Фрагмент для ознакомления
2
Перевозка людей водным транспортом существует с древнейших времен. В период средних веков морские и речные путешествия достигли наивысшего развития. Ирландские монахи были основателями морских экспедиций в эпоху средневековья. Один из известных мореходов VI века считается святым Бренданом - покровителем Ирландии. О его путешествиях существуют легенды. Плавание святого Брендана было одним из первых, которое указало европейцам на путь на запад через океан. Важную роль в развитии водных путешествий сыграли жители скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река-море, но они не превышали 30 метров в длину и 4 метра в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские маршруты - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 год) дало новый импульс развитию морского и речного водного транспорта [9].
Современный водный транспорт разделяется на морской и речной в зависимости от сферы обслуживания. Морские суда осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны. Дальние перевозки осуществляются между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море. Каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, таким как реки, озера, крупные водохранилища и каналы.
В конце 20-го века круизная индустрия стала самым быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм является особым видом туризма, так как сочетает в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебный, познавательный. Круиз представляет собой путешествие на водных судах, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных судов.
1.2 Виды круизов
Зная, что такое круиз, можно разделить все водные путешествия на несколько групп.
По типу судна и водоему:
Морские круизы предполагают путешествия по открытым морям и океанам. Они часто охватывают большие расстояния. Иногда пассажиры проводят в море несколько дней, но от этого ничуть не скучают. Морские круизы выполняются на больших лайнерах, где есть практически любые развлечения, которые можно себе представить — от бассейна и аквапарка до массажного салона и казино [30].
Речные круизы проходят по рекам и каналам. Они обычно более комфортны для тех, кто переживает о морской болезни. На реках практически не бывает качки. Маршруты продуманы так, чтобы избежать длительных переходов по воде без остановок. Пассажиры имеют возможность исследовать старинные достопримечательности, культурное наследие и архитектурные шедевры не только с берега, но и с воды. Речные круизы осуществляются на относительно небольших судах, что создает более уютную и камерную обстановку по сравнению с крупными морскими лайнерами.
Оба типа круизов имеют свои особенности и привлекательные стороны. Морские круизы часто предлагают широкий выбор развлечений и масштабные путешествия между различными странами, в то время как речные круизы ориентированы на более спокойный и культурно насыщенный опыт.
По продолжительности:
Короткие круизы, или круизы выходного дня, как правило, занимают от 3 до 5 дней. Они включают посещение нескольких портов. Например, в программе «Донинтуфлот» есть интересный круговой круиз Санкт-Петербург – Валаам – Санкт-Петербург. Пассажиры проводят 4 дня на борту теплохода «Волга Стар». Это лайнер с повышенным уровнем комфорта, относящийся к категории пансионатов. Он вмещает 208 пассажиров. Есть каюты классов «Стандарт», «Стандарт премиум» и «Люкс», оборудованные телевизорами, кондиционерами, радио, сейфами. На борту также есть три бара, два ресторана, салон красоты, солярий, сауна, зоны отдыха [24].
Пассажирам предлагают посмотреть такие города:
- Сортавала — один из самых живописных городов Карелии. В нем вы найдете много образцов финской архитектуры, красивые ландшафты, зеленые парки, благоустроенную набережную. В программе предусмотрена экскурсия в мраморный каньон «Рускеала».
- Валаам — остров с пышной зеленью и красивыми панорамами. Здесь находится один из древнейших мужских монастырей страны. Ежегодно его посещают тысячи туристов и паломников. Предусмотрены экскурсии по скитам, центральной усадьбе монастыря, «Новому Иерусалиму».
- Коневец — остров лесов и гранитных валунов. Место очень тихое, уединенное. Отлично подходит для неспешных прогулок, наслаждения красотой природы. Также здесь можно посетить Рождество-Богородичный мужской монастырь.
Стандартные круизы имеют длительность от 7 до 14 дней. Это наиболее распространенный тип речных круизов. У вас будет достаточно времени для посещения нескольких портов, знакомства с достопримечательностями и культурой различных мест, отдыха без спешки.
Одно из известных круизных путешествий предлагает компания "Донинтурфлот": Москва – Нижний Новгород – Москва. Вы сможете провести 10 увлекательных дней на борту теплохода "Максим Литвинов". Это роскошный четырехпалубный лайнер класса "Река-море". В его каютах "Стандарт" и "Люкс" созданы уникальные абстрактные интерьеры, вдохновленные стилем Василия Кандинского. На борту есть ресторан, два бара, фитнес-зал, сауна, солярий, парикмахерская и лаундж-зоны для работы или отдыха [1].
Первая остановка круизного лайнера – живописный город Углич. Здесь вас ждет прогулка по архитектурному комплексу Угличского Кремля, где когда-то проживала седьмая жена Ивана Грозного. Вы также сможете посетить Успенскую торговую площадь и музей Угличской ГЭС. Если желаете приобрести сувенир, рекомендуется обратить внимание на часы, шоколад, сыр или местную минеральную воду.
Следующая остановка – Ярославль. Город с богатой тысячелетней историей удивит вас множеством памятников истории, культуры и архитектуры. Исторический центр Ярославля внесен в список наследия ЮНЕСКО. В городе много церквей и монастырей. Не забудьте уделить время для прогулки по красивой набережной протяженностью 3 км, которая считается одной из самых прекрасных на Волге.
Четвертый день круиза посвящен Плесу – небольшому городку с богатым историческим наследием. Здесь вы сможете посетить Церковь Воскресения Христова, Успенский Собор и уникальный Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана.
От Плеса теплоход отправляется в Нижний Новгород – город, представляющий мировую историческую и культурную ