Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Физические и психологические особенности младших школьников
В педагогике школьный возраст принято разделять на следующие:
1. младшие школьники (этап обучения) (6-10 лет);
2. средние школьники (этап закрепления) (11-14 лет);
3. старшие школьники (этап совершенствования) (15-17 лет).
В рамках данного исследования мы проявляем большой интерес к этапу обучения а именно к младшим школьникам, к ним относятся учащиеся 1-4 классов. В этот отрезок времени постепенного, но очень интенсивного развития внутренних органов, систем организма. Очень сильно увеличивается вес тела ребенка, в год эта цифра растет в среднем на 2-4 кг, так же растут в показатели роста, в среднем за один год ребенок вырастает на 2-4 см, а обхват грудной клетки может увеличиваться на 2-4 см.
У детей этой возрастной категории формируется скелет и мышцы. У мальчиков проявляется в большинстве рост за счёт ног а у девочек за счет объёма туловища. Суставы всё больше закрепляются а межпозвонковые диски, которые имеют хрящи, имеют большую эластичность и динамику, за счёт этого и имеют большую подвижность. Формирование структуры позвоночника присущее взрослым у них только формируется, поэтому очень важно следить за правильным положением тела, иначе это может привести к неправильному формированию осанки .
Мышцы как и у взрослых увеличиваются, но они более гибкие, при их сокращении они сильнее сокращаются, однако в обычном положении при расслаблении они имеют большую длину чем у взрослых.
Неравномерное развитие мышц, то есть крупные мышцы формируются быстрее, а малые медленнее, являются причиной неуверенного выполнения мелких движений на точность. Вегетативные функции отстают от развития моторики. ЧСС в состоянии покоя – 90-100 уд/мин и 140-170 уд/мин – при выполнении физических упражнений. Частота дыхания – 20-22 движений /мин. Характерная черта младшего школьного возраста – поверхностное дыхание.
Период младшего школьного возраста психологически можно охарактеризовать как возраст трезвого реализма. Школьник полностью сосредоточен на том, что есть и как есть. Он хочет понять окружающий мир и вещи в нем по-настоящему. Можно наблюдать эту черту в речи, рисунках, письменных высказываниях, читательских интересах и игре. Поначалу реализм школьника зависит от того, что говорят ему авторитеты (учителя, родители, книги); мы говорим о наивном реализме. Только позже ребенок становится более критичным, и, таким образом, его подход к миру становится критически реалистичным, предвещая близость подросткового возраста.
С момента поступления в школу до начала подросткового возраста у ребенка происходит активное развитие когнитивных процессов - чтения, восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д.
В детстве преобладает бессознательное восприятие, которое постепенно сменяется сознательно организованным процессом. Восприятие постепенно превращается в целенаправленный акт и перестает быть случайным. Качество детского восприятия соответствует уровню развития познавательных процессов, знаний, опыта и мотивации. Вновь применяются анализ, синтез и систематичность. В оптимальном случае восприятие должно быть настолько точным, чтобы обеспечить эффективную реакцию в рамках соответствующих требований.
Восприятие детей со временем приближается к восприятию взрослых. По мере того, как ребенок ориентируется во времени и пространстве, все его органы чувств совершенствуются .
Разделение "я и мир" является основной предпосылкой для развития человеческого мышления. Таким образом, ребенок начинает более точно отличать реальность от мира своих субъективных желаний и страхов, преодолевает детский эгоцентризм и вступает в период фактического восприятия действительности. Вначале дети опираются только на свой собственный опыт и наглядные явления. Пробелы в знаниях ребенок заполняет собственными рассуждениями и фантастическими догадками. Мышление по-прежнему характеризуется конкретностью и наглядностью. В результате взросления и обучения в детском возрасте повышаются общие параметры работы мышления. Логическое мышление развивается, логические операции развиваются в процессе обучения, особенно в контексте преподавания.
Функции памяти у детей очень интенсивно развиваются в возрасте от 6 до 12 лет. Это связано с созреванием и влиянием специфической стимуляции, обеспечиваемой школой. Развитие памяти у детей происходит тремя путями:
• увеличением объема памяти и скорости обработки информации,
• овладение стратегиями запоминания и их более эффективное и гибкое использование.
Объем памяти в младшем школьном возрасте увеличивается. Дети запоминают больше, если они могут использовать логические связи. Скорость обработки и запоминания информации увеличивается в возрасте от 6 до 12 лет, когда время, необходимое для обработки информации, сокращается почти наполовину.
