Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Экономика - это одна из немногих наук, которая тесно связана с повседневной жизнью людей. В современном обществе, построенном на рыночных отношениях, знание и изучение основных показателей экономической деятельности стали неотъемлемой частью нашей жизни. Один из таких показателей - спрос. Все отношения между хозяйственными субъектами каким-либо образом связаны со спросом, поскольку он играет важную роль в определении цены товаров и услуг.
Спрос на товары или услуги - это желание и возможность потребителей купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени. Чувствительность спроса к изменениям цен, доходов и другим показателям рыночной ситуации описывается показателем эластичности.
Эластичность является одной из ключевых категорий в экономике. Она помогает понять, как рынок адаптируется к изменениям в его факторах. Обычно предполагается, что повышение цен на продукцию фирмы позволяет увеличить ее выручку. Однако на практике это не всегда так: повышение цен может привести не к росту выручки, а наоборот, к ее уменьшению из-за снижения спроса и соответствующего сокращения продаж.
Поэтому понятие эластичности является важным для производителей товаров, поскольку оно даёт ответ на вопрос о том, насколько изменится спрос и предложение при изменении цены. Обычно компании, повышая цены, ожидают увеличения выручки от продаж. Однако возможно и обратное: повышение цен может привести не к росту, а к снижению выручки из-за уменьшения спроса и продаж.
Поэтому для фирмы важно определить, как изменение цены на продукцию, доходы потребителей или цены на аналогичные товары, производимые конкурентами, может повлиять на объем спроса.
Цель курсовой работы – проанализировать измерение и использование в рыночной стратегии эластичности спроса.
К основным задачам курсовой работы следует отнести:
-рассмотреть понятие и измерение эластичности спроса;
-изучить применение эластичности спроса в рыночной стратегии;
-дать краткую характеристику магазина «Азакс»;
-провести анализ эластичности спроса в магазине «Азакс»;
-разработать предложения по улучшению эластичности спроса на товары магазина «Азакс».
Объектом исследования является магазин «Азакс»
Предмет исследования - измерение и использование эластичности спроса в магазине «Азакс».
Методология работы. Для написания работы использовались разные графики и таблицы и формулы, используемые при написании работы. Для рассмотрения конкретных задач и анализа графиков рассмотрены механизмы взаимосвязи спроса с предложениями, условия изменений цен в разных ситуациях. В настоящей статье исследованы различные свойства и вариации эластичности и их отношение к различным ценовым факторам.
Основы теории работы. Раскрытие устойчивости предложения и спроса, механизм ценообразования можно обнаружить почти в любых учебниках и периодических изданиях. Основными представителями исследования этих проблем из числа русских и иностранных авторов могут быть Булатов А.С., Камаев В.Д., Любимов Л.Л., Анохин Н.А., Манков Н.Грегори и многое другое..
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты эластичности спроса
1.1 Понятие и измерение эластичности спроса
Спрос - это количество товаров или услуг, которое хозяйствующий субъект желает приобрести по выгодной для себя цене [25]. Эластичность спроса означает гибкость спроса и предложения в отношении динамичной внешней рыночной среды [7].
Она показывает способность величины спроса изменяться в результате воздействия различных факторов, которые оказывают на него качественное влияние.
Иными словами, это принцип определения зависимости потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и т. д., а также от количественных показателей уровня жизни и благосостояния субъектов хозяйствования [2].
Эластичность спроса может быть трех видов:
- эластичность спроса по цене. Эта характеристика отображает изменения в структуре спроса в ответ на изменение рыночной цены конкретного товара
где Q - количество продукта, P - его цена [11].
Важно отметить, что эластичность спроса, как правило, соответствует трем состояниям:
а) эластичность, близкая к нулю, в основном характеризуется товарами первой необходимости, которые являются крайне важными для любого хозяйствующего субъекта для удовлетворения его физиологических потребностей (в правильном питании, одежде).
Спрос на такие товары остается постоянным, независимо от изменений уровня доходов и цен, поскольку потребители продолжают их покупать;
б) эластичность спроса, стремящаяся к положительной бесконечности, предполагает, что спрос сильно реагирует на любые экономические явления, особенно на малейшие изменения цен. Такая ситуация типична, например, для рынка ценных бумаг [20];
в) полная эластичность характерна для предметов роскоши, т. е. третичных потребностей, которые не требуют немедленного удовлетворения и присутствуют у тех хозяйствующих субъектов, платежеспособность которых высока (автомобили, коттеджи и т. д.). В этом случае потребители с высокими доходами, чьи первичные физиологические потребности полностью удовлетворены, проявляют больший интерес к таким товарам [15].
- эластичность спроса по доходам:
где I - сумма дохода, Q - его изменение [19].
Здесь необходимо различать товары с отрицательной эластичностью, называемые товары категории любви, и товары с положительной эластичностью (обычные товары). Если доход потребителя повышается, он может изменить свои предпочтения и вкусы, а также позволить себе купить более дорогой товар.
- поперечная эластичность. Этот показатель определяет величину спроса на один товар в зависимости от изменения цен на другой:
где A и B - два сравниваемых продукта [27].
