Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Роль традиционной народной культуры в воспитании детей
Народные традиции являются исторически сложившейся совокупностью социального и воспитательного опыта, общественных традиций, норм поведения, которые зачастую передаются из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания постоянно приучали детей к систематичному труду, передавая все умения, знания и навыки, известные в крестьянском мире, способствовали формированию трудолюбия, привычки трудиться, уважение и почтение к труду, ответственность за взятое дело.
Обращение к народному искусству, который в себя включает духовный опыт народа и выражает его эстетические и художественные идеи, способствует возрождению в личности чувства национальной гордости. Именно поэтому сохранение народного искусства, культурного наследия, его воспроизведение в современной жизни требует творческого и активного труда .
Народное искусство, выступая непосредственным носителем самобытной культуры, хранителем исторической памяти, искусства предшествующих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармоничного развития ребенка, развития у него трудовой, нравственной, технологической, эстетической культуры.
Народные традиции ремесел выступают очень действенным средством для формирования технологической, художественной культуры детей ввиду того, что современные мастера в них находят неисчерпаемый источник целесообразности, гармонии, красоты. Как и во всем декоративно-прикладном искусстве, так и в народных ремеслах, сложившиеся традиции уже сами по себе являются критериями прекрасного, того, что можно назвать фундаментом художественной культуры.
Народные традиции играют важнейшую роль в процессе воспитания ребенка. Ведь именно в них происходит накопление духовных устоев и принятых в обществе норм .
Система народных обычаев и традиций является одним из эффективнейших воспитательных средств, потому как осуществляет механизм передачи норм поведения, духовных и культурных ценностей от одного поколения к следующему.
Обычаи, традиции, праздники, обряды, которые в себе содержат в себе надежно проверенные историческим отбором и временем знаний, навыков и умений человечества, для дополнительного образования представляют предмет актуальности и социальной востребованности.
Воспитательное значение данных социальных явлений заключается в том, что они вызывают довольно горячее стремление следовать установившимся нормам и правилам, хорошим примерам. У дошкольников необходимо создать положительное отношение к народным обычаям и традициям, понимания их сущности, отношение глубокого уважения, желание следовать примеру людей и изучать, носителей этих явлений.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и на сегодня продолжает развиваться, сохраняя при этом в целостности национальные традиции. Оно в себе содержит огромнейший потенциал для освоения культурного наследия, потому как до сегодняшнего дня донесло характер духовно-художественного постижения мира почти в неискаженном виде .
Нарушаемое в мире единство человека с землей, природой настоятельно заставляет постоянно обращаться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А это означает, что возникают потребности в восстановлении истории народа, его творчества и образа жизни.
Подобными мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как песенный фольклор.
Эстетическая значимость общения дошкольников с произведениями народного искусства, с процессом изготовления полезных и нужных в жизни вещей, умение создавать их, очень важна для развития детей, для воспитания в них уважения к труду, здорового нравственного начала, а так же развития на лучших образцах этого искусства художественного вкуса.
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и в современных условиях очень актуальное - это бережное отношение к ценностям, которые были созданы природой и трудом человека.
В педагогической народной практике обнаруживается неосознанное и осознанное стремление, каждую часть, каждую область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее берегут, чтут .
Воспитательная роль народной культуры и традиционной культуры, прежде всего, проявляется через воздействие на каждого человека в целом, будь это дошкольник или младший школьник, таким образом, она активным образом влияет на весь уклад общества и жизни.
Следование сложившимся канонам традиционной культуры у детей развивает чувство национальной гордости и собственного достоинства, способствует осознанию роли собственного народа в мировой цивилизации.
Приобщение к культуре необходимо начинать с представлений об окружающем мире.
Народ является неиссякаемым и единственным источником духовных ценностей. Великие композиторы, художники, поэты черпали свое вдохновение из народного творчества. Именно поэтому во все эпохи их творения были близки и доступны народу. Главным мерилом эстетической ценности и духовности у народа же всегда оставался труд.
Эстетическое воспитание осуществляется в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно осуществлялось, главным образом, в процессе труда .
Среди проблем, которые на себя обращают внимание современные исследователи, приобретают все большее значение те, которые непосредственно связаны с поиском путей повышения эффективности и качества целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых методов, факторов и средств организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, являются интегральными, многофункциональными по своему характеру; во-вторых, помогают в самовыражению, самореализации личности; в-третьих, очень интересны детям; и, в-четвертых, вписываются органическим образом в современные учебно-воспитательные системы .
Считается, что одним из подобных средств воспитания выступает народная культура. Она имеет развлекающую, познавательную развивающую, корректирующую, диагностирующую и иные воспитательные функции, она может выступать одним из средств приобщения детей к народным традициям, что представляет, в свою очередь, очень важный аспект воспитания общечеловеческих ценностей, формирования системы нравственно-эстетических, духовности.
Феномен «народная культура» может быть рассмотрен на основании междисциплинарного подхода. Каждый из элементов культуры предков оказывается при этом в актуальной связи с ситуацией, которая имеется на сегодня. Безнравственность, бездуховность – это вызовы XXI века, и закрыть на это глаза является преступлением не только перед детьми, но и перед всем человечеством.
Таким образом, роль народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Именно традиционная народная культура, к которой приобщается новое поколение, рассказывают о жизни предков, об их обычаях и нравах, не дают забыть свою историю. Актуальная задача воспитания детей реализуется во многом через любовь дошкольников к традиционному искусству. Народное искусство является неким воплощенным представлением народа о добре и красоте, о великом богатстве родной земли.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агамова, Н.С. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар: Сборник игр, развлечений и материалов для курсов повышения квалификации организаторов досуга и игр/ Н.С. Агамова, И.С. Слепцова. – Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2017. – 174 с.
2. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст]: учебнометод. пособ./ О.А. Бизикова. Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2014. – 93 с.
3. Веракса, Н.Е. От рождения до школы: [Текст]: программа/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. - М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 332 с.
4. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду» [Текст]: программа М.: Владос, 2011. - 150 с.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский// Вопросы психологии. – 1966. №6 – с.74-75.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: [Текст]: Феникс, 2007. - 189 с.
7. Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст]: Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — 33-35с.
8. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебно-метод. пособ./ А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
9. Грохольская, О. Г. Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской / О. Г. Рохоль// История и педагогика естествознания. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskoe-nasledie-n-kkrupskoy
10. Детские музыкальные праздники [Текст]: Под ред.Т.Ю. Камаева. – М.: Владос, 2014. - 99 с.
11. Зеньковский, В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 297 с.
12. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособ./ Л.В. Коломийченко. – Пермь: Сфера, 2015. – 160 с.
13. Кряжевских, В.К. Традиционная народная культура в контексте диалога культур мира XXI века [Текст]: Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 106-113.
14. Куликова, С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа. [Текст]: Спб.: Паритет, 2015.-96 с.
15. Мендот Э.Э., Мендот И.Э Подвижные игры как средство гармоничного развития детей // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvizhnye-igry-kak-sredstvo-garmonichnogorazvitiya-detey
16. Мендот Э.Э., Мендот И.Э Подвижные игры как средство гармоничного развития детей // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvizhnye-igry-kak-sredstvo-garmonichnogorazvitiya-detey
17. Овчинникова, B.C. Дидактические игры — способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / Овчинникова В.С.// Начальная школа- 2010, № 9.- С.19-24.
18. Покровский, Е. А. Русский детские подвижные игры / Е. А. Покровский. – М.:Волчанинов, 1892. – 132 с.
19. Помелов, В. Б. Фридрих Фрёбель и его вклад в педагогику: к 230- летию со дня рождения педагога и к 175-летию открытия им первого в истории детского сада / В. Б. Фребель // Вестник ВятГУ. 2011. №4-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fridrih-fryobel-i-ego-vklad-v-pedagogiku-k-230- letiyu-so-dnya-rozhdeniya-pedagoga-i-k-175-letiyu-otkrytiya-im-pervogo-v-istoriidetskogo-sada
20. Семёнова, Т. А. Подвижная игра как средство подготовки ребенкадошкольника к жизни // Педагогика и психология образования. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvizhnaya-igra-kak-sredstvo-podgotovkirebenka-doshkolnika-k-zhizni
21. Соколов, К. Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор [Текст]: Традиционная культура: Научный альманах. 2000. № 1. – 210 с.
22. Степаненкова, Э. Я. Сборник подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2-7 лет. / Э. Я. Степаненкова. – Москва:Мозаика-Синтез. – 2011. – 144 с.
23. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянская школа, 1974. – 288 с.
24. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения : науч. изд. / К.Д. Ушинский. – Москва: Педагогика, 1974. – 56 с
25. Хорькова А.С., Малкова М.Д. Зарождение теоретических знаний о физическом воспитании // Вестник ЮГУ. 2017. №1-1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarozhdenie-teoreticheskih-znaniy-o-fizicheskomvospitanii
26. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - м. : владос, 1999. – 358 с.