу, к вещам, способами реакции, поведением людей, их действиями и пытаясь их объяснить, были выделены такие понятия как черты и структура характера.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.
Каждый человек отличается от другого своим индивидуальным своеобразием психики. В этом понимании в обычной речи говорят о чертах, которые характерны для каждого конкретного человека. Характер в этом представлении содержит сложную внутреннюю диалектику. Часто термин «характер» применяется для конкретизации человеческой индивидуальности – того, что отличает конкретного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Одновременно с этим заранее предполагаются черты, общение с другими людьми. Термин «характер» употребляется в речи достаточно часто.
Целью данной работы является рассмотрение акцентуации характера как фактора девиантного поведения.
Задачи:
- рассмотреть сущность характера; природное и приобретенное в характере;
- описать структуру, типы и черты характера;
- проанализировать акцентуации характера; влияние поступка на характер;
- изучить психологические особенности подросткового возраста;
- описать акцентуации характера на примере девиантного поведения подростков.
Объект исследования – акцентуации характера.
Предмет исследования – акцентуации характера как фактор девиантного поведения на примере подростков.
Глава 1 Теоретические основы акцентуации характера
1.1 Сущность характера. Природное и приобретенное в характере. Выразительные признаки и значение характера
Характер понимается и как:
- система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
- мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
- отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
Характер (греч. - признак, черта, особенность) - динамическая форма сложного психологического содержания, которая проявляется в постоянном способе жизни индивида[См. Чиркова Т.И., Методологические основы психологии: Учебное пособие к практическим и семинарским занятиям для студентов психологических факультетов : Учебное пособие. — Москва : Вузовский учебник, 2021. С. 207].
Характером объясняют также поступки и проступки, жизненные достижения и неудачи. Несомненно, это свойства индивидуальности, но в отличие от свойств нервной системы, темперамента или способностей они отражают не динамику и не результативность, а содержание отношений человека с миром.
В психологии термин «характер» означает общность индивидуальных и специфических свойств психики, которые проявляются в характерных для данного человека способах деятельности, обнаруживаются в обстоятельствах его жизни и определяются отношением личности к этим обстоятельствам.
Характер создается и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта личности, его воспитания. Это влияние носит общественно-исторический характер (например, каждый человек находится в обстоятельствах конкретного временного исторического периода, конкретной социальной среды, формируется как личность под их влиянием). Также важно учитывать и индивидуально-специфический характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его путь).
Термин «характер» впервые был введен древнегреческим философом Теофрастом (ІV-Ш ст. до н.э.), другом Аристотеля. В переводе с греческого слово характер означает «черта», «признак», «особенность».
Это слово происходит от глагола «харасс», который означает точить, царапать, чертить. В трактате о характерах, который сохранился и до наших дней, Теофраст впервые сделал попытку дать классификацию характера, но рассматривал его только со стороны моральных качеств человека[См. Юдина А.И., Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход [Электронный ресурс] : Монография. — Кемерово : ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный институт культуры", 2013. С. 96].
Характер - это совокупность наиболее устойчивых психических свойств, которые определяют типичный способ поведения человека и проявляются в его отношении к обществу, к коллективу, к другим людям и к самому себе. Поведение - внешне наблюдаемая двигательная активность человека. Это целенаправленная система последовательно выполняемых действий, которые осуществляют практический контакт организма с окружающей средой.
Характер указывает на такие особенности человека, по которым он отличается от других людей, и по которым можно предсказать поведение человека. Черты характера могут как положительно, так и отрицательно влиять на поведение человека. Они выступают как устойчивые и глубокие мотивы поведения. Например, если человек альтруист, то эта черта побуждает его к определенному поведению.
Характер играет важную роль в жизни человека. Характер человека проявляется в его поступках, поведении, деятельности. Так, например, в работе проявляются различные черты характера (целеустремленность, трудолюбие, волевые и моральные качества и др.) Писатели часто раскрывают черты характера литературных героев через их отношение к труду. Один и тот же человек может по-разному проявлять себя в разных видах труда, в зависимости от условий труда и от своего отношения к нему. В интересном и творческом труде человек может быть инициативным, настойчивым, а в работе, которую человек выполняет лишь по необходимости, - вялым, пассивным[ Савинков С. Н., Основы психологической коррекции детей и подростков [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. С. 69].
Фрагмент для ознакомления
3
1)Галактионов И. В., Личностный компонент механизма психической регуляции творческих аспектов учебной деятельности студентов // Психология обучения. — 2016. — № 4. — С. 29-35
2)Гуревич П.С., Психология: Учебник. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022.
3)Ежова О.Н., Психология: Учебное пособие. — Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021.
4)Ипатов А. В., Аутодеструктивное поведение подростков // Дефектология. — 2016. — № 3. — С. 19-25
5)Кравченко А.И., Психология и педагогика: Учебное пособие. — Москва : Издательский Центр РИОР, 2021.
6)Литвинов А. Г., Эмоциональная и личностная сфера подростков с психосоматическими расстройствами // Психология и школа. — 2004. — N 3. — С. 80-85
7)Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /А.Е. Личко // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — Москва : МГУ, 1982.
8)Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков / А.Е. Личко. — Москва : АпрельПресс, 1999. – 406 с
9)Мамайчук И.И., Методы психологической коррекции детей и подростков [Электронный ресурс] : Учебник. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2020.
10)Мартынова И.Р. Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии [Электронный ресурс] /И.Р. Мартынова, Д.С. Ошевский // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013. — Том 5. — № 3. URL:https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62507.shtml (дата обращения: 04.04.2024)
11)Носс И. Н., Профильные акцентуации характера в личностно-профессиональной диагностике сотрудников правоохранительных органов // Медицина труда и промышленная экология. — 2020. — Т. 60, № 7. — С. 443-450
12)Савинков С. Н., Основы психологической коррекции детей и подростков [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021.
13)Сапогова Е. Е., Общая психология. Практикум [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022.
14)Хлоповских Ю. Г. Акцентуации характера как причина девиантного поведения подростков//ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В III ТЫСЯЧЕЛЕТИИ. 2020. С. 324-330
15)Хохлов Н. А., Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков // Вопросы психологии. — 2021. — № 5. — С. 76-80
16)Чиркова Т.И., Методологические основы психологии: Учебное пособие к практическим и семинарским занятиям для студентов психологических факультетов : Учебное пособие. — Москва : Вузовский учебник, 2021.
17)Шаболтас А.В., Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. Том 7: Монография. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019.
18)Юдина А.И., Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход [Электронный ресурс] : Монография. — Кемерово : ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный институт культуры", 2013.