Фрагмент для ознакомления
2
Принцип разделения властей актуален для правового государства. Соответственно, обратимся к признакам государственности власти в аспекте правового государства. На современном этапе правовое государство является демократическим государством, где осуществляется обеспечение господства права, верховенства закона, равенства всех перед законом.
Первый важнейший признак представлен принципом законности. Понятие «законность» достаточно часто появляется в нормах Конституции РФ, часто - в синтезе с таким важным понятием, как «правопорядок». Законность – это действительно конструктивный принцип абсолютно всех процессуальных отраслей права. В правовой доктрине законность выступает в качестве строгого и полного осуществления предписания закона, правовых актов, которые основаны на законе.
Законность, в свою очередь, имеет определенные свойства. Первое свойство – это всеобщность. Эта черта должна быть соотнесена как с самим государством, так и с его гражданами. Второе свойство, которое следует выделить – это качество нормативных актов. Если нормативные акты являются отражением интересов членов общества, имеют в своем составе эффективные механизмы для его реализации, то тогда можно сделать вывод о том, что законность в качестве базового признака правового государства конкретно в этом государстве есть. Если же законодательство основано на отражении интересов узкой части общества, элиты, то тогда нормы права обладают декларативным характером, таким образом, как таковая законность в таком государстве отсутствует.
Второй значимый признак - верховенство закона. Данный признак не является повтором предыдущего. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории России провозглашен в ч. 2 ст. 4 Основного Закона. Кроме того, нужно обратить внимание на ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая посвящена вопросу высшей юридической силы Основного закона, обязательному правилу о том, что все законодательные акты на территории страны должны соответствовать, а не противоречить нормам Конституции.
Конституция РФ закрепляет, таким образом, иерархию нормативных актов, в которой первенство принадлежит именно Конституции. В контексте сущности рассматриваемого принципа целесообразно сказать о функционировании в нашей стране двухуровневой системы нормативных актов. Что касается первого уровня системы, то на нем мы можем поместить федеральное законодательство и Конституцию, а на втором уровне – законодательство субъектов федерации во главе с конституцией (уставом). Действие Конституции и федерального законодательства является общим, распространяющимся на всю территорию государства. Что касается законодательства субъекта федерации, то оно действует исключительно на его собственной территории.
В аспекте соответствия всех законодательных актов Конституции важность приобретает функция конституционного контроля. В статье 124 закреплено, что эта функция реализуется Конституционным судом РФ . Специфика Конституционного Суда РФ заключается в том, что данный суд является судом права и судом над властью .
В 2020 году было осуществлено введение предварительного контроля конституционности нормативных актов РФ, что, безусловно, решает многие вопросы, связанные с укреплением принципа верховенства закона.
Другой значимый принцип правового государства – это безусловность признания и уважения прав и свобод граждан. В реализации данного направления законодатель предпринял следующие значимые действия:
1) Та система прав и свобод, которая представлена во второй главе Конституции, в полной мере соответствует международным стандартам;
2) Права и свободы имеют высшее положение в единой иерархии конституционно-правовых ценностей, что, в частности, подтверждено фактом их закрепления в первой же статье Конституции Российской Федерации;
2) Глава 2 Конституции РФ, в связи с этим, может быть подвергнута изменениям только в связи с некими чрезвычайными ситуациями, в случае, если Конституция меняется полностью. Соответственно, в ч.1 ст. 135 запрещено данную статью менять.
Четвертый признак – это принцип всеобщей доступности прав и свобод и непреложности обязанностей. Суть этого принципа проявляется в том, что человек не может быть лишен прав, свобод, а также уклоняться от исполнения обязанностей, если данное право не предусматривается в законе. Этот принцип носит фундаментальный характер.
Итак, как отмечают исследователи, сущность правового государства сегодня немыслима без признания приоритета прав и свобод человека и гражданина, поскольку они и есть высшая ценность. И Конституция 1993 года с внесенными в 2020 году поправками данному требованию соответствует .
Пятым принципом выступает разделение властей. Данный принцип получил отражение в ст. 10 Основного закона. Данная статья закрепила разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти являются равноправными и независимыми .
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современное правовое государство является государством с демократической формой правления, в котором признана ценность прав и свобод человека, гражданина, где существует и активно функционирует гражданское общество.
