Фрагмент для ознакомления
2
Современные философия и наука немыслимы без обобщений диалектического характера, эти обобщения касаются опытных данных, они позволяют нам оперировать научными данными, что представляется непростой задачей. Диалектика является учением о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанным на этом учении методом мышления [3].
История философии знает три главные формы диалектики, а именно, речь идет о:
• Античной, которая носила стихийный характер, поскольку ее основой выступал житейский опыт, отдельные разрозненные наблюдения (здесь следует особенно выделить идеи Гераклита, Платона, Аристотеля, Зенона и др. философов);
• Немецкой классической, которую разработали Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель (он наиболее полно и глубоко разработал диалектику);
• Материалистической – здесь речь идет о разработках К. Маркса и Ф. Энгельса.
В целом, для рассмотрения диалектического метода необходимо подробное изучение основных этапов развития диалектики. Причем, особое внимание необходимо обратить на такие периоды формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т. к. именно между ними заключается самый важный переломный момент развития диалектики. Одна из них представляет собой идеалистическую, а вторая - материалистическую диалектику, поэтому в данной работе целесообразным представляется выявление общих черт и различий между этими чертами.
Что касается диалектической философии Гегеля, то она является первым этапом развития диалектической философии.
Важнейшая характеристика философии Гегеля заключается в ее единство с диалектикой, диалектической философией. Вследствие этого у термина «диалектическая философия Гегеля» есть два толкования.
Первое толкование связано с тем, что философия Гегеля является диалектичной, представляет собой диалектическое учение.
Второе толкование является идентифицированным и раскрывается исключительно в современной диалектической философии, оно «определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания)» [14].
Диалектическая философия в философской системе Гегеля является начинающейся непосредственной актуализацией диалектической философии, которая «непосредственно в духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и была актуализирована грандиозная философия Гегеля» [14]. Происходит совпадение познания с бытием, оно излагается в двуединстве, в нем же оно и актуализируется.
В процессе рассмотрения соотношения между идеей и реальностью Гегелем ставится проблема того, какова сама суть перехода от идеального к реальному, от идеи абсолютного характера к природе. Гегель говорит о том, что абсолютной идее следует преодолеть собственную «абсолютность», то есть, она выходит за рамки самой себя, вступает в иные сферы. Природа представляет собой только лишь одну из этих сфер, соответственно, она представляет собой этап внутреннего развития идеи, ее инобытие или иное воплощение [7].
Таким образом, осуществляется принципиальное объяснение природы из идеи, изначально заложенной в ее основе. Основой диалектики как особой модели философского подхода к миру являются выделенные Гегелем главные законы диалектики. Рассмотрим их более подробно.
1. Закон количественных и качественных изменений. Согласно данному закону, существование любого предмета или явления осуществляется в определённых количественных пределах (речь идет о границе меры). Нарушение этих пределов является причиной перехода в новое качественное состояние.
2. Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону, любой предмет, явление, процесс, содержат в себе противоположные стороны, противоречия. Например: «Северный полюс в магните не может быть без южного, а южный полюс соответственно не может быть без северного. Вообще противоположность имеет в качестве противостоящего себе не просто некое иное, но своё иное» [7]. Закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим законом действительности и её познания человеческим мышлением, являющийся выражением самой сути материалистической диалектики. В каждом объекте заключены противоположности. Под противоположностями в диалектическом материализме подразумеваются те аспекты, которые пребывают в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга. Другая сторона диалектических противоположностей заключается во взаимном отрицании сторон и тенденций, по этой причине стороны единого целого по сути являются противоположностями, они не взаимосвязаны, но и взаимно отрицаются. Разрешение любых противоречий является скачком, качественным изменением данного объекта, способствует превращению его в качественно другой объект, который отрицает старый. В целом, забегая вперед, можно сказать, что все учение марксизма об общественном развитии основывается на данном законе. Гегелем при характеристике действия данного закона используются категории тождества, различия, противоположностей, противоречия. Тождество является категорией, выражающей равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, которая выражает то, насколько объект не равен самому себе, или два объекта не равны друг другу. Противоположности – это категория, являющаяся отражением взаимоотношений сторон объекта или объектов друг с другом, сильно отличающихся друг от друга.
3. Противоречие является процессом взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия - центральная в этом законе. При раскрытии действия этого закона, Гегель подчеркивал, что существует связь и взаимодействие между противоположностями. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей «выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность» [7].
4. Закон отрицания отрицания. В процессе развития, когда одна из противоположных сторон усиливается до границы меры и объект переходит в новое качественное состояние, это новое состояние отрицает прежнее, на новом уровне развития вновь возникают противоположности, одна из них усиливается, доходя до границы меры вновь происходит переход к новому качественному состоянию, которое отрицает предыдущее. Тем самым происходит двойное диалектическое отрицание. Таким образом, развитие происходит по спирали. На каждом новом уровне сохраняются основы всех прежних уровней развития [7].
Диалектическая философия Гегеля послужила основой для развития современной диалектической философии, которая занимается дальнейшими исследованиями проблем бытия, в частности, речь идет о проблеме изначальности миросоздания.
Таким образом, на объективно-идеалистической основе Гегелем было развито учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработаны главные принципы диалектической логики. Гегель критиковал метафизический метод мышления, который являлся господствующим в учениях как идеалистического, так и материалистического характера. Кантовской «вещи самой по себе» Гегелем был противопоставлен принцип, согласно которому сущность проявляется, а явление существенно. Диалектический метод Гегеля подвергся разработке К. Марксом. Диалектический метод К. Маркса в определениях диалектической философии является рациональным логико-историческим материалистическим методом, учитывающим только некоторые из главных диалектических принципов и операций, однако по своей сути этот метод не является диалектическим [10].
В целом, диалектический метод К. Маркса является специализированным, рационально-материалистическим представлением главного метода философии Гегеля, однако в нем не учитывается богатство сверхчувственности. По этой причине он является вторичным относительно основных методов диалектической философии (в первую очередь, речь идет о методе философии Гегеля), носит достаточно узкий характер, а значит, его нельзя применить ко всем процессам.
Иными словами, метод, предложенный К. Марксом, возможно использовать только для концентрации значительных методологических ресурсов в целях решения определенной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для того, чтобы полно осветить многогранные сложные объемные вопросы.
Однако диалектический метод К. Маркса все же был подвержен излишней догматизации, что подтверждается практически [7]. Кроме того, многие спорные вопросы возникали в связи с классовым характером разработки диалектического метода в философии марксизма.