Фрагмент для ознакомления
2
Массовая культура - это понятие, обобщающее совокупность произведенных в массовом обществе культурных ценностей, ориентированных на массовое потребление. Массовая культура создается и распространяется для широкой аудитории вне зависимости от социального статуса, уровня образования, места проживания.
Следовательно, продукты массовой культуры обладают такими признаками как стандартизация, коммерциализация, общедоступность, простота, недолговечность.
Неотъемлемой частью массовой культуры сегодня является реклама. Она помогает обрабатывать всевозрастающие информационные потоки и фильтровать их, а также становится инструментом влияния на систему ценностей современного человека, стандарты его поведения, психологическое состояние .
Еще Г. Маркузе проводил соответствием между «утратой критической силы разума» и идеологией развития индустриального общества. Предписываемые реакции, воздействие на сознание – все это входит в норму и формирует «одномерное мышление» .
Когда индивиды не заняты производительным трудом, контроль над их сознанием не должен прекращаться. Это достигается благодаря манипуляции сознанием, которая осуществляется с помощью контроля над поступающей информацией: «Одномерное мышление систематически насаждается изготовителями политики и их наместниками в сфере массовой информации. Универсум их дискурса внедряется посредством самодвижущихся гипотез, которые непрерывно и планомерно повторяясь, превращаются в гипнотически действующие формулы и предписания» . Человек повторяет чужие мысли и утверждения, при этом находясь в полной уверенности, что всё это является продуктом деятельности его собственного сознания, не подозревая, что стал объектом манипуляции . Не последнюю роль здесь играют повсеместное распространение индустрии досуга и развлечений, а также формирование приоритета «ложных» потребностей перед истинными. Человек, ориентированный на обладание и развлечение, становится «одномерным», как назвал его Маркузе в одноимённой книге, у него есть лишь один вектор развития, заранее заданный и контролируемый государством, как машиной подавления и подчинения. Для того чтобы избавить человека от ненужной государству рефлексии, оно внедряет чёткие жизненные установки (например, «американская мечта»), а любое свободное время предлагается заполнить всевозможными чувственными развлечениями на любой вкус .
Реклама - это многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон. В этой связи выделяют несколько подходов к изучению рекламы: маркетинговый, коммуникационный, юридический, культурологический.
Функции рекламы:
- аксиологическая (ценностно-ориентационная: аккумулирование и трансляция ценностей);
- трансляционная (перевод явлений окружающей действительности на универсальный смысловой уровень, трансляция смыслов);
- образовательная (аккумулирование и тиражирование знаний);
- мифотворческая (мифологизация социальных процессов);
- рекреативная (восстановление сил и обеспечение комфортного существования);
- психологическая (психологическая и нравственная регуляция);
- идеологическая (манипулирование общественным сознанием);
- маркетинговая (создание условий непрерывного массового потребления) .
В дополнение к уже перечисленным добавляют такие функции, как:
- адаптационная (приспособление к условиям быстроменяющейся внешней среды);
- социализирующая (включение индивида в социальную группу, усвоение социокультурного опыта);
- коммуникативная (презентация, манипуляция, конвенция .
Традиционно перечь функций рекламы в исследованиях различных авторов ограничивается экономической, психологической, социальной и коммуникационной функцией. Однако справедливо утверждать, что все из приведенных функций массовой культуры относятся и к рекламе как к неотъемлемой ее части.
С точки зрения аксиологической функции, невозможно отрицать роль рекламы как механизма распространения и укрепления ценностей. Часто в рекламе транслируются ценности, связанные с духовным национальным богатством страны, любовью к родине.
Трансляционная функция прослеживается в рекламе технологически сложных устройств, транспортных средств, лекарственных препаратов и т.д. Здесь делается акцент на базовой потребности, которую удовлетворяет то или иное средство. То есть в рекламе, нацеленной на массового потребителя, не указываются технические характеристики автомобиля, телефона, пылесоса; а осуществлен перевод этих характеристик в потребительские свойства. Это же касается и лекарственных препаратов: в рекламе мы не увидим состава, действующих веществ, фармакологической группы, а только лишь перечень симптомов, с которыми поможет справиться лекарство.
Анализируя образовательную функцию рекламы, отметим, что о новых технологиях, товарах и способах их применения чаще всего мы узнаем именно из рекламы. В этом контексте она ускоряет внедрение технических и технологических открытий в реальную жизнь, обеспечивает процесс популяризации достижений научно-технического прогресса. Кроме того, некоторые научные знания, которые ранее были доступны только профессиональному сообществу, становятся средствами убеждения массового потребителя и перестают быть специализированными. Например, сегодня все знают о кислотно-щелочном балансе, причинах появления кариеса, вреде пластика, способах продления срока эксплуатации автомобиля и т.д.
