Фрагмент для ознакомления
2
Определение прибыли является основополагающим, поскольку в условиях неопределенности прибыль является значимым и главным результатом деятельности любой организации. Ведущая роль прибыли заключается в том, что они обеспечивают укрепление бюджета государства, способствуют инвестиционной привлекательности, деловой активности организации во всех сферах. Именно прибыль является главной составляющей связи всех участников производственного процесса, итоговым результатом функционирования производства в целом.
Определение финансовых результатов является завершающим этапом в деятельности предприятия. Благодаря высоким значениям финансовых результатов деятельности, происходит увеличение его деловой активности и инвестиционной привлекательности, в финансовой и производственной сферах, обеспечиваются укрепление государственного бюджета посредством налоговых платежей .
Ведущие специалисты в рамках экономического анализа и финансового менеджмента большое внимание уделяют изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Однако к определению экономического содержания данного понятия они подходят с различных сторон и с разной степенью детализации.
Например, профессор А.Д. Шеремет и Е.В. Негашев, раскрывая предлагаемую ими методику анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия, отмечают, что «финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периода» .
Н.А. Толкачева даёт наиболее ёмкое определение: под финансовыми результатами она понимает прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово – хозяйственной деятельности за отчётный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка .
В свою очередь О.В. Ефимова считает, что финансовый результат – это прибыль. Но в то же время она отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают собственники» и в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов» .
Различают несколько видов прибыли.
Валовую прибыль можно получить, рассчитав разницу между выручкой от реализации товаров и стоимостью затраченных ресурсов.
Прибыль/убыток от продаж − это разность между валовой прибылью и коммерческими расходами или управленческими расходами компании. Управленческие расходы связаны с содержанием управленческого персонала, а коммерческие расходы связаны затратами по реализации продукции. К прибыли от продаж добавляются прочие доходы и проценты к получению за минусом всех прочих расходов и процентов к уплате представляют собой прибыль до налогообложения.
После уплаты всех необходимых налогов компания получает чистую прибыль. Руководством организации чистая прибыль может распределяется по ее назначению: либо на начисление дивидендов учредителям, либо на цели накопления или потребления, либо на покрытие убытков прошлых лет.
1.2 Понятие рентабельности и направления ее анализа
Рентабельность – это один из основных показателей, характеризующий финансовую результативность хозяйствующего субъекта. Анализ рентабельности – одно из основных направлений анализа хозяйственной деятельности наряду с анализом абсолютного финансового результата. Подходы различных авторов к трактовке понятия «рентабельность» отражены на схеме (рисунок 1.1).
Рис. 1.1 – Подходы различных авторов к трактовке понятия «рентабельность»
Источник: составлено автором по данным [6,12,20]
На основе показателей рентабельности можно судить о доходности активов, обязательств и капитала. Повышение показателей рентабельности предприятия в будущем указывает на рост прибыли, которые приходятся на единицу продукции. По результатам анализа показателей рентабельности возможно сделать выводы об благополучии деятельности предприятия, о его материальной прочности, развитии предприятия в будущем.
Анализ рентабельности проводится на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В первом содержаться непосредственно данные о показателях прибыли, которые служат основой для расчёта рентабельности, в бухгалтерском балансе содержаться данные об имуществе компании, которые, непосредственно используются для расчета показателя бухгалтерской рентабельности. В ходе анализа производится оценка влияния факторов на уровень рентабельности (рисунок 1.2).
Рис.1.2 Факторы, определяющие уровень рентабельности
хозяйствующего субъекта
Источник: составлено автором по данным [6,12,20]
В таблице 1.1 представлены основные показатели рентабельности.
Таблица 1.1
Классификация показателей рентабельности и методика их расчета
Показатель Формула расчёта
Рентабельность продаж Валовая прибыль: выручка×100 %
Совокупная рентабельность продаж Чистая прибыль: выручка×100 %
Рентабельность продукции Валовая прибыль: себестоимость×100 %
Совокупная рентабельность продукции Чистая прибыль: себестоимость×100 %
Рентабельность организации Чистая прибыль: валюта баланса×100 %
Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль: собственный капитал×100 %
Рентабельность основных фондов Чистая прибыль: основные средства×100 %
Источник: составлено автором по данным [6,12,20]
Основным различием в расчёте показателей рентабельности является набор самих показателей, которые используются для анализа. Зачастую то, какое число показателей будет использовано, зависит от размеров предприятия, системы бухгалтерского учёта, которую оно использует. На крупных предприятиях можно использовать углублённый анализ, в том числе и с использованием основ маржинального анализа и применением формул Дюпона для факторного анализа.
Однозначно сказать, что методика кого-то из авторов является универсальной для проведения анализа рентабельности нельзя. Необходимо руководствоваться тем объёмом исходной информации, которая есть для анализа. Главное, что показатели рентабельности необходимо анализировать в динамике. Одно из направлений анализа – разработка мероприятий по повышению рентабельности. Предприятиями разрабатываются комплексы мер для увеличения рентабельности предприятия: понижение затрат производства, использование экономичной технологий, техническая модернизация компания, перерождения бизнеса. Помимо всего вышеупомянутого, для наращивания конкретных видов доходности производства могут быть применены методы сокращения затрат готовой продукции (замена импортных составляющих на отечественные, например,) однако такой способ не должен в конечном счете повлиять на качество выпускаемой продукции.
Таким образом, рассмотрев прибыль как экономическую категорию, можно прийти к выводу, что данное понятие носит многогранный характер и изучение его является ключом к успешной деятельности организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21. 07. 2020 г. № 474 // Собрание законодательства РФ. − 2020. − № 34. − Ст. 1697.
2. О бухгалтерском учете : ФЗ от 06.12. 2011 г. № 402-ФЗ (с изменениями от 12.12. 2023 г.) //Российская газета. – 2023. – № 123. – С. 2-3.
3. Азизова, Л. Р. Методы анализа финансовых результатов коммерческого предприятия / Л. Р. Азизова, Р. Б. Шахбанов // Вестник научной мысли. – 2022. – № 2. – С. 18-21.
4. Базовкина, Е. А. Анализ финансового результата деятельности предприятия / Е. А. Базовкина, Ж. А. Божченко // Вектор экономики. – 2021. – № 8(38). – С. 58.
5. Баширова, Д. Р. Анализ финансовых результатов на малых предприятиях / Д. Р. Баширова // Экономика и социум. – 2023. – № 4-1(83). – С. 711-716.
6. Бекренева, М. В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / М. В. Бекренева // Вопросы устойчивого развития общества. – 2023. – № 6. – С. 217-221.
7. Будагов, А. С. Вопросы анализа и обоснования управленческих решений улучшения финансовых результатов и финансовой независимости предприятия / А. С. Будагов, Н. Г. Лашкова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2021. – № 3. – С. 8-11.
8. Гайрбекова, Р. С. Оценка финансовых результатов в системе управления предприятием / Р. С. Гайрбекова, Л. З. Абдокова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 38(6). – С. 143-148.
9. Гапон, М. Н. Анализ финансового состояния и результатов деятельности (на примере коммерческого предприятия) / М. Н. Гапон, Д. П. Ткаченко // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 11. – С. 156-164.
10. Гуляева, Е. Л. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия / Е. Л. Гуляева, К. В. Ивахненко // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 3. – С. 469-472.
11. Завалова, И. В. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия / И. В. Завалова // Modern Science. – 2021. – № 6-3. – С. 29-30.
12. Замалеева, А. И. Экономико-математическое моделирование повышения финансовых результатов / А. И. Замалеева // Вектор экономики. – 2023. – № 12(66). – DOI 10.51691/2500-3666_2023_12_11.
13. Кагарманова, А. И. Методологические подходы к анализу финансовых результатов предприятия / А. И. Кагарманова, Д. Р. Шарафутдинова // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. – № 1(28). – С. 485-489.
14. Касимова, Д. М. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия / Д. М. Касимова // Интернаука. – 2023. – № 13-2(189). – С. 57-60.
15. Магомедова, Р. Ш. Анализ финансовых результатов / Р. Ш. Магомедова // Гуманитарий и социум. – 2023. – № 6. – С. 64-67.
16. Мехоношина, В. П. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия / В. П. Мехоношина // Московский экономический журнал. – 2022. – № 3. – С. 66.
17. Ракицкая, Е. Д. Анализ и оценка финансовых результатов предприятия / Е. Д. Ракицкая // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2023. – № 17. – С. 48-51.
18. Саднина, А. К. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / А. К. Саднина // Интернаука. – 2021. – № 4-2(86). – С. 21-24.
19. Тарасова, А. Ю. Методические подходы к анализу финансовых результатов деятельности предприятия / А. Ю. Тарасова, А. Д. Бурыкин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – Т. 2. – № 9. – С. 63-73.
20. Толкачева, Н.А. Финансовый менеджмент / Н. А. Толкачева. – М. : Директ - Медиа, 2021. – 389 с.
21. Урзов, В. А. Методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия / В. А. Урзов, А. А. Прохорова // Поиск (Волгоград). – 2023. – № 1(11). – С. 137-141.
22. Шавшуков, И. Н. Финансовый результат организации и основные методы его анализа / И. Н. Шавшуков, Л. Е. Красильникова // Бенефициар. – 2021. – № 52. – С. 3-6.
23. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е Изд. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 316 с.