Фрагмент для ознакомления
2
Товарный знак представляет собой регистрируемое обозначение, присвоенное товару для его идентификации и указания производителя. Это может быть рисунок, символ или сочетание букв и чисел, которые указывают на принадлежность товара определенной фирме. Он рассматривается как торговая марка или фирменный знак, используемый для индивидуализации производителя. Регистрация товарного знака осуществляется в государственных учреждениях России и других странах, что обеспечивает его правовую защиту [11].
Первый закон о защите мест происхождения товаров был принят в России 23 сентября 1992 года и вступил в силу 17 октября 1992 года.
С 1 января 2008 года вступает в силу 4-я часть Гражданского кодекса РФ, в которой выделено отдельное разделение на главу 76, посвященную средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. В данной главе обсуждаются основные аспекты правовой охраны, использования и защиты товарных знаков.
Утверждая фирменный знак, компания стремится подтвердить качество своей продукции. Путем применения товарного знака к новым видам товаров предприятие получает возможность использовать все преимущества, хорошо известные потребителям на основе опыта использования предыдущих товаров. Товарный знак выполняет две функции - рекламную и разграничительную. Он действует в роли указателя, позволяющего потребителям выбирать нужные товары и пользоваться услугами определенных торговых компаний [21].
Покупатель обращается к различным товарам и услугам, чтобы удовлетворить свои конкретные потребности. При этом он нередко предпочитает покупать товары, качество которых вызывает у него наименьшие сомнения. В этом случае товарный знак является для покупателя своеобразной гарантией, и возможно, что он уже приобретал товары с таким знаком [5].
Товарный знак приносит производителю следующие преимущества и помощь: позволяет отличать товары разных производителей; указывает на то, какое предприятие или группа предприятий отвечают за выпуск продукции на рынок; гарантирует определенный уровень качества; улучшает престиж продукции, если она уже имеет высокую репутацию на рынке; облегчает сегментацию рынка, создает уникальный образ товара; помогает внедриться на новый рынок, если производитель с известным товарным знаком устанавливает его на свой новый товар или на товар, предназначенный для нового рынка [9].
Классификация товарных знаков осуществляется на основе различных характеристик: по объектам, о которых они содержат информацию; по форме представления информации; по типу собственности.
Таблица 1 – Виды товарных знаков
Вид ТЗ Что может защитить Описание
Словесный Название бренда, компании, слоган, лозунг, хештег, домен блога, фамилию, название группы в соцсетях Состоит только из буквенных символов, слов, словосочетаний
Изобрази
тельный Логотип, дизайн упаковки, картинку Состоит из графических и цветных элементов без текста
Объемный Тара, упаковка, флакон, модель товара Трехмерные модели уникальной формы
Комбиниро
ванный Сочетание словесного названия и логотипа Сочетает несколько разных элементов, например, текстовые и графические
Звуковой Звуки,
фрагменты музыкальных произведений и композиций,
звуковые заставки Обозначение, улавливаемое слуховым восприятием
Цветовой Оттенок, фирменный цвет Цвет определенного оттенка
Обонятель
ный Химическую формулу вещества, издаваемого уникальный аромат ТЗ, которые можно обонять
Тактильный (осязательный) Обозначения, выполненные шрифтом Брайля ТЗ, которые можно потрогать
Изменяю
щийся Мультимедийные обозначения Состоит из последовательно сменяющихся кадров, картинок
Голографи
ческий Голографические обозначения Голограмма с изображениями в виде букв или рисунков
Так, в ст. 1482 ГК РФ закреплен общий список символов, которые могут быть зарегистрированы как товарный знак:
-изобразительное обозначение - товарный знак представляет собой графические элементы и блоки, без внесения текста,
- текстовое обозначение, слова или словоформы – в данном случае используется только графическое обозначение,
-цветовое, звуковое или тактильное обозначение;
-объемное обозначение - графическое или иной творческий замысел, выраженный в трехмерном виде;
-комбинированное обозначение - разные комбинации перечисленного текста, графического и объемного объекта.
Если другие виды товарного знака позволяют точно определить товар предприятия, закон позволяет их использовать.
Гражданский кодекс Российской Федерации также не предусматривает ограничений по цвету указанных обозначений.
Самые распространенные среди перечисленных - словесные знаки товаров, которые относятся к буквам, словам, предложениям, даже логотипам компаний, а также лозунгам. Например, название фирм Microsoft, Apple и CocaCola. Слова можно и существовать, и выдумать. В большинстве случаев этот вид товарных знаков называется логотипом, в котором можно использовать уже имеющиеся слова «Любимый сад» или «Макфа».
1.2 Функции товарного знака
Существует список, в котором описаны основные функции бренда. Рассмотрим их подробно.
Отличительная функция бренда. Он позволяет указать производителя с помощью значка, символа, изображения, нанесенного на продукт, упаковку и т. д. Эта функция предназначена для того, чтобы потребитель, увидев бренд, предпочел один продукт другому, поскольку у него сложилось мнение, основанное на различных источниках и собственном опыте. Следует отметить, что для того, чтобы эта фирменная функция работала, необходимо, чтобы она была запоминающейся и запоминающейся. Это требование относится не только к графическим изображениям, но и к словесным знакам.