Мифотворческая функция рекламы проявляется в использовании схожих с мифом технологий. Реклама, воздействуя на потребителя и формируя определенное мнение о рекламируемом объекте, побуждает к совершению покупки. Для достижения этих целей реклама использует символы, образы и знаки, не нуждающиеся в рациональной интерпретации, они воспринимаются потребителями на уровне бессознательного. Рекламный образ, опирающийся на мифы и архетипы, воспринимается как уже знакомый, вызывающий доверие. В современной рекламе часто используются принципы мифодизайна: волшебность, антропоморфность (одушевление товаров), тотемичность (придание статуса загадочности и могущественности), символичность, псевдоэкзистенциальность (ложные смыслы жизни, замена процесса обладанием (псевдосчастье), бегство от действительности (развлечения) и многие другие.
Массовая культура - самый простой и доступный вид рекреации (восстановления) для человека, который ежедневно сталкивается с дефицитом ярких впечатлений, высокой интенсивностью труда, информационной перенасыщенностью. В этих условиях одним из механизмов компенсации затраченной энергии выступает реклама, связанная по преимуществу со сферой досуга, развлечения и свободного времени. В рамках своей рекреативной функции реклама уводит человека от повседневности и предлагает ему другую реальность, где царит атмосфера праздника, благополучия, успеха.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аакер, Д. А. Создание сильных брендов / Д. А. Аакер.– М.: Издательский дом Гребенникова, 2003.– С. 170
2) Анашкина Н.А., Коваль А.В. Актуальные проблемы современной российской рекламы//ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ: ДИЗАЙН, РЕКЛАМА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Научный редактор Л. М. Дмитриева. 2016. С. 44-46
3) Антонова Н.В., Психология потребительского поведения, рекламы и PR. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019.
4) Боташева А.К., Ануфриенко С.В. Медиаполитический процесс как фактор влияния на событийную сторону политической жизни (на примере событий на Украине 2014-2015 гг.) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2019. – No 1. – С. 219-225
5) Бурукина О. А. Телереклама как эффективный инструмент манипулирования сознанием российского потребителя// ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ. С. 158-160
6) Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997.
7) Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1995.
8) Зирка В.В. Манипулятивные игры в рекламе: лингвистический аспект. М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2020.
9) Иванова В. А., Специфика использования приема "экспертное мнение" в рекламной коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2020. — № 6. — С. 57-60
10) Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2005.
11) Кашина П. С., Авакян Л. А. Реклама как средство манипулирования сознанием человека//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Сборник статей международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 24-26
12) Клустер Д. Что такое критическое мышление? //Перемена, 2001, № 4. С. 59-65
13) Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. – М: ООО «Издательство ACT», 2002. – 526 с.
14) Менегетти Антонио. Проект «Человек». М.: Онтопсихология, 2007.
15) Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2020.
16) Молчанова А.М., Ковальчук А. И., Заруднева А.Ю. Манипуляции в рекламе// РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 января 2023 г., г. Ижевск). В 2 ч. Ч. 2 / - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 133-134
17) Пендикова, И. Г. Архетип и символ в рекламе: учебное пособие / И. Г. Пендикова, Л. С. Ракитина; под ред. Л. М. Дмитриевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 303с.
18) Перов В. Ю. Когнитивные искажения и этические проблемы современных медиакоммуникаций//МЕДИАЛИНГВИСТИКА. Материалы VI международной научной конференции. Том Выпуск 9. Науч. редактор Л.Р. Дускаева, отв. редактор А.А. Малышев. Санкт-Петербург, 2022. С. 672-380
19) Плужникова Д. А. Виды манипуляций в рекламных текстах// СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 88-90
20) Прокофьева Д. В. Отчуждение человека в биологическом и социальном измерениях в работах Г. Маркузе// ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. 2016. № 78. С. 230-235
21) Семенова М. А. Приемы коммуникативного воздействия телевизионной рекламы // Молодой ученый. 2018. No 5, ч. 2. С. 117-120
22) Сергеева З. Н., Технология рекламы. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2020.
23) Серитирова, Г. Н. Особенности манипуляции в языке рекламы / Г. Н. Серитирова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 3-3(79). – С. 115-117
24) Смирнова Л. Д. Архетипы матери и ребенка в рекламе// Коммуникативное пространство современности как сфера действия PR и рекламы: материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции (г. Луганск, 10 дек. 2020 г.). – Луганск: Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ им. М. Матусовского», 2020. С. 165-170
25) Судакова Ю. А. Приёмы коммуникативного воздействия коммерческой рекламы на потребителя//ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 2. Чита, 2021. С. 67-70
26) Травкина Е.А. Механизмы психологического воздействия на потребителя в рекламе// НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (12 ноября 2023 г, г. Иркутск). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2023. С. 70-75
27) Урванцева Л. К., Дондик Л. Ю. Приемы языкового манипулирования в рекламе Франции и Великобритании// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Москва, 2023. С. 261-263
28) Фишбейн, Н. В. К. Г. Юнг об архетипах как основе понимания сознательной деятельности человека / Н. В. Фишбейн // Социально-политический журнал. – 1998. – № 6. – С. 241-245
29) Черкасс, И. А. Прагматические особенности англоязычных туристических рекламных текстов / И. А. Черкасс // Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – Т. 89. – № 6. – С. 126-130
30) Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. – М.: Ренессанс, 1991. – 150 с