Фрагмент для ознакомления
2
Специфические черты, связанные с развитием связной речи в онтогенезе изучались многими специалистами в области психологии, лингвистики, педагогики, дефектологии, а также представителями других наук.
Исследованием связной речи занимались разные авторы в различных аспектах и проблемных контекстах:
• в психологическом (А.Г. Асмолов, О.О. Гонина);
• в психолингвистическом (Л.И. Аксенова, В.Н. Белкина);
• в логопедическом (Л.С. Волкова, В.П. Глухов).
Среди исследований отечественных ученых следует, прежде всего, выделить работы Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. Они установили, что связная речь, являясь высшей формой речемыслительной деятельности, развивается постепенно, параллельно с развитием мышления и усложнением форм общения ребенка с окружающими людьми. Благодаря связной речи осуществляется главная коммуникативная функция языка [3, с. 35].
Отечественная логопедия большое внимание уделяет проблеме, связанной с развитием детской связной речи, что показывает уровень общего развитая ребенка. Под связной речью необходимо понимать одну из самых непростых форм речевой деятельности человека, которая предполагает способность, развернуто, логично, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли [29, с. 158].
C. Л. Рубинштейн говорил, что именно на основе связной речи происходит формирование умения раскрытия мысли в процессе связного речевого построения. Также Рубинштейн подчеркивал, что связная речь формируется постепенно, начиная от диалогической ситуативной речи, заканчивая контекстной. Чтобы понять, о чем говорит маленький ребёнок, необходимо понять ситуацию, в которой находится ребёнок, тогда сразу понятно, о чем говорит ребёнок [19, с.438].
С.Н. Цейтлин отмечал, если, ребёнок умеет пользоваться речью для общения, то его речевое развитие развивается и совершенствуется. При общении с родными речь приобретает форму разговорного диалога. Далее становится необходимым преобразить простой диалог в обширное смысловое целое (описание, объяснение, рассказ) [3, с.42].
Н. А. Стародубова утверждала, что связная речь выступает отрезком речи, которая обладает значительной протяженностью, которая может состоять из наиболее или наименее самостоятельных (законченных) частей: смыслового развернутого высказывания, обеспечивающего коммуникацию и взаимное понимание. Доподлинно известно о двух разновидностях связной речи - монологическая и диалогическая. Диалог для ребенка является первым этапом овладения родной речью, этапом общения. Через диалог ребенок осваивает грамматику, словарь, фонетику. В недрах диалогической речи складывается монологическая. Говоря о монологе, имеется ввиду формирование связного высказывания или умение создавать текст [4].
Связная речь подразумевает подробное смысловое высказывание, при содействии которого обеспечивается взаимодействие и взаимопонимание. В соответствии со взглядом С. Л. Рубинштейна, представленным в исследовании Л. И. Беляковой, связность - это правильность вербального оформления мысли одного человека с точки зрения ее доступности для собеседника [2, с. 253].
В работах М. М. Алексеевой приводится исследование Т. А. Ладыженской, которая подчеркивает, что связная речь - это сложное явление, так как говорящему необходимо обладать умением верно донести свои мысли: раскрыть тему, основной смысл, собрать, систематизировать материал и правильно высказать его [1, с. 72].
Мы считаем, что наиболее точное определение дает М. А. Аксенова, на которое также ссылается в своих трудах и В. К. Воробьева. Они интерпретируют связную речь как единое целое, состоящее из двух и более групп предложений, относящихся к конкретной тематике, обладающих четко выраженной структурой и социальными языковыми средствами, которые служат для взаимосвязи предложений друг с другом [4, с. 36].
Дошкольный период является важнейшим этапом для становления диалогической и монологической связной речи. М. М. Алексеева дает следующую характеристику данным формам. Диалог – первичная непосредственная форма языкового общения, характерной чертой которого является то, что говорящий и слушающий постоянно меняются ролями. При этом собеседники всегда знают суть разговора, и не нуждаются в дополнительном разъяснении мысли и высказывания. Связность диалога создается двумя собеседниками [1, с. 255]. Монолог она определяет как связное, закономерное последовательное высказывание, с помощью которого человек выражает свою мысль, неизвестную слушателю. Он не рассчитан на быструю реакцию и предполагает более подробное изложение информации. В данном случае связность монолога обеспечивается одним говорящим [1, с. 252].
Совершенствование диалогической и монологической форм связной речи играет главную роль в ходе речевого становления ребенка и занимает первостепенное место во всей структуре логопедической работы в дошкольной образовательной организации [22, с. 22]. Связная речь дает возможность проследить успехи ребенка в усвоении родного языка, звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи. Однако если у детей имеются речевые нарушения, связная речь развивается в замедленном темпе с большим количеством специфических особенностей [21]. Часто такую картину можно наблюдать у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе
Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности. Для данной формы воспроизведения речи характерна передача мысли, словесная наполняемость которой систематично выстроена и имеет взаимосвязь друг с другом. Главная функция связной речи заключается в коммуникации и может быть выражена в двух формах — диалоге и монологе [22].
Диалог – одна форм связной речи, осуществляемая между двумя, тремя или более собеседниками. Диалог состоит из реплик и цепочек речевых реакций, и выражается либо в виде идущих друг за другом вопросов и ответов, либо разговора. Навык ведения диалога способствует развитию познавательных процессов и усвоению социальных норм.
Монологическая речь – это связная речь, исходящая от одного лица, основной целью которой является сообщение о каких-либо фактах действительности. В процессе монолога соблюдаются следующие критерии: высказывание исходит от одного лица, при этом оно всегда ориентировано на слушателя. В монологе должна быть соблюдена логическая последовательность высказывания. Отличительной стороной этой формы речи является предварительное планирование будущего высказывания [8].
Основной целью речевого воспитания ребенка является развитие его способностей в сфере диалогической и монологической речи. Эти направления развития начинают закладываться в детском саду, что в дальнейшем поможет ребенку освоить языковые навыки построения фраз и четкое выражение своих мыслей. Все это является обязательным условием практического овладения языком.
Если у детей не наблюдается речевых патологий, то развитие связной речи идет постепенно совместно с развитием мышления и связано с развитием деятельности. Л. С. Выготский.
На первом году жизни начинают закладываться основы связной речи благодаря эмоциональному общению со взрослым. Ребенок учится сначала понимать обращенную речь, и впоследствии начинает развиваться своя активная речь. Т.Б. Филичева.
Важное значение в развитии речи имеет период возраста с полутора до трех лет. Этот возраст принято называть периодом оформления самостоятельной речи. Так, уже к началу второго года жизни у ребенка отмечаются первые осмысленные слова, позднее он начинает использовать их для обозначения предметов. Все это ведет к появлению первых предложений.
На третьем году жизни ребенок начинает активно пользоваться диалогической речью и начинает проявлять инициативу в общении. К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи.
Ребенок начинает рассказывать о том, куда ходил с родителями, что увидел на прогулке, чем занимался в детском саду. Ребенок с увлеченностью слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривая при этом картинки.
Также ребенок пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки, при прослушивании стихотворений, может договаривать отдельные слова в них, рассказать простые четверостишья.
К середине дошкольного возраста ребенок овладевает пересказом, с удовольствием рассказывает стихотворения. Постепенно ребенок приходит к самостоятельному составлению рассказов [26].
Основными типами монологической речи (рассказ и пересказ) ребенок овладевает к пяти-шести годам. Между этими двумя типами есть существенное различие.
Пересказ считается достаточно легкой речевой деятельностью. Ребенок составляет свой рассказ, используя уже готовые синтаксические конструкции, приведенные в тексте. Составление рассказа по заданию — более сложная деятельность, чем пересказ. Здесь ребенок должен сам подобрать содержание, подобрать слова и речевую форму высказывания в зависимости от темы. Важно и часто трудной задачей является выстраивание рассказа в правильной последовательности, предложенной педагогом или задуманной самостоятельно. А.М. Бородич.
