Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости не является новой в научной литературе. Вопрос человеческих способностей всегда вызывал у людей большой интерес. Под эмоциональным интеллектом понимают сумму навыков и способностей человека распознавать эмоции и понимать собственные намерения. Это способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект субъекта относится к гибким навыкам [14].
Под эмоциональной отзывчивостью понимают способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям. Это понимание внутреннего состояния другого человека. Эмоциональная отзывчивость в себя включает:
1. Способность откликаться на события и явления окружающей действительности.
2. Способность сопереживать окружающим людям и животным.
3. Умение соотносить факты с жизненным опытом.
4. Эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
В психологии понятие эмоционального, или социального интеллекта появилось, как реакция на частую неспособность традиционных психологических тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Это получило следующее объяснение. Успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях. Они способны эффективно управлять своими собственными эмоциями. При этом, принятое понятие интеллекта не включает эти аспекты. Тесты интеллекта не могут оценить эти способности субъекта.
С. Дж. Стейн и Говард Бук рассматривали эмоциональный интеллект, отлично от привычного всем понятия интеллекта. Они писали, что эмоциональный интеллект «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» [10, с.163].
По их мнению, именно эмоциональный интеллект в современном его понимании может являться ключевым для выживания человека. Он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде и уживаться с конкурентами. З. Фрейд много работал над проблемой эмоций и контроля над эмоциями. Профессор Э. Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми» [11].
Под эмоциональным откликом понимают оперативную эмоциональную реакцию на текущие изменения в предметной среде. Люди восхищаются увиденным красивым пейзажем, или произведениями искусства и др. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Психологи рассматривают синтонию как один из видов эмоционального отклика.
Синтония - это способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом на явления окружающего мира. Люди, имеющие такую способность, чувствуют себя в гармонии с природой, и с другими людьми. У них развита эмоционально-чувственная сфера. Данная сторона человека чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления субъекта. Чаще всего она присутствует у творчески развитых людей. Особенности детской психики таковы, что эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ученика, которая заряжает и регулирует все остальные его функции [2].
К данным функциям можно отнести память, мышление, воображение, восприятие, внимание и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.
Исследователи и учёные по-разному формулируют параметры и особенности творческого мышления, но при этом все они обосновывают вывод о важной роли эмоционально-чувственного компонента в творческом мышлении. Они пишут о том, что уровень эмоционально-чувственного развития субъекта дает импульс самореализации его творческих возможностей.
Способность человека к творческому мышлению обусловлена наличием у него, такого фактора, как развитая эмоционально-чувственная сфера. Т. Рибо писал, что все формы творчества требуют включения эмоций, как побудителей этого процесса. Сами по себе эмоциональные порывы людей не порождают творческого результата. Для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и интеллекта [12].
А В. Запорожец отмечал, что изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое значение. Для полноценного развития личности необходимо развитие не только познавательных процессов. Знания и навыки – это безусловно важно, но формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности и людям чрезвычайно важны для формирования растущего человека.
Эффективность обучения во многом зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему процессу. Учителю всегда важно понимать, какие именно чувства присутствуют у ученика в тот, или иной момент. Важны все переживания ученика, связанные с его успехами, или неудачами. Важным в вопросе развития эмоциональной сферы ребенка, является включение его в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми.
Именно это позволяет ученику почувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием эмоциональных образов, и с развитием эмоциональной сферы в целом. У человека постепенно формируются высшие социальные чувства.
В ходе развития творческого потенциала субъекта, у него появляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов. Развиваясь, эмоции – интеллектуализируются. Они становятся обобщенными и предвосхищающими.
Познавательные процессы приобретают аффективный характер и начинают выполнять роль смыслоразличения и смыслообразования [10]. В процессе эмоционально-познавательной деятельности школьник имеет возможность занять определенную позицию. Он в состоянии совершить воображаемое действие, продумывая и проигрывая различные варианты своих действий.
Деятельность, которая первоначально складывается как внешняя, предполагает соучастие в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. После этого подобная деятельность приобретает внутренний характер. Она осуществляется в плане эмоционального воображения. При этом эмоции проходят путь прогрессивного развития, на протяжении всего развития субъекта.
В.С. Мухина отмечала, что эмоции играют ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. В дошкольном возрасте дети сильно эмоциональны. Их чувства всегда преобладают над всеми остальными сторонами их жизни. В период начального обучения в школе у детей появляется произвольность [7].