Функция идентификации (или информации) товарного знака. Это почти неразрывно связано с отличительной функцией бренда. Его суть заключается в том, чтобы с помощью бренда дать потребителю представление о том, что такое продукт, кто его производит и насколько хорош этот продукт. Бренд должен быть сопоставим с самим продуктом, адаптироваться к его контексту, правильно представлять и позиционировать продукты.
Функция индивидуализации бренда. Необходимо выделять продукт среди других, не допускать, чтобы он сливался с продуктами конкурентов.
Рекламная функция бренда. Как и идентификация, она почти неразрывно связана с отличительной функцией товарного знака. Суть этой функции в том, что продвигаемый бренд сам по себе является отличной рекламой для всех продуктов, на которых он применяется. Потребители с большей готовностью отдают предпочтение новому продукту под известной торговой маркой, чем знакомому, но продаваемому под неизвестной торговой маркой. Важную роль здесь играют ассоциации и образы, создаваемые рекламой.
Стимулирующая функция (качество, гарантия)бренда. Эта функция работает, потому что известная компания в некотором смысле является гарантией качества. Хорошо зарекомендовавшая себя компания гарантирует, что ее продукция производится с учетом высоких требований. И потребители это знают, поэтому присутствие на продукции бренда известной им компании означает, что эта же компания является гарантом качества, а значит, этим продуктам можно доверять.
Функция защиты товарного знака. Официально зарегистрированный товарный знак принадлежит одному владельцу, что означает, что никто другой не имеет права продавать товары под тем же товарным знаком. В противном случае нарушители могут быть привлечены к ответственности и вынуждены выплатить компенсацию за ущерб, причиненный их деятельностью [6].
Психологическая функция бренда. Товарный знак - это обозначение, которое вызывает доверие к продукту, который зарекомендовал себя на рынке, убеждает потребителя в том, что эти продукты обладают заявленными качествами и функциями.
Кроме того, существуют фирменные функции, которые обычно называются дополнительными:
Имиджевая функция бренда прививает покупателю уверенность в своей исключительности, высоком статусе и т. д. Только благодаря тому, что он приобрел тот или иной товар. Например, в рекламе заявлено, что автомобиль такой марки-это удовольствие, доступное только элите. Либо о камере можно сказать, что это модель для профессионалов.
Еще одна функция бренда - облегчить запоминание и идентификацию товаров [12].
Существует также такая функция бренда, как повышение узнаваемости определенного места, местности, где производятся товары.
Последняя дополнительная функция бренда, о которой нельзя забывать, - стимулировать желание совершить покупку.
Среди функций бренда мы не должны забывать об увеличении стоимости продукции. Каждый известный бренд на товаре значительно увеличивает его цену. Отечественные производители знают, что потребителю нужно рассказывать о своей продукции с помощью современного маркетинга. И покупатель готов платить больше за известную марку и за подтвержденное качество [4].
Функции бренда имеют большое значение для потребителей, поскольку они ориентируют покупателей на рынке, позволяя выбрать качественный продукт с определенными свойствами.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аникин, А. С. Обусловленность правовой охраны товарного знака его использованием // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 65-67.
2.Бобров А.Г. Функции и особенности правового регулирования товарных знаков в предпринимательском праве // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2019. - № 7 (1). - С. 200.
3. Веркман, К. Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. – М.: Прогресс, 2019 – 520 с.
4.Дарган, Ф. А. Товарный знак как средство индивидуализации // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 509-511.
5.Козлова Н.Б., Ворожевич А. С. Общеизвестные товарные знаки: понятие и особенности правовой охраны // 3акон.- 2021. - № 8. - С. 32.
6. Коник, Н. М. Товарные знаки и бренды. – М.: Крокус, 2019 – 144 с.
7.Кудаков, А. Д. Совладение товарным знаком: три года спустя // Патенты и лицензии. – 2022 – № 1 – С. 26–30.
8. Мамиофа, И. Э. Понятие и определение товарного знака. – СПб. : Изд-во ЛГУ, 2021 – 216 с.
9.Мысак, А. Д. Функции товарных знаков // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 346-348.
10.Новичихина М.Е., Стернин И.А. Экспертиза товарного знака: учебное пособие. – Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2019 - 98 с.
11.Павлова, С. А. Товарный знак: отдельные вопросы классификации и защиты // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 180-183.
12.Романов С. С. Товарный знак: понятие и виды // Таврический научный обозреватель. - 2020. - № 12 (17). - С. 64—70.
13.Серов, С. И. Виды и формы товарных знаков // Вопросы изобретательства. – 2020 – № 8 – С. 29–30.
14. Тирских, В.В. К вопросу о правах на товарный знак // Аллея науки. - 2021. - № 10. - С. 708-710.
15.Цыбаков Д.Л. Генезис понятия «товарный знак» // Вестник гос. и муниципального управления. - 2017. - № 1 (24). - С. 62.
16.Чармэсон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы. - СПб: Питер, 2019. – 280 с.
17.Черник Н.Ю. Товарный знак в системе маркетинга: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2019. – 310 с.
18. Шульга А. К. Порядок государственной регистрации товарных знаков в Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2021- № 4 (30). - С. 42–48.
19. Шульга А. К. Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству РФ - Краснодар, 2020 -190 с.
20.Шульга А. К. Товарные знаки как средство индивидуализации товара, работ и услуг - М.: Глобол, 2020 – 168 с.
21. Якушин И.Л. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. - М.: Глобол, 2019 – 328 с.