Дети старшего дошкольного возраста приобретают умение обобщать, делать выводы. В разговоре или беседе они могут спорить, рассуждать или отстаивать свою точку зрения, могут давать развернутый и полный анализ предмета или явления [6].
Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок должен хорошо понимать систему родного языка, полно излагать свои мысли, уметь строить развернутые сложные предложения. Умение говорить связно помогает ему хорошо пересказывать рассказы, четко и правильно произносить звуки, иметь достаточный словарный запас. Можно сказать, что при поступлении и в первый класс ребенок обладает речью наравне со взрослым.
1.3 Понятие и периодизация ОНР
Под ОНР принято рассматривать особое речевое отклонение от нормы, когда у детей, имеющих полноценный слух и достаточно развитый первичный интеллект, не сформированы все элементы языковой системы [4].
В связи с тем. что речевое развитие развивается недостаточно, сенсорное и интеллектуальное развитие, аффективно-волевая сфера формируется также отставая от нормы. Внимание является неустойчивым и ограниченным в его распределении. Также наблюдается снижение вербальной памяти, что влияет на продуктивность запоминания сложных инструкции и некоторых элементов данного задания. Отмечается некоторая недоразвитость в их мелкой моторике, замедленный характер и застревание в одном положении. [5, с. 652].
При этом следует всегда помнить о том, что дети с ОНР, так же как и все дети в норме имеют обыкновенные сроки формирования овладением разговорной речью в обиходе, также как и проявление интереса в процессе, когда осуществляется предметная или игровая деятельность или во время проявления избирательного эмоционального отношения к окружающему ребенка миру [20, с. 13].
В ходе исследования детей с ОНР, выяснилось, что нельзя дать одну конкретную характеристику, так как дефект речи очень различен. На основании чего Р. Е. Левина предложила рассматривать речевое развитие детей с ОНР на трех уровнях:
Для первого уровня речевого развития не свойственно присутствие употребительной речи [21, с. 127].
На втором уровне происходит формирование зачатков общеупотребительной речи
Третий уровень характеризуется развитием развернутой фразовой речью, но при этом присутствуют недоразвитые грамматические, фонетические, лексические элементы.
Детская речь начинает наполняться сложными и простыми распространенными предложениями. Но в структуре могут наблюдаться некоторые нарушения, такие как, отсутствие главных гаи второстепенных членов предложения, слова между собой могут быть не связаны, некоторые части фразы могут повторяться [3, с.9].
Дети теперь могут изменять слова в роде, числе и падеже, но все же имеются некие проблемы во время использования ими глаголов будущего времени и существительных в среднем роде. Дети испытывают трудности в процессе согласования имен существительных с числительными или с именами прилагательными в косвенном падеже. Сложные предлоги могут пропускаться, либо заменяться на простые. Но уже дети способны выполнять словообразование. Нарушение звуко-слоговой организации образованного слова довольно не редко является последствием попытки ребенка осуществить словообразовательные преобразования [18, с. 152].
Одновременно с тем, что звукопроизношение становится лучше, но в замедленном темпе, отмечается недостаточное звуковое различение на слух: именно поэтому дошкольникам трудно добиться серьезных успехов во время выполнения заданий, когда необходимо выделить первый и последний звук в словах, во время подбора картинок, в чьих названиях есть заданный звук. Поэтому дети, у которых фиксируется общее недоразвитие речи III уровня, не наделены необходимым уровнем развития процесса звуко-слогового синтеза и анализа, что служит преградой для овладения чтением и письмом [28, с. 156].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов : учебное пособие / Л. И. Белякова. - Воронеж : МОДЭК, 2001. - 256 с.
3. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : учебное пособие / О. А. Бизикова. - Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2014. - 235 с.
4. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 35-38.
5. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст] / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М.: Астрель, 2006. - 158 с.
