Фрагмент для ознакомления
2
Память - это ключевая способность человека, позволяющая ему запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Наблюдая людей, страдающих нарушениями памяти, можно убедиться в этом. Память есть у всех живых организмов, но у человека она наиболее развита. Она служит для накопления и использования жизненного опыта, сохраняя в мозгу "следы" возбуждений от внешних и внутренних раздражителей. [3]
Память - это удивительное свойство человеческого сознания, позволяющее восстанавливать прошлые впечатления. Физиологической основой памяти являются временные нервные связи, способные изменяться под воздействием различных раздражителей. Исследования на уровне нейрофизиологии и биохимии показывают, что память проходит через две фазы - лабильную и стабильную. [7]
Психологические теории памяти подчеркивают ее социальную обусловленность и взаимосвязь явлений в памяти. Многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, изучали память и разработали целый ряд законов и теорий, которые до сих пор остаются актуальными и могут послужить основой для новых исследований этой ценной способности человека.
В современных исследованиях память рассматривается как сложная психическая функция и один из познавательных процессов, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти выделяют следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание и восстановление (узнавание, воспроизведение). При классификации памяти используются такие критерии, как объект запоминания, степень волевой регуляции и длительность сохранения информации в памяти [9, с.162].
Ассоциативная теория является одной из первых и до сих пор важных психологических теорий памяти. Она возникла в XVII веке, активно разрабатывалась в XVIII и XIX веках и получила широкое распространение и признание в Англии и Германии [4, с.237].
Память представляет собой отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения [10, с. 201]. Она участвует уже в акте восприятия, поскольку без узнавания восприятие невозможно. Однако память также выполняет самостоятельную роль как психический процесс, не связанный с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его. Экспериментальные исследования И.П. Павлова и его коллег показали, что память является результатом рефлекторной работы мозга. Павлов считал временную нервную связь всеобщим физиологическим явлением и одновременно психическим процессом, который психологи называют ассоциацией [3, с. 325]. Исследования также показали, что нервная система способна с высокой точностью сохранять следы различных раздражителей в течение длительного времени.
Ассоциативная теория памяти, которая не потеряла своего значения до настоящего времени, основывается на понятии ассоциации - связи между отдельными психическими явлениями. Это понятие было разработано такими учеными, как Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер и другими. В рамках этой теории память понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций, основанных на смежности, подобии, контрасте, временной и пространственной близости. Предметы или явления, связанные в действительности, также связываются в памяти человека. Путем ассоциации одного предмета с другим, связанным с ним, мы можем вспомнить последний. Запоминание заключается в связывании запоминаемого с уже известным, формировании ассоциации. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Простые ассоциации включают три вида: по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциация по смежности объединяет явления, связанные во времени или пространстве. Например, при заучивании алфавита при названии одной буквы вспоминается следующая за ней.
Ассоциация по сходству связывает явления, имеющие сходные черты. Например, при знакомстве с названиями портов Австралии на уроке географии, учительница устанавливает ассоциацию по сходству, указывая, что одно из них напоминает женское имя Аделаида, что облегчает запоминание.
Ассоциация по контрасту связывает противоположные явления. Например, особенности зоны пустынь запоминаются в контрасте с зоной лесов.
Кроме простых ассоциаций, существуют сложные ассоциации - смысловые. Они связывают явления, которые в действительности всегда связаны, например, часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.[5]
Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает с первого раза, если в коре больших полушарий мозга возникает сильный очаг возбуждения, что облегчает формирование ассоциаций.
Однако более важным условием для образования ассоциаций является закрепление на практике, то есть применение того, что требуется запомнить, в процессе его усвоения.
В процессе онтогенеза организм получает информацию из внешней среды, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует при своем поведении.
Для работы мозга необходимо не только поступление информации и ее обработка, но и хранение определенного запаса.
В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах или инстинктах, и информация, получаемая в индивидуальной жизни организма.[11]
Таким образом, память – это удивительное свойство сознания, позволяющее человеку восстанавливать прошлые впечатления. Она имеет физиологическую и психологическую основу, и является одним из основных познавательных процессов.
