Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важных направлений деятельности общедоступной библиотеки является поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чтению, что в наш информационный век является актуальным. Успешно реализовать данное направление можно через массовую работу.
В терминологическом словаре дано следующее определение: «Массовая работа библиотеки – совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати и других документов среди читателей».
Цели массовой работы - показать пользователям прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Массовые мероприятия, с их использованием различных форм и приемов, помогают пользователям эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание литературных произведений, явлений и событий, привлекают в библиотеку новых читателей.
Нужно показать всем и особенно детям, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга действительно часто является другом и советчиком.
Приступая к разработке программ приобщения пользователя к чтению, библиотекарю следует ставить четкие цели и задачи массовой работы вообще и каждого мероприятия в частности.
Такие традиционные формы массовых мероприятий, как книжные выставки, обзоры, обсуждения, беседы по книгам, читательские конференции, литературные вечера, игры-путешествия должны превалировать в работе библиотеки. Это испытанные годами эффективные формы пропаганды книги, библиотеки, чтения.
В настоящее время необходимо внести в традиционные формы работы новые элементы, чтобы хорошо знакомые формы - выставка или литературный вечер, обсуждение или конференция стали новой, инновационной формой, необычной, яркой встречей с книгой и библиотекой.
Цель исследования: изучение методики подготовки и проведения массовых мероприятий в библиотеке.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить формы, методы и виды массовой работы библиотек;
• Рассмотреть вопросы подготовки массовых мероприятий в библиотеках;
• Проанализировать опыт организации массовых мероприятий в библиотеках;
• Представить проект организации выставки «Картина в библиотеке».
Объект исследования: деятельность библиотек.
Предмет исследования: массовая работа библиотек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Формы, методы и виды массовой работы библиотек
Форма массовой работы в библиотеке имеет четкую и закрепленную структуру, обязательные приемы и средства, которые обогащают форму мероприятия и эффективно воздействуют на аудиторию. Выбор формы массового мероприятия всегда основывается на анализе психологических особенностей читателей и читательских групп. По механизму воздействия на пользователей приемы массовой работы можно классифицировать следующим образом :
• приемы, построенные на ассоциациях по сходству и контрасту;
• приемы, использующие некие стереотипы поведения читателей;
• приемы, направленные на реализацию эмоционального, познавательного, эстетического, коммуникативного эффектов;
• дидактические приемы, в основе которых лежит разрешение проблемных ситуаций и использование наглядности.
В ходе проведения массового мероприятия могут быть задействованы как разные приемы, так и их совокупность. Все зависит от сценария мероприятия, его целевой направленности и целей, а также индивидуальной манеры ведущего-библиотекаря.
Массовое мероприятие не может состояться без сотрудников библиотеки, читателей и сопроводительных визуальных декораций, таких как документные и изобразительные выставки, а также аудиального оформления.
Цель и задача подобного вида деятельности библиотеки, позволяющего охватить достаточно большую аудиторию, с одной стороны, приобщить к чтению «слабых» читателей, а с ругой стороны, повысить положительный имидж. Престиж библиотеки растет благодаря благоприятному общественному мнению, которое формируется в результате тесного общения между библиотекарями и группами читателей.
Массовая работа всегда направлена на определенную группу читателей для того, чтобы обеспечить им исчерпывающий и комфортный доступ к необходимой информации.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решить задачи:
• наладить техническое оснащение библиотеки;
• сформировать информационную культуру пользователей;
• повысить имидж библиотеки и библиотечных мероприятий.
Массовая работа базируется на разнообразных формах и методах промоушн информационных документов и информации не только среди своих читателей, но и за пределами библиотеки с охватом населения микрорайона.
Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия, побуждающие читателя, участника мероприятия, узнать больше по данной теме, обратившись к специальной литературе, инициирующей дальнейшую познавательную деятельность. Массовые мероприятия организуются с помощью специальных средств: документов библиотечного фонда, материалов, сопровождающих мероприятие (фотографии, картины, рисунки, афиши, плакаты, кино и видео фильмы, аудиозаписи, живая музыка), коммуникативных и творческих способностей библиотекаря, степени вовлеченности и участия читателей. Назначение средств массового обслуживания – создавать благоприятную среду для реализации целей и задач мероприятия и усваивания предлагаемого материала.