7. Герасимова, О. И. Логоритмические игры с использованием детских музыкальных инструментов с детьми среднего дошкольного возраста в процессе профилактики речевых нарушений / О. И. Герасимова, Г. В. Стерлягова // Педагогический форум. – 2022. – № 1(9). – С. 43-45.
8. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями / И.В. Глотова // Психология. Педагогика : ученые записи. – 2010. - №2. – С. 57-61
9. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012.
10. Глухов В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В.П. Глухов, А.В. Горбачева // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. – 2012. – № 3. – С. 32-40.
11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. М.: АРКТИ, 2004. -166 с.
12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 613 с.
13. Демидова, А. П. Реализация комплексного подхода на занятиях логопедом при коррекции звукопроизношения / А. П. Демидова, В. Н. Зиновьева, Н. А. Бабушкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-3. – С. 26-30.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
15. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – Москва: Соц. полит.журн., 1994.
16. Жулина Е.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник Минского университета. - 2007. - № 23 (28). - С. 42-57.
17. Жулина, Е. В. Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста / Е. В. Жулина, Н. М. Рожкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-4. – С. 57-60.
18. Жулина, Е. В. Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Жулина, М. В. Кадикина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-2. – С. 171-173.
19. Жулина, Е. В. Преодоление заикания у дошкольников с использованием логопедической ритмики / Е. В. Жулина, И. В. Лебедева, Д. С. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-3. – С. 112-115.
20. Зайцева Е.Г. Формирование связной речи детей с ОНР при помощи минибиблиотеки ДОУ / Е.Г. Зайцева, И.А. Огурцова // Развитие современного образования: от теории к практике. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2018. – С. 48-50.
21. Зюбанова И.Н. Использование универсальных игр В.В. Воскобовича, как ведущей деятельности в развитии связной речи детей с ОНР / И.Н. Зюбанова, Е.Н. Тарасова, С.А. Бакуменко // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 32-35Логопедия: учебник для студентов деф. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2013, 680 с.
22. Калинина О.В. Дошкольная логопедия: общее недоразвитие речи: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения / О.В. Калинина, Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2015. – 344 с.
23. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь / О.А. Козырева. - М.: Владос, 2009.
24. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. – 102 с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Ф. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.Ф. Серебрякова. СПб.: СОЮЗ, 1999. -188 с.
26. Ларина, Е. А. Формирование темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией на логопедических занятиях с использованием элементов логоритмики / Е. А. Ларина, В. Н. Перевалова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 10.
27. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л.Б. Баряевой. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
28. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. М.: Альянс, 2013. - 367 с.
29. Мелешко, А. В. Характеристика диалогической формы речи старших дошкольников в норме и при патологии / А. В. Мелешко, В. А. Дубовская, Е. В. Константиновна // Педагогика и психология: перспективы развития. - 2020. - № 2. - С. 79-82.
30. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
31. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. СПб.: Речь, 2016. - 144 с.
32. Нищева, Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет : методические рекомендации / Н. В. Нищева. - Москва : Детство Пресс, 2018. - 80 с.
33. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / [Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.]; под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Инт общегуманитар. исследований, 2017. – 286 c.
34. Привалова, С. Е. Курс "логоритмика" как средство речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в ДОУ / С. Е. Привалова, Е. А. Баранова // Филологическое образование в период детства. – 2019. – № 26. – С. 17-23.
35. Путова Н. М. Проблема овладения инициативными высказываниями детьми старшего дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи / Н. М. Путова // Дефектология. – 2007. – N 5. – с.49-56.
36. Речевые уроки / под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2004. – 159 c.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
38. Солдатова Н.А. Использование технологии семантических полей в развитии связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня / Н.А. Солдатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2013. – № 5. – С. 18–20.
39. Текучев А.В. Методика русского языка / А.В. Текучев. М.: Просвещение, 1980. 414 с.
40. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. М.: Феникс, 2021. - 64 с.
41. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». – М.: Просвещение, 2009.
42. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева. М.: Альфа, 1993. – 99 с.