Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что автомобильный транспорт наиболее мобилен, что позволяет ему активно взаимодействовать с иными видами транспорта. Такое взаимодействие требует правовой регламентации, которая в самом общем виде содержится в гражданском законодательстве. В экономике любой страны транспорт является одним из важнейших элементов нормального функционирования жизни общества, являясь единым комплексом, охватывающим все стороны жизнедеятельности человека. В связи с развитием рыночных отношений, общества в целом, постепенное изменение и совершенствование именно транспортного законодательства все же требуется, не смотря на устойчивую теоретическую базу.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с договором перевозки автомобильным транспортом в современной России.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего гражданского законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с заключением договора перевозки груза автомобильным транспортом, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение отдельных систем договоров, регулирующих перевозки грузов автомобильным транспортом.
Задачами работы является:
• рассмотреть договор перевозки грузов автомобильным транспортом, как элемент системы;
• проанализировать договор об организации перевозки грузов автомобильным транспортом;
• исследовать договор грузового фрахтования автомобильного транспорта;
• изучить договор между владельцами транспортных инфраструктур.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Брагинский М.И., Витрянский В.В., Морозов С.Ю., Егиазаров В.А., Голованов Н.М., Грудцына Л.Ю., Сергеева А.П., Коршунова Н.М., Заскока С.А. Садиков О.Н., Суханов Е.А., Сергеев А. П., Толстой Ю. К. и других.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе научных исследований транспортных договоров, формулировке выводов, которые могут быть использованы при дельнейшей разработке указанной темы.
Практическая значимость работы состоит в более детальном и полном усвоении положений законодательства в отношении транспортных договоров, прав и обязанностей сторон договора, ответственности за неисполнение договора. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы в качестве основы для внесения дополнений в гражданское законодательство.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографического списка.
§ 1. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом, как элемент системы
В любом государстве транспорт является одной из наиболее важных экономических отраслей. Этой отраслью, в том числе, обеспечивается не только эффективность экономики страны, но и экономика отдельных регионов. Транспортом осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа. А деятельность в сфере использования транспорта является предпринимательской .
Единого понятия транспортного договора в качестве отдельного обязательства в числе гражданско-правовых обязательств не существует. Относительно существования системы транспортных договоров в литературе высказываются различные мнения. Некоторыми авторами выделяется самостоятельная группа транспортных обязательств (или транспортных договоров), включая эту группу в систему гражданских договоров .
Для отнесения гражданско-правовых обязательств к указанной группе используются такие критерии как субъектный состав правоотношений, то есть участие в них предпринимателя или юридического лица, которыми осуществляется предпринимательская деятельность в сфере транспорта. Другими критериями служат виды оказываемых услуг, направленность обязательств .
Представляется правильной позиция, согласно которой транспортными договорами считаются соглашения, которые заключаются для организации, а также обеспечения и осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты . При этом понятие транспортные договоры шире, чем понятие договоров перевозок, которые выделяются в самостоятельную группу в главе 40 ГК РФ.
В настоящее время законодательное регулирование в рассматриваемой сфере совершенствуется, поэтому немаловажным является выяснение самого понятия транспортного договора. Из приведенного выше следует, что в отдельную группу выделяются договоры, направленные на предоставление транспортных услуг. В то же время круг таких договоров не определен в литературе и практике однозначно.
Одними авторами в данную группу включается подвиды перевозки, а также экспедиция, другими – также включаются и договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, договоры на подачу вагонов, договор перевозки грузов на поддонах и др. Сторонники третьей версии лишь указывают на то, что транспортными договорами регулируется значительная группа отношений, поэтому выделение их в самостоятельную группу целесообразно.
Таким образом, исходя из приведенных мнений и их оценки, можно сформулировать определение транспортного договора. Под таким договором следует понимать обязательство в сфере правоотношений, связанных с перемещением людей и грузов в пространстве. Сторонами обязательства является транспортная организация, которая должна оказать услугу, переместив людей или груз, и клиент, обязанностью которого является внесение платы за оказываемую услугу.
При этом для отнесения договора к группе транспортных, необходимо наличие обязательного признака – оказание услуги, связанной с перемещением в пространстве груза или пассажиров.
Формулировка приведенного определения позволяет выделить обязательства, связанные с оказанием специфической услуги, определить виды транспортных договоров, разграничить транспортные обязательства и обязательства, тесно с ними связанные и направленные на их качественное исполнение. Также определение категории транспортных договоров позволяет выделить понятие дополнительных (факультативных) обязательств на транспорте наряду с наличием основного обязательства.
К транспортным договорам следует относить договор перевозки грузов, договор об организации перевозки грузов, договор перевозки пассажира и багажа, договор транспортной экспедиции, договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования, договор буксировки. Ниже будут рассмотрены некоторые из них.
Таким образом, транспортным договором следует считать двухстороннее, возмездное, взаимное обязательство в сфере правоотношений, связанных с перемещением людей и грузов в пространстве. Сторонами обязательства является транспортная организация, которая должна оказать услугу, переместив людей или груз, и клиент, обязанностью которого является внесение платы за оказываемую услугу. Возможность определить, является ли договор консенсуальным либо реальным представляется только применительно к конкретному договору в зависимости от времени возникновения обязанностей сторон по нему.
Договор автомобильной перевозки грузов, обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК РФ, также характеризуется особенностями, отраженными в Уставе автомобильного транспорта РФ и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом. Во-первых, в отличие от других видов транспорта, где грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, по договору автомобильной перевозки грузов перевозчик самостоятельно должен подать грузоотправителю автомобили под погрузку. Это означает, что перевозочный процесс начинается на территории грузоотправителя. Во-вторых, транспортная накладная не является единственной формой договора перевозки груза. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца или перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, может осуществляться на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. В-третьих, на автомобильном транспорте запрещается осуществление перевозок грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, который служит для учета и контроля работы транспортного средства и водителя.
Значение договора в рыночных отношениях велико, этот вид сделок наиболее распространен, с помощью договора реализуется товарообмен. Отношения, которые возникают в различных сферах жизни, в том числе, в сфере транспортного обслуживания, облекаются в договорную форму.
Организационный договор влечет возникновение имущественных отношений в будущем. Он направлен на то, чтобы упорядочить отношения, которые только должны возникнуть. По сравнению с иму
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, N 46, ст. 5555.
5. Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1412.
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 20 марта 2012 г. N 14316/11 по делу N А50-21608/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение ВАС РФ от 20.03.2014 N ВАС-2850/14 по делу N А40-98797/12 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение ВАС РФ от 20.03.2014 N ВАС-2850/14 по делу N А40-98797/12 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 N 17АП-3530/2017-ГК по делу N А50-21065/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 N 13АП-32007/2015 по делу N А56-60221/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2011.
12. Бянкина А.М. К вопросу о классификации договора перевозки грузов автомобильным транспортом // Право и экономика. 2011. № 10. С. 49 - 54.
13. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 2.
14. Гречуха В.Н. Транспортное право: Правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта: монография. М.: Юстиция, 2016.
15. Диденко А.А. Конструкция непоименованного договора в гражданском праве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. N 90.
16. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 8-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2015.
17. Коблов А.С. Рамочный договор и договор с открытыми условиями как комплексные договорные конструкции // Закон. 2013. N 1.
18. Камышанский В.П., Дудченко А.В. Меры гражданско-правовой ответственности по договору перевозки грузов и пассажира // Закон и право. 2015. N 11.
19. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017.
20. Тюпа В.В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретические и практические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - С. 163.
21. Тютрина Н.Н. Понятие договора перевозки грузов // Транспортное право. 2015. № 2. С. 20 - 22.