Необходимым условием для качественного развития функций памяти является способность отбирать и подавлять информацию, которая не нужна в данный момент или совершенно непродуктивна. Стратегии памяти - это также способы, которые служат для лучшего запоминания и сохранения информации.
Основными стратегиями памяти являются повторение (которое 6-7-летние дети начинают использовать в начале обучения в школе), упорядочивание информации (которое дети способны использовать в 9-10 лет), а стратегии оснащения, такие как стратегии, основанные на ассоциациях, появляются в среднем школьном возрасте. Развитие мета-памяти - младшие школьники (6-7 лет) осознают, что они забывают, и начинают понимать важность повторения.
Однако у них отсутствует способность к дифференциации, и они сохраняют неадекватные ожидания относительно своих собственных способностей.
Ученики третьего года обучения (8-9 лет) лучше умеют дифференцировать.
Они понимают, что некоторые запоминают больше, чем другие. Дети среднего школьного возраста (10-11 лет) еще лучше дифференцируют стратегии запоминания и более критичны .
Продолжительность внимания увеличивается. Качество внимания также определяет уровень других когнитивных процессов. И способность, и качество внимания меняются в школьном возрасте; устойчивое внимание растет медленно и тесно связано с мотивацией и интересом ребенка. Концентрацию внимания можно рассматривать как часть школьной зрелости.
Развитие внимания проявляется в способности контролировать внимание, особенно в плане его направления. В начале первого класса у многих учеников преобладает непроизвольное внимание. Преднамеренное внимание, контролируемое волей, довольно утомительно для детей этого возраста. Позже развивается избирательное и переключающееся внимание. Для работы в школе важно уметь удерживать внимание и не отвлекаться на несущественные раздражители. Для маленького ученика концентрация на стимулах разного качества не является одинаково сложной задачей. Визуально представленная информация имеет преимущество длительного воздействия. Сосредоточиться на слуховых стимулах сложнее, поскольку они быстро исчезают.
Общение - это взаимный обмен информацией между человеком и средой, в которой он находится в данный момент. Общение существенно влияет на развитие личности, имеет важное значение в межличностных отношениях и является средством взаимоотношений.
Ребенок, начинающий обучение в школе, обычно имеет достаточный словарный запас, необходимые языковые навыки, которые он может использовать. Он способен выразить свое мнение об обычных вещах и понимает вербальное общение другого человека, что является предпосылкой для успешного обучения в школе. Лингвистическая компетенция продолжает развиваться, дети все больше знают о структуре языка и о том, как он используется, их словарный запас обогащается специфическими выражениями и понятиями .
Словарный запас ребенка развивается под влиянием школы, средств массовой информации, семьи и группы сверстников. Ребенок имеет общую тенденцию к закреплению тех словесных выражений, которые ему полезны. В контексте родного языка дети учатся понимать различия, сходства и одинаковые значения слов, объяснять значение неоднозначных слов, искать синонимы, омонимы. В школе дети учатся различать основу слова, которая остается неизменной, и ее варианты.
При активном продуцировании речи проявляется способность использовать грамматические правила. Способность понимать различия грамматических связок значительно улучшается в течение первых двух лет обучения в школе. Понимание более сложных грамматических правил также зависит от развития навыков мышления. Примерно в 11 лет дети способны сознательно применять эти правила. Дети младшего возраста обычно говорят грамматически правильно, но их знание грамматики в основном неосознанно.
Созревание детского организма, особенно центральной нервной системы (ЦНС), проявляется в изменении общей реактивности, повышении эмоциональной стабильности и устойчивости к стрессам. В этот период детства в области переживаний сохраняется типично хорошее настроение.
Эмоциональные процессы у детей легко возникают и относительно легко затухают. После поступления в школу эмоции все более хорошо контролируются.
Ребенок способен направлять свои чувства, контролировать их. Типичными проявлениями эмоций являются ревность, страх в виде боязни наказания или реальной опасности. Гораздо чаще проявляются высшие чувства - эстетические, интеллектуальные и нравственные. К концу периода наблюдается эмоциональная стабильность.
Отношения с людьми могут служить эмоциональной поддержкой, но также и источником страха. Для младших школьников основной эмоциональной поддержкой являются родители, для детей среднего школьного возраста - все чаще сверстники. Делиться эмоциями со сверстниками легче, потому что они находятся на том же уровне развития, понимают их одинаково, испытывают похожие проблемы и одинаково их интерпретируют.
