Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Темы данного исследования актуальны в современном контексте. Об этом свидетельствует тот факт, что затронутые вопросы уже неоднократно изучались. Тема «нотариальные палаты» анализируется на стыке многих взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению темы.
Этому вопросу посвящено множество исследований. В основном материал в учебной литературе носит общий характер, а в ряде монографий по данной теме рассматривается более узкая проблема, например, «нотариальная палата». Однако для изучения проблем конкретной темы необходимо учитывать современный контекст.
Высокая значимость темы «Нотариальная палата» и недостаточная разработанность на практике определяют несомненную новизну данного исследования.
Для более глубокого и обоснованного разрешения конкретных современных проблем, являющихся предметом данного исследования, необходимо уделить больше внимания теме «Нотариат».
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Нотариат» в современной науке, с другой стороны, недостаточной разработанностью данного вопроса. Рассмотрение вопросов, связанных с данной темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки методологии анализа «нотариальной конторы».
Теоретическая значимость анализа проблемы «нотариата» заключается в том, что выбранная для рассмотрения проблема находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Целью данного исследования является анализ условий функционирования «нотариальной палаты».
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
• проанализировать теоретические аспекты и уточнить сущность «нотариальной конторы».
• рассказать о важности проблемы «нотариата» в современном контексте.
• обобщить тенденции развития института «нотариата».
Структура исследования условна и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух частей, заключение и список литературы.
В ходе исследования был выявлен ряд вопросов, связанных с рассматриваемой темой, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/развития состояния данной темы. Таким образом, актуальность проблемы определила выбор темы исследования «Нотариальная контора», круг задач и логическую схему его структуры.
Теоретической и методологической основой для проведения исследования послужили нормативно-правовые документы, относящиеся к теме исследования.
При написании исследования по теме «Нотариальная палата» использовалась основная учебная литература, основные теоретические работы ведущих мыслителей в данной предметной области, результаты практических исследований, ведущих отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных журналах и периодических изданиях по теме «Нотариальная контора», справочные издания и другие актуальные источники информации.
Глава 1. Система органов нотариального сообщества
1.1 Правовая природа нотариальной деятельности
Одним из основополагающих элементов развития любого общества является создание оптимальных условий для реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Достижение этой цели зависит от создания и развития большинства институтов гражданского и публичного права.
Нотариат не является исключением: Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года (далее - Основы законодательства о нотариате), обязанности нотариусов регулируются законодательными актами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом субъекта Российской Федерации (Уставом) и обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц от имени Российской Федерации.
Интерпретируя данное положение, В.В. Ралько отмечает, что суть деятельности нотариуса заключается в обеспечении подлинности приобретаемых прав и закреплении их в установленной правовой форме. Нотариусы руководствуются в своей деятельности российским законодательством и в то же время требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся за совершением того или иного нотариального действия .
Нотариусы оказывают существенное влияние на многие аспекты хозяйственной деятельности участников экономических отношений, способствуют реализации гражданских прав и предупреждению их возможного нарушения. Таким образом, через деятельность нотариусов решаются задачи укрепления законности и профилактики правонарушений. Например, выдавая документы о праве на наследство, нотариусы устраняют возможные нарушения прав несовершеннолетних и наследников, а при выявлении нарушения закона гражданином или должностным лицом сообщают об этом руководителям соответствующих учреждений и организаций и прокурору.
Уникальность нотариальной деятельности заключается в гармонизации публично-правового характера нотариальной деятельности с частноправовым аспектом. В частной сфере функция нотариуса заключается в обеспечении достаточных правовых условий для применения закона участниками нотариального действия. Публичная функция нотариуса заключается в защите права и предотвращении возможных правовых споров.
Публичный и частный элементы нотариальной деятельности не исключают, а дополняют друг друга. С одной стороны, нотариус является абсолютно самостоятельной единицей гражданского общества, действует по принципу самоорганизации и несет ответственность за ущерб, причиненный его имуществу. С другой стороны, исходя непосредственно из статьи 1 основных положений Нотариального кодекса, нотариусы совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации .
Закон устанавливает определенную организационную структуру нотариата, регламентирует формы и методы нотариальной деятельности и обеспечивает контроль за ее осуществлением.
