Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения аудитории медиаконтента 9
1.1. Понятие медиаконтента и его роль в современном обществе 9
1.2. Теории массовой коммуникации и медиапотребления 12
1.3. Кинематограф как форма медиаконтента 16
Выводы к главе 1 19
Глава 2. Социологический анализ отношения аудитории к фильму «Кентавр»
2.1. Методика сбора и анализа данных 21
2.2. Анализ демографических характеристик аудитории 24
2.3. Восприятие и интерпретация фильма аудиторией 26
2.4. Влияние фильма на общественное мнение и культурные тенденции 29
Выводы по главе 2 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 40
Фрагмент для ознакомления
2
1.3. Кинематограф как форма медиаконтента
Кинематограф, как отдельная форма медиаконтента, вовлекает аудиторию с помощью уникальных сенсорных и повествовательных механизмов, которые оказывают глубокое влияние на восприятие и познание. Этот медиум, как никакой другой, использует сложную комбинацию визуальных, слуховых и повествовательных элементов для создания иммерсивного опыта, который может значительно изменить восприятие и эмоциональное состояние зрителя. К. Билгили и О. Горошко подчеркивают, что кинематограф, интегрируя мультимодальные стимулы, способствует трансмедийному осознанию, которое недоступно традиционным медиаформам, тем самым увеличивая глубину вовлечения аудитории и воздействие на ее социальное и культурное восприятие [Bilgili, 2021]. В. Музикант рассматривает социальные механизмы, с помощью которых медиаконтент, в частности кино, формирует и формирует предпочтения аудитории, полагая, что кинематографический контент выступает не только как зеркало общества, но и как формовщик общественных норм и ценностей [Mouzykant, 2017]. Более того, особенности кинематографического восприятия предполагают не только усвоение контента, но и его интерпретацию через индивидуальные и культурные линзы, которые могут кардинально отличаться у разных демографических групп [Lignowska, 2016].
Интерактивный процесс между фильмом и зрителем подчеркивают И. Каирова, М. Кошман и Н. Тимохин, отмечая, что молодая аудитория демонстрирует уникальную восприимчивость к кинематографическому контенту, взаимодействуя с ним как через когнитивные, так и через эмоциональные связи, которые значительно отличаются от взаимодействия с другими видами медиа [Kairova, 2023]. Эта динамика еще более усложняется влиянием цифровой эпохи, когда доступ к кинематографическому контенту и взаимодействие с ним возможны через множество платформ, что расширяет его охват и усиливает его воздействие на общественное сознание [Linus, 2022]. E. Дойл и Й. Ли подчеркивают важность контекста при потреблении кинематографического контента, когда обрамление и подача киноповествования могут настраивать аудиторию на более эффективное восприятие предполагаемых сообщений, тем самым усиливая или ослабляя воздействие фильма в зависимости от соответствия этих сообщений ожиданиям и предубеждениям аудитории [Doyle, 2016]. Наконец, С. Эдгерли и Э. Врага исследуют, как восприятие аудиторией медиажанров, особенно в гибридной медиасреде, влияет на ее вовлеченность и интерпретацию кинематографического контента, предполагая, что границы между новостями, развлечениями и киноискусством становятся все более размытыми, что влияет на восприятие и влияние фильмов на аудиторию [Edgerly, 2019]. Эти точки зрения в совокупности подчеркивают уникальную роль кинематографа в формировании и отражении культурной и социальной динамики, подчеркивая его силу как средства не только развлечения, но и значительного влияния на общество и коммуникации.
Кино, являясь мощным средством распространения культурных норм и идеологий, играет важнейшую роль в формировании мировоззрения – процессе, в ходе которого зрители впитывают и усваивают различные нарративы, формирующие их восприятие действительности. Влиятельная сила кино обусловлена его способностью моделировать реальный опыт и эмоции, представляя сложные социальные проблемы через доступные повествования, которые находят глубокий отклик в индивидуальной и коллективной психике. Изображая различные стили жизни, моральные дилеммы и общественные конфликты, кино не только отражает существующие культурные ценности, но и бросает им вызов, часто побуждая зрителей пересмотреть свои собственные убеждения и взгляды. Динамика этого влияния многогранна: фильмы выступают и как зеркала, и как архитекторы общества, где кинематографический опыт выходит за рамки простого развлечения и становится формой социального комментария, вовлекающего зрителя в диалогическое взаимодействие. Здесь структура повествования и эстетические элементы фильма – такие как мизансцена, кинематограф и сценарий – взаимодействуют синергетически, вызывая у зрителей определенный эмоциональный отклик, способствуя тем самым более глубокому восприятию представленных тем.
Также глобальный охват кинематографа усиливает его влияние на формирование мировоззрения, поскольку фильмы пересекают культурные границы и знакомят зрителей с незнакомыми общественными проблемами и перспективами, тем самым расширяя их кругозор и способствуя формированию более инклюзивной глобальной перспективы. Этот транснациональный поток кинематографического контента способствует культурной гибридизации, в которой переплетаются местные и глобальные нарративы, создавая сложный спектр глобального сознания, влияющий на индивидуальное и коллективное мировоззрение. С аналитической точки зрения роль кино в формировании мировоззрения можно рассматривать как часть более широкой медиасферы, включающей цифровые и интерактивные медиа, где границы между зрителем и контентом размываются, позволяя получить более глубокое погружение и участие. Такое взаимодействие еще больше усложняет влияние кино, поскольку оно переплетается с другими медиаформами, создавая комплексную медиасреду, которая постоянно формирует и перестраивает общественные нормы и ценности через непрерывный цикл презентации, интерпретации и адаптации.