Основными аспектами эмоциональной коммуникации являются сопереживание, разделение, оказание социальной поддержки, понимание конфликтов и их разрешение. Эти аспекты позволяют передать информацию о внутреннем состоянии партнеру по общению. Эмоции в большей степени регулируются изнутри. Дети верят, что могут контролировать свои чувства, например, не думать о проблеме.
Социализация ребенка в этом возрасте происходит постепенно. Уже с рождения ребенок находится под влиянием различных социальных групп.
Теперь в жизнь ребенка входит школа с ее требованиями к социализации, и влияние сверстников не остается без внимания. Роль школьника не является избирательной, ребенок приобретает ее автоматически, независимо от собственных желаний.
Роль школьника включает в себя роль ученика и роль одноклассника. Роль ученика является подчиненной ролью и определяется институционально.
В рамках этой роли ребенок развивает определенные способности и навыки, которые впоследствии предрасполагают его к профессиональной роли. Таким образом, общество создает определенную норму ученика, которой должны соответствовать все дети. Общество требует, чтобы дети соответствовали этой норме. Те, кто преуспевает, получают вознаграждение. Однако ребенок, который не соответствует норме, отвергается и подвергается негативной оценке. Это может иметь очень серьезные последствия для отношений ученика со школой.
Роль одноклассника - это равноправная роль. Социальный успех ученика определяется способностью занять определенное положение среди людей одного с ним уровня. Ребенок учится овладевать такими навыками социального взаимодействия, как сотрудничество солидарность, самоконтроль, общение и т.д. В классе, овладевая этими навыками, ребенок приобретает различные роли, которые также влияют на развитие его взаимоотношения со школой.
Общение ребенка младшего школьного возраста варьируется в зависимости от социальной группы, в которой он находится в данный момент.
Способность дифференцировать стиль общения определяется социальным опытом ребенка. Ребенок совершенно по-разному общается со сверстниками, и совсем другие правила действуют в его общении с учителем. Однако оба способа общения приносят большую пользу ребенку в будущем.
Поведение ребенка в школе - это набор новых правил, которые ребенок должен усвоить. Для некоторых детей эти правила могут оказаться непосильным бременем. Однако многие дети в этом возрасте принимают эти правила как факт и не задумываются об их содержании. Они принимают их такими, какие они есть, потому что их преподносят авторитетные люди и потому что у детей есть потребность в положительной оценке со стороны этих людей - мораль хорошего ребенка. Более зрелые дети ведут себя так, чтобы их поведение не вызывало у них неприятного чувства вины. Наиболее зрелые дети также понимают, что им необходимо уважать потребности других людей, и адаптируют свое общение к этому - они ведут себя по-разному в разных ситуациях. Затем эти дети вырабатывают свои собственные нормы поведения со сверстниками, которые становятся для них очень важными и часто считаются более важными, чем правила. Если ребенок не ведет себя в соответствии с нормами сверстников, он будет отвергнут. Поэтому они предпочитают соответствовать.
Что касается психического развития, то дети очень эмоциональны, легко увлекаются, у них недостаточно развиты тормозные процессы. Младшие школьники легко поддаются убеждению. Велика потребность в активной двигательной деятельности. У детей этого возраста следует формировать привычку к систематическим занятиям физической культурой. Важная задача состоит в совершенствовании координации между зрительными ощущениями и выполнением движения. Особенность восприятия – целостность, не расчлененность. Слова и метод объяснения прямо зависит на качество выполнения и их правильность физических упражнений, поэтому нужно ещё и показывать наглядно технику выполнения, чтобы ребенок визуально считывал информацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров М.С., Малушко О.А. Музыкально-ритмическая гимнастика в начальной школе // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях Материалы Международной научно-практической конференции. 2020. С. 77.
2. Артемьева, Ж.С., Архипова, Ю.А., Онучин, Л.А. Роль современных видов гимнастики в оздоровлении младших школьников на занятиях фитнесом / Фитнес в физкультурном образовательном пространстве России и подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею института физической культуры и спорта.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.- С.144.
3. Архипова Ю.А., Онучин Л.А. Опыт организации и планирования занятий гимнастикой в школе в рамках дополнительного образования // В сборнике: Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. "Спорт для всех" и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "ГТО" Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Н. Зуева. 2017. С. 156.
4. Барамидзе А.М., Годик М.А, Киселева Т.Г., Стретчинг. - М.: Изд-во «Советский спорт», Блощицина Т. С. Воспитательные возможности подвижных игр старших дошкольников и формирование детских взаимоотношений. – Магнитогорск: МГПИ, 2016. С. 11.