Они могут контролировать не только свои действия, но и эмоции. В основной школе всё это частично сохраняется. У школьников сохраняется непосредственность, и иногда бурно проявляются чувства и эмоции. Особенно это проявляется на уроках, где есть элементы творческой деятельности. Обсуждение картин, литературных или художественных произведений не оставляют детей равнодушными.
А.Н. Леонтьев отмечал, что развитие эмоций тесно связано с развитием мотивов поведения. Также это связано с появлением у ученика новых потребностей и интересов. При этом, все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты.
Л.С. Выготский вывел два закона:
1. «Закон общего эмоционального знака».
2. «Закон эмоциональной реальности воображения».
Закон общего эмоционального знака он разъяснил следующим образом.
Всякое чувство и всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, которые соответствуют этому чувству. В законе эмоциональной реальности воображения говорится о том, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства. Вызываемое чувство является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством.
Эмоциональная жизнь стимулирует воображение и использует богатство эмоциональных состояний. Целенаправленно организуя фантазию школьников, можно формировать у детей культуру чувств.
Е.Л. Яковлева разработала концепцию развития творческого потенциала личности. Она рассматривает творческий процесс как выражение собственных эмоциональных состояний и чувств. По её мнению, осознание собственной индивидуальности есть осознание собственных эмоциональных состояний. При этом, осознание эмоциональных переживаний развивается у школьника лишь во взаимодействии, в том числе с взрослым.
Особо этому способствует:
- вербализация эмоциональных реакций субъекта в процессе творчества, с помощью взрослого;
-принятие взрослым собственных эмоциональных реакций школьника;
-поддержка эмоциональных реакций со стороны взрослого и др.
Е.Л. Яковлева считает, что взрослый обучает ребенка средствам выражения собственных эмоциональных состояний. Именно взрослый человек предоставляет ребенку образцы средств эмоционального самовыражения. Их усвоение зависит от степени принятия и поддержки, которую оказывает взрослый по отношению к собственным попыткам ученика использовать все средства для выражения собственных эмоций.
Психологи считают, что в процессе возвышенных переживаний ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. К примеру, в детских рисунках присутствует обширная гамма чувств, волнений и эмоций.
Именно эмоциональная возбудимость ребенка является основным источником яркой выразительности его творчества. Каждый ребёнок. Или подросток мгновенно загорается чувством любви или гнева, легко отдается грусти или ощущению счастья и др. Яркая эмоциональность есть главное условие и причина возникновения детских рисунков и творчества [5].
Средства выразительности нужны для создания образа и передачи настроения. Выразительность зависит от силы дарования, смелости воображения и глубины переживаний субъекта. По мнению исследователей, Мальчикам всегда не хватает положительных эмоций [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 134 с.
2. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
3. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 12.04.2024).
4. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 88 с.
5. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
6. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя [Текст] / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1983. –144 с.
7. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 12.04.2024).
8. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского литературного творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
9. Капская, А.И. Выразительное чтение [Текст] / А.И. Капская. – М.: Высшая школа, 1986. – 168 с.
10. Кубасова, О.В. Выразительное чтение [Текст]: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. – 3-е изд., стер. – М.: Дело, 2011. – 144 с.
11. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
12. Литературное выразительное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
13. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования [текст] / под ред. М. В. Воюшиной. — 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
14. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
15. Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [текст] / Н.В. Нижегородцева - Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 257–262.
16. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [текст] / С. В. Плотникова, А. А. Краева. УРГПУ. — Электронные данные: Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 160 с.
17. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
18. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения [Текст]: пос. для учителя / М.А. Рыбникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1963. – 315 с.
19. Сафиуллина, Г.К. Сборник текстов для проверки выразительного чтения в начальных классах [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-tekstov-dlya-proverki-osoznannogo-chteniya-v-nachalnih-klassah-3405479.html (дата обращения 12.04.2024).
20. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывании [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2019. – 112 с.
21. Фирсова, Т. Г. Современный урок литературного чтения. Методический конструктор [текст] / Т.Г. Фирсова // учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование) [текст] / Т. Г. Фирсова. — М.: Перо, 2018. — 211 с.
22. Формирование навыка выразительного чтения. Сборник приемов и техник [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-priemov-i-tehnik-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-2198714.html (дата обращения 12.04.2024).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
24. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. - 2009. - 206 с.
25. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи [Текст] / Е.В. Язовицкий. – 2-е изд. – М.: Изд-во Просвещение, 2010. – 304 с.