Исследование влияния кино на мировоззрение – это не просто изучение фильма как формы развлечения, а критически важная среда в постоянном дискурсе культурного и социального развития. Оно подчеркивает необходимость тонкого понимания того, как визуальные повествования влияют на общественное сознание и способствуют формированию коллективного культурного хранилища, из которого общество черпает свою идентичность и ценности.
Выводы к главе 1
В заключение Главы 1 можно сказать, что сложное взаимодействие между медиаконтентом и восприятием аудитории является ключевым фактором общественной динамики; в частности, роль медиа в формировании общественного сознания – через механизмы прямого влияния (как утверждает модель «Подкожной иглы») и опосредованного взаимодействия (иллюстрируемая теорией ограниченных эффектов) – раскрывает сложность воздействия медиа. Теория культурных практик развивает эту мысль, подчеркивая партисипативный характер медиапотребления, когда аудитория является не просто реципиентом, а активным со-творцом смысла; это динамичное взаимодействие подчеркивает преобразующий потенциал медиа, особенно кино, которое уникальным образом сочетает слуховой и визуальный рассказ с культурной экспозицией, тем самым выступая мощным инструментом общественного образования и распространения идеологии.
Кинематограф, используя свои богатые сенсорные возможности, оказывает глубокое влияние на формирование мировоззрения; он не только представляет сконструированные реальности, но и предлагает зрителям вступить в контакт с этими реальностями и поразмышлять над ними, тем самым потенциально изменяя их восприятие и, как следствие, их убеждения и поведение. Анализ этих процессов показывает, что медиа, особенно кино, являются важнейшим посредником культурных и социальных ценностей, способным как отражать, так и формировать общественное настроение.
Теоретические выводы свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований нюансов влияния медиа на общественное мнение и сознание индивида; на практике понимание этой динамики может способствовать реализации инициатив по повышению медиаграмотности и созданию контента, способствующего формированию более информированной и критически настроенной аудитории. Отсюда следует, что изучение роли медиаконтента в современном обществе не только обогащает наше академическое понимание, но и формирует практические подходы к производству и потреблению медиа, обеспечивая полную реализацию его потенциала для пользы общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Bilgili, C., & Goroshko, O., 2021. Comparative Study on Transmedia Awareness of Traditional Media Audiences and Social Media Users in Turkey and Ukraine. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-4-697-704.
2. Doyle, E., & Lee, Y., 2016. Context, context, context: Priming theory and attitudes towards corporations in social media. Public Relations Review, 42, pp. 913-919. https://doi.org/10.1016/J.PUBREV.2016.09.005.
3. Edgerly, S., & Vraga, E., 2019. News, entertainment, or both? Exploring audience perceptions of media genre in a hybrid media environment. Journalism, 20, pp. 807 – 826. https://doi.org/10.1177/1464884917730709.
4. Eskandari, H., & Dana, H., 2018. Presenting a Model to Understanding the Mentality of Audiences. Journal of History Culture and Art Research. https://doi.org/10.7596/TAKSAD.V7I3.1546.
5. Hill, A., 2018. Media audiences and reception studies. Reception Studies and Audiovisual Translation. https://doi.org/10.1075/BTL.141.
6. Kairova, I., Koshman, M., & Timokhin, N., 2023. Research on the Attitude of Youth Audiences Towards Bloggers and Content on Social Media. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-27-37.
7. Lai, L., & To, W., 2015. Content Analysis of Social Media: A Grounded Theory Approach. Journal of Electronic Commerce Research, 16, pp. 138.
8. Lignowska, I., Borowiec, A., & Słońska, Z., 2016. The relationship between audience mentality and attitudes towards healthy lifestyle promotion in the mass media. Global Health Promotion, 23, pp. 36 – 44. https://doi.org/10.1177/1757975914567514.
9. Lindell, J., & Hovden, J., 2018. Distinctions in the media welfare state: audience fragmentation in post-egalitarian Sweden. Media, Culture & Society, 40, pp. 639 – 655. https://doi.org/10.1177/0163443717746230.
10. Linus, E., 2022. Broadcast Media Contents in Shaping Audience Attitude Towards Environmental Sanitation in Nigeria. Path of Science. https://doi.org/10.22178/pos.88-1.
11. Livingstone, S., 2018. Audiences in an Age of Datafication: Critical Questions for Media Research. Television & New Media, 20, pp. 170 – 183. https://doi.org/10.1177/1527476418811118.
12. Lobo, V., & Bhat, K., 2022. Media and Youth Audience – A Comprehensive Review. International Journal of Case Studies in Business, IT, and Education. https://doi.org/10.47992/ijcsbe.2581.6942.0192.
13. Luthar, B., & Pušnik, M., 2020. Intimate media and technological nature of sociality. New Media & Society, 23, pp. 1257 – 1277. https://doi.org/10.1177/1461444820912387.
14. Mouzykant, V., 2017. Social mechanisms of media institutions: The genesis of recipient’s preferences. , 17, pp. 73-82. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-1-73-82.
15. Rikitianskaia, M., 2022. Media and audiences in historical and sociological perspective. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.307.
16. Rudnicka-Lavoie, D., 2021. Audiences studies: Two paradigms. European Journal of Communication, 36, pp. 85 – 91. https://doi.org/10.1177/0267323120987119.
17. Shahzad, M., & Yousaf, Z., 2019. Media Sociology: An Appraisal. III. https://doi.org/10.31703/gpr.2019(iv-iii).01.
18. Steensen, S., Ferrer-Conill, R., & Peters, C., 2020. (Against a) Theory of Audience Engagement with News. Journalism Studies, 21, pp. 1662 – 1680. https://doi.org/10.1080/1461670x.2020.1788414.
19. Xue, K., 2015. Empirical Study on Relationship Between New Media Context Characteristics and Audience's Attitude. Journal of Social Science of Hunan Normal University.