Предусматривается наделение нотариусов государственно-властными полномочиями. Понятно, что реализация государственной власти происходит через деятельность государственных органов, нотариусы же являются негосударственными организациями, не являются государственными органами и не относятся ни к одной из трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), закрепленных в Конституции Российской Федерации. Делегирование полномочий в системе нотариата происходит путем интеграции профессионального органа адвокатов в государственные структуры. Данное противоречие, возникшее с принятием Основ законодательства о нотариате, вводящих частных нотариусов как новый институт нотариальной деятельности (государственная система нотариата не предполагает делегирования полномочий частным нотариусам), было в определенной степени разрешено Конституционным Судом РФ в постановлении от 19 мая 1998 года (№ 15-П), в котором органы внутреннего конституционного надзора указали, что негосударственные механизмы, основанные на специальных государственных функциях, вправе (в исключительных случаях) выполнять государственные функции. Поэтому наделение государством нотариусов в соответствии с законом определенными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения гарантий прав и свобод граждан в нотариальной деятельности не противоречит Конституции Российской Федерации.
Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации получила развитие в последующем законодательстве, подтверждающем передачу части суверенных полномочий юридическим лицам. Так, Конституционный Суд РФ в определении от 11 июля 2006 г. № 349-О указал, что нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые как нотариусами, так и частными нотариусами для Российской Федерации, являются публично значимыми актами. Признаки выполнения нотариусами публичных обязанностей и публичных функций содержатся также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 272-О-О и от 02.07.2015 № 1523-О. В определении Конституционного Суда РФ от 21.04.2011 № 444-О-О говорится о публично-правовом статусе нотариусов, а в определении от 08.12.2011 № 1714-О-О нотариусы названы учреждениями общественного значения, призванными оказывать квалифицированную юридическую помощь по защите прав и свобод граждан в пределах своих полномочий. Публично-правовое назначение нотариальной деятельности также отражено в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2753-О и от 3 июля 2014 года № 1532-О. В последнем определении подчеркивается правовое значение нотариусов как негосударственных учреждений, выполняющих важные публичные функции, в том числе надзор в сфере нотариальной деятельности.
Таким образом, делегирование государственных полномочий, которое происходит по умолчанию (в отсутствие прямых правовых норм) в системе нотариата, не умаляет значения этого института и выполняемой им публичной функции.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нотариальные конторы являются негосударственными организациями, не входящими в систему государственных учреждений, которым делегированы отдельные государственные полномочия для выполнения основной государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 2 Конституции Российской Федерации) .
Понимание нотариата как публично-правового института напрямую связано с вопросом о регулирующем влиянии нотариата на общественные отношения и его формах. Общепризнанными являются три основные формы правовой деятельности нотариата.
Первая форма юридической деятельности - правоприменительная - гарантирует непосредственное применение, использование и соблюдение требований правового законодательства при осуществлении нотариусом своих полномочий, а также законность правовых актов участников гражданской сделки, в рамках которой совершается нотариальное действие. Данная форма правоприменения наиболее ярко отражает роль нотариата как института публичного права, который гарантирует законность правовых актов участников гражданских сделок и снижает уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 - № 1
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон [Текст] : [принят Гос. Думой 23 октября 2002 г. : одобр. Советом Федерации 30 октября 2002 г. : ред. от 01 июля 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46.
4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 24.07.2023) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993.
5. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ
6. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. 01.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007,№ 49, ст. 6076.
7. Бегичев А.В. Нотариат: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2018. 288 с.
8. Буштец Н.В. Российский нотариат: исторический путь и современное положение (часть вторая: современный период) // Нотариус. 2023. N 4. С. 48 — 52.
9. Искендерова Я.Ю. Анализ изменений в законодательстве о нотариате 2023 года // Нотариус. 2023. N 2. С. 2 — 5.
10. Кузнецов Н.А., Ястребов Д.В. Системная характеристика функций нотариата: проблемные ситуации нотариальной теории и практики // Нотариус. 2022. N 8. С. 3 — 7.
11. Миронов А. Н. Нотариат. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2019. 196 с.
12. Назарова Л.А. Проблема формирования отрасли нотариального права и актуальные тенденции развития законодательства Российской Федерации о нотариате // Нотариус. 2023. N 4. С. 9 — 14.
13. Репин Н.В. Конституционно-правовой статус нотариальных палат в Российской Федерации: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
14. Ралько В.В., Репин Н.В., Дударев А.В., Фомин В.А. Нотариат: учебник. М.: Юстиция, 2016. 214 с.
15. Самойлов А.С. О перспективах реформы российского нотариата // Нотариус. 2004. № 2. С. 6.
16. Сидорова Н.К. Нотариат в России: исторический аспект // Нотариус. 2023. N 2. С. 48 — 52.
17. Тимофеева А.А. Развитие института нотариата в России: историко-правовой аспект // Нотариус. 2023. N 1. С. 55 — 60.
18. Ушаков А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2015. 480 с.
19. Черемных Г.Г., Бочковенко В.А. О дальнейшем совершенствовании законодательства о нотариате и нотариальной деятельности // Нотариальный вестник. 2023. N 2. С. 35 — 46.