1.2. Основные принципы и функции разделения властей
Без разделения властей невозможно выстроить правовое государство и гражданское общество, которое выступает неотъемлемым элементом правового государства. То есть, правовое государство – это скорее слуга общества, его доверенный представитель, соответственно, оно должно существовать для общества, но никак не наоборот. В правовом государстве все начинается с личности и общества. Правовое государство является тем государством, которое обслуживает потребности гражданского общества, правовой экономики, его назначение заключается в обеспечении свободы и благосостояния. Гражданское общество непосредственно контролирует такое государство, кроме того, здесь действует принцип эквивалентности обмениваемых благ, фактического соотношения общественного спроса и предложения, ответственности за правопорядок, который является гарантией для всех граждан свободы и безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (редакция от 28.12.2016) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. ФЗ от 04.07.2003 года N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28.03.2017 N 42-ФЗ). «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. ФЗ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента РФ от 12.05.2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Указ Президента РФ от 21.05.2012 года N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 42-ФЗ). «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416
12. Боброва Н. А. Конституционная реформа-2020 как полигон инноваций / Н. А. Боброва // Юридическая техника. – 2021. - № 15. - С. 134-139.
13. Ведяхина К. В. Господство Конституции, закона – принцип российского права//Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». - Вып. 7. - Тольятти, 2019.
14. Волкова Н. С. Сущность правового государства // Молодой ученый. -2019. - № 47 (285). - С. 274-276.
15. Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-teorii-razdeleniya-vlastey?ysclid=lesesehvgx833501857 (Дата обращения 09.04.2024)
16. Дикова И.В. Специфика судебной власти в системе разделения властей. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sudebnoy-vlasti-v-sisteme-razdeleniya-vlastey?ysclid=ltg4fwyyvs189187474 (дата обращения 09.04.2024)
17. Ивакина Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве // Молодой ученый. - 2019. - № 43 (281). - С. 89-91.
18. Иванов В.С. Проект конституционного преобразования М. М. Сперанского. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-konstitutsionnogo-preobrazovaniya-m-m-speranskogo?ysclid=ltg35znsbb571068051 (дата обращения 09.04.2024)
19. Иовенко А.Р., Карпушева Л.Н. Карпушева А.Н. Роль и место Президента в системе разделения властей России после принятия поправок к Конституции РФ 1 июля 2020 года. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-prezidenta-v-sisteme-razdeleniya-vlastey-rossii-posle-prinyatiya-popravok-k-konstitutsii-rf-1-iyulya-2020-goda?ysclid=ltg3lquf97814022707 (дата обращения 09.04.2024)
20. Исаханов А. Р. Концепция разделения властей Джона Локка / А. Р. Исаханов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (364). - С. 309-310. URL: https://moluch.ru/archive/364/81579/ (Дата обращения 09.04.2024)
21. История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510399 (дата обращения: 09.04.2024).
22. Истоки и источники права: генезис и эволюция / под ред. Р. А. Ромашова. - СПб. : Алетейя, 2022. - 482 с.
23. Ишкильдина С. Н. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (397). - С. 296-298.
24. Кряжкова О. Конституционный суд России после реформы 2020 года: что изменилось на практике? [Электронный ресурс] URL: https://zakon.ru/blog/2022/11/12/konstitucionnyj_sud_rossii_posle_reformy_2020_goda_chto_izmenilos_na_praktike?ysclid=ltg4mnmg6i642673214 (Дата обращения 09.04.2024)
25. Марченко М.Н., Теория государства и права: учебник / Марченко М.Н. - М. : Юрайт, 2020. -640 с.
26. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. - 2018. - № 4.
27. Основы правового государства : учебное пособие / Е. Г. Шаблова, С. В. Бендюрина, О. В. Жевняк, Н. А. Жумаканова, Л. И. Филющенко ; под общ. ред. Е. Г. Шабловой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. – 240 с.
28. Правотворчество : учебное пособие для вузов / А. П. Альбов [и др.] ; под редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. 254 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/511697 (дата обращения 09.04.2024)
29. Сагетдинов А. Э. К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 317-319
30. Соловьёв Э. Феномен Локка./Э. Соловьёв//Научно-просветительский журнал «Скепсис». URL: http://scepsis.ru/library/ (Дата обращения 09.04.2024)
31. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.В. Габов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. - М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2017.