5. Бейлин В. Р., Ярмолюк В. А. Перекаты и кувырки // Физическая культура в школе. 2018. № 3. С. 41-47
6. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. - М.: КноРус, 2020. 312 с.
7. Боген, М.М. Спортизированное физическое воспитание школьника - ключ к прогрессу государства / М.М. Боген, М.В. Боген // Дет. тренер. - 2014. - № 3. - С. 74-100.
8. Божко, Я. Кладовая игр: прогр. внеуроч. деятельности / Яна Божко, Наталья Галиева, Елена Петькова // Спорт в шк. - 2012. - № 2. - С. 24-26.
9. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
10. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
11. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
12. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры. - 2 изд. - М.: Юрайт, 2017. - 224 с.
13. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева// Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 324–326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/
14. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры. 1-4 класс / Л.Д. Глазырина. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 208 c.
15. Голикова, Е.М., Новикова, В.А. Формирование ценностей физической культуры у школьников младших классов // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. - 2018. - С. 539-541.
16. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография. – М.: Советский спорт, 2008. – 304с.
17. Добрикова, С.А. Значение комплекса ГТО в формировании физического развития школьников / С.А. Добрикова // Физическая культура в школе - 2019. - № 4. - С. 60-63.
18. Ермакова, Т. Олимпийские виды спорта во внеурочной работе классного руководителя по олимпийскому образованию младших школьников / Ермакова Татьяна // Проблемы и перспективы развития спортив. игр и единоборств в высш. учеб. заведениях : электрон. науч. конф. (15 янв. 2005 г.) : [Сб. ст] / Харьков. гос. акад. физ. культуры [и др]. - Харьков, 2005. - С. 57-61.
19. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учебник для вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 6-е изд. - М.: Академия, 2013. - 288с.
20. Зарипова Ф. Физическая подготовка детей младшего школьного возраста / Ф. Зарипова // Fan-Sportga. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-podgotovka-detey-mladshegoshkolnogo-vozrasta-1
21. Зданович, О. С. Моделирование организации школьного спорта на основе спортивного клуба: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ольга Сергеевна Зданович; ФГБОУ ВПО «ЧГИФК». - М., 2011. - 24 с.
22. Каинов, А. Н. Физическая культура. 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Учитель, 2016. - 172 c.
23. Клюева С.С., Лубшев М.А., Парахин В.А. Специальная разминка при занятиях гимнастикой в школе // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 75.
24. Коцарева В. В. Формирование личности в младшем школьном возрасте / В. В. Коцарева // IN SITU. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnosti-v-mladshem-shkolnomvozraste
25. Литвинов, Е. Н. Физическая культура. 1-2 классы. Учебник / Е.Н. Литвинов, М.В. Анисимова, Т.Ю. Торочкова. - М.: Мнемозина, 2018. - 817 c.
26. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 классы / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2015. - 192 c.
27. Мозговой, В. М. Уроки физической культуры в начальных классах / В.М. Мозговой. - М.: Просвещение, 2014. - 272 c.
28. Мунчаев К.М., Скляров А.В. Некоторые аспекты учебно-воспитательной работы на уроках гимнастики в общеобразовательной школе // В сборнике: Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ш.О. Исмаилова. 2018. С. 79.
29. Пронин Б.С. Нетрадиционные виды гимнастики на уроках физической культуры // Сборник материалов научно-методической конференции. 2018. С. 376.
30. Сланко В. А. Управляемое обучение гимнастическим упражнениям в старших классах // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. №3. С. 49-57
31. Сухова Е.А., Жуков А.А., Ильина А.В., Леньшина М.В. Гимнастика и оздоровительные системы в программах по физической культуре для общеобразовательной школы до и после принятия ФГОС второго поколения // В сборнике: Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. Под редакцией О.Н. Савинковой, А.В. Ежовой. 2018. С. 377.
32. Трескин М.Ю., Янкунас Д.Р., Салямов Д.К. характеристика урока гимнастики в общеобразовательной школе // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. 2016. С. 77.
33. Физическая культура в начальных классах / И.М. Бутин и др. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 176 c.
34. Ярлыкова О.В. Особенности обучения младших школьников на уроках физической культуры / О. В, Ярлыкова, А.К. Джабраилова // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-mladshih-shkolnikov-naurokah-fizicheskoy-kultury