Наличие альтернативных и дополнительных продуктов на рынке расширяет возможности потребления. Спрос на определенный товар может возрасти при увеличении цен на другой, что связано с тем, что он становится более доступным по сравнению с ним [6].
Точно так же, спрос на автомобили может зависеть от изменений цен на бензин. Покупатель имеет широкий выбор и, основываясь на нем, вероятность совершения покупки на рынке значительно возрастает [14].
1.2 Применение эластичности спроса в рыночной стратегии
Эластичность спроса - это понятие, которое находит своё применение во многих сферах. Например, знание эластичности спроса на продукт помогает производителям принимать правильные решения относительно цен.
Если предприниматель считает, что спрос на его продукцию неэластичен и даже значительное снижение цен не приведет к увеличению продаж, то он, очевидно, не будет снижать цены, так как будет терпеть убытки, и это приведет к общему снижению его дохода [22].
С другой стороны, при неэластичном спросе повышение цен приводит к увеличению объема продаж. Но на самом деле это не всегда выгодно для производителя.
Использование концепции эластичности для анализа связи между эластичностью спроса и выручкой производителя при значениях > 1 показывает, что даже небольшое повышение цены может привести к значительному снижению продаж и, соответственно, к общему снижению выручки. В то же время, снижение цен приведет к увеличению продаж и общей выручки [4].
Таким образом, если спрос на продукцию неэластичен, повышение цен приводит к увеличению дохода производителя, а если спрос эластичен, то повышение цен негативно сказывается на его доходе [17].
Кроме того, эластичность спроса играет важную роль в анализе и прогнозировании налоговых последствий.
Налогообложение не всегда совпадает с его предварительным определением, так как происходит распределение налоговой нагрузки. Введение налога влияет как на продавца, так и на покупателя, и независимо от
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакулина Л.Ю., Беляева Т.П., Лабудин А.В. Экономика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2022. – 368с.
2. Абрамченко, Н.В. Использование программных средств в оценке эластичности спроса и предложения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2019. - № 5-1. - С. 70-73.
3.Абрамова, Ю.Д. Практическое применение теории спроса и предложения // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2022. - С. 61-64.
4.Аркадьева, Р.Ю. Спрос и предложение в современной российской экономики: эластичность и факторы. - Твой день.-2020. - № 3. -С.9-12
5. Базиков А.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Учебно-методические разработки. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 416с.
6. Богатырева Н.А., Бутова О.Ю., Татарников Е.А. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2022. – 160с.
7. Богaчев C.П. Соотношение категорий "ценноcть" и "cпроc" // Веcтн. МГУ. Cер.6. Экономикa. - 2020. - N 6. - C.3-22.
8.Волжаковский, А.М. Эластичность спроса и предложения. - М.: Проспектъ, 2021. - 495 с.
9.Волков, А. Эластичность спроса и предложения: ситуация меняется// Мировая экономика и международные отношения. - 2020 - №2 - С. 29-34.
10. Гвоздарева, А.И. Значение эластичности спроса и предложения для предпринимательской деятельности // Финансовые рынки и экономический рост. - 2019. - С. 161-182.
11. Гордеева М.И. Предложение формирует спрос // Экономика и жизнь. – 2021. - № 31. – С.33.
12.Грязнова, А.Г. Экономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов. - М.: КноРус, 2021. – 528 с.
13.Дашин, О.А. Практическое применение теории эластичности// Экономика и жизнь. – 2022. - №7. – С.35
14.Задоя, А.А. Основы экономической теории. - М.: Рыбари, 2022. – 408 с.
15.Киселева, Е.Н. Курс экономической теории. - Киров: АСА, 2019. - 624с.
16.Кобзева, Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка // Молодой ученый. - 2020. - № 21 (101). - С. 397-402.
17.Кураков, Л.П. Курс экономической теории. - М.: Гелиос АРВ, 2022. - 337 с.
18. Лебедев О. Т. Основы экономики. - СПб.: ИД “МиМ”, 2021. – 224 с.
19. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории. – М.: Дрофа, 2022. – 279 с.
20. Митакин, Д.А. Эластичность спроса и предложения в сытовой политике компании // Материалы Международной научно-практической конференции. - 2022. - С. 154-156.
21. Мухина, Е.Р. Исследование факторов ценовой эластичности спроса и предложения // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. - 2023. - № 5. - С. 36.
22. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – И.: КНОРУС, 2022. – 452с.
23. Пирогова, А.С. Влияние эластичности спроса и предложения на коммерческую деятельность // Научному прогрессу – творчество молодых. - 2019. - № 1. - С. 25-27.
24.Савицкая, Е. Эластичность спроса и предложения // История и обществознание для школьников. - 2020. - № 2. - С. 3-12.
25.Силаева, М.В. Спрос и предложение: учебно – методическое пособие. Нижний Новгород: НФ ГУ - ВШЭ, 2019. – 31 с.
26.Соколова С.В. Основы экономики: Учебник. – М.: Академия, 2022. – 128 с.
27. Шарыпкина М.А. Краткий курс по экономической теории. – М.: Окей-книга, 2019. – 141с.