Активизирование читательской активности происходит за счет применения таких стимулов, как органических, моральных и социально-психологических.
Органические стимулы обеспечивают читателям удовольствие от участия в массовом мероприятии, например, участие в чаепитии после мероприятия, получение приза в виде торта или коробки конфет, денежного приза или подарка в виде книг.
Моральные стимулы воздействуют на духовные потребности читателей и воздействуют на их чувства, примером могут служить мероприятия патриотического характера или благотворительные акции, которые вызывают у участников желание совершать добрые поступки, оказывать помощь другим людям.
Социально-психологические стимулы воздействуют систему человеческих взаимоотношений, способствуя повышению престижа и социального статуса читателей, например конкурсные мероприятия, предоставляющие возможность участникам продемонстрировать свои интеллект и эрудицию. А также бенефисы и вечера-портреты, посвященные лучшим читателям.
В настоящее время библиотека конкурирует с новейшими технологиями, из-за чего пользователи из категорий «подростки» и «юношество» становятся «не читателями». Единственное, что может их привлечь – функция наслаждения. Поэтому в настоящее время библиотеке предлагается стать для читателей не только информационным центром, но и культурно-досуговым центром, в рамках которого читателя могли бы знакомиться и общаться друг с другом. Библиотека же должна предлагать потребителям информации интересные массовые мероприятия, привлекающие читателей к активному взаимодействию. А формами подобного привлечения могут быть различные конкурсы, викторины и обзоры, беседы и литературные праздники и игры, книжные выставки и информационные часы.
Наиболее традиционной формой работы библиотеки остаются книжные выставки и книжные плакаты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акшалова У.Б. Выставка как форма наглядного представления литературы. URL: https://rucont.ru/efd/675109
2. В помощь организации массовой работы библиотек : методическое пособие / МКУК «Карсунская МЦБ им. Н. М. Языкова» ; составитель: Т. А. Седова, заведующая организационно-методическим отделом. – Карсун : Центральная библиотека им. Н. М. Языкова, 2021. – 22 с.
3. Гаязова Г.Ф. (сост.) Выставки: подготовка, требования, виды. Нефтекамск: Библиоцентр, 2016. 32 с.
4. Девяткина, Л. В. Современные аспекты массовой работы в библиотеке / Л. В. Девяткина // Центральные библиотеки субъектов РФ : корпоративная полнотекстовая база данных / Российская Национальная библиотека. – Санкт-Петербург, 2012. – URL: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib
5. Дуброва, Н. А. Альтернативное комплектование: дары и дарители библиотеки / Н. А. Дуброва // Псковская областная универсальная научная библиотека : офиц. сайт. – URL: http://pskovlib.ru/about/reports/texts/21631
6. Инновационные формы массовой работы в библиотеке: методическое пособие. – «Тогучинская МЦБ», 2017. – С. 4-7.
7. Литературные игры в библиотеке : методические рекомендации / составитель А. А. Денисова ; Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Архангельская областная научная ордена „Знак Почета” библиотека имени Н. А. Добролюбова» ; Научно-методический отдел. – Архангельск, 2018. – 19 с.
8. Методика подготовки и проведения массовых мероприятий в библиотеке / МБУК Централизованная библиотечная система им. Н. Н. Зиминой МР Белорецкий район РБ ; ИМК Наш город ; составители Е. Н. Ситнова, С. З. Абутаева. – Белорецк : МБУК ЦБС им. Н. Н. Зиминой, 2022. – 69 с.
9. Методические рекомендации по проведению массового мероприятия / составители: Д. М. Фаерман, Г. В. Иноземцева. – Самара : ОМО ЦСМ, 2020. – 44 с.
10. О библиотечном деле : Федеральный закон № 78-ФЗ от 29 дек. 1994 г. : принят Государственной Думой 23 нояб. 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 1. – Ст. 2
11. Порчайкина Н.В. К вопросу о классификации современных художественных выставок // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsiisovremennyh-hudozhestvennyh-vystavok/viewer
12. Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации экспозиции. СПб.: МартИнфо, 2003. 43 с.
13. Трофимов С.Н. Выставочная деятельность и ее регулирование. СПб., 2000. 126 с.
14. Тульчинский Г.Л., Герасимов С.В., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры. СПб., 2009. 384 с.