Ассоциативная теория, которая до сих пор остается актуальной, объясняет память как систему ассоциаций, формирующихся на основе смежности, подобия, контраста и других факторов. Память играет важную роль в формировании и использовании нашего опыта, и ее изучение всегда будет оставаться актуальным и интересным.
1.2 Онтогенез особенности развития памяти детей
С самого раннего детства, процесс развития памяти у ребенка носит несколько направлений. Прежде всего, его механическая память постепенно дополняется и замещается логической.
Кроме того, непосредственное запоминание со временем становится посредственным, связанным с активным и осознанным использованием различных мнемотехнических приемов и средств.
Наконец, непроизвольное запоминание, преобладающее в детстве, превращается в произвольное у взрослого человека [6].
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: постепенное достижение совершенства памяти всеми цивилизованными людьми в соответствии с общественным прогрессом и ее постепенное улучшение у каждого индивида в процессе его социализации и овладения материальными и культурными достижениями человечества [28].
В ходе онтогенеза все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности.
Логическая память, или "память-рассказ", развивается медленнее других и начинает функционировать только у детей возрастом 3-4 лет в простейших формах, приходя к нормальному уровню развития только в период подросткового и юношеского возраста. Ее улучшение и дальнейшее развитие связаны с освоением основ наук [18, с. 114].
У ребенка вначале проявляется узнавание, тогда как воспроизведение обнаруживается значительно позднее.
Первые признаки воспроизведения появляются только на втором году жизни. Это объясняется тем, что первые воспоминания о детстве относятся к периоду 4-5 лет [10].
Изначально память является непроизвольной. В дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой цель запомнить что-либо. Развитие произвольной памяти в этом возрасте происходит во время игр и в процессе воспитания. Запоминание связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что им интересно. Важно отметить, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, то есть они понимают, что запоминают. При этом они в основном опираются на наглядные связи между предметами и явлениями, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры [Текст] / Ю. А. Афонькина. - Москва : Просвещение, 2016. – 180 с.
2. Беликова Е.Ю. Память как психический процесс. — М.: Просвещение, 2019.
3. Бертынь, Г. П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом [Текст] / Г. П. Бертынь, Т. В. Розанова. – М. : Дефектология, – 2013. – 234 с
4. Виготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2020.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Академия, 2022
6. Давыдов В.В. Проблемы развития психики. — М.: Педагогика, 2015
7. Зайцева И.А. Психология развития. — М.: Аспект Пресс, 2015.
8. Ильенков Э.В. Память и образное восприятие. — М.: Мысль, 2018
9. Короткова Ю.С. Психология восприятия и памяти. — М.: Аспект Пресс, 2020.
10. Левина И.А. Теория интеллекта и методика его изучения. — М.: Педагогика, 2020.
11. Мережникова Е.В. Психология обучения. — М.: Просвещение, 2013.
12. Николаева Л.А. Развитие памяти детей с нарушениями слуха. — СПб: Питер, 2017.
13. Орлова Т.А. Психология памяти. — М.: Питер, 2016
14. Петрова В.И. Теория и методика работы с детьми с нарушениями слуха. — М.: Просвещение, 2019.
15. Руковец И.М. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Логос, 2014.
16. Скворцова О.Э. Память и интеллект. — М.: Когито-Центр, 2017.
17. Толстова Н.Н. Психология слуха и речи. — М.: Академия, 2016.
18. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей [Текст] / Л. В. Черемошкина. – М.: Академия, 2015. – 240 с.
19. Шагунов, А. Д. Диагностика и коррекция нарушения слуха 55 [Текст] / А. Д. Шагунов. - М. : Наука, 2018. – 639 с. 4
20. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика [Текст] / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. – Москва : Педагогика, 2019. – 176 с.
21. Шиф, Ж. И. О мыслительных операциях. Психология глухих детей [Текст] / Ж. И. Шиф. – М. , «Педагогика», 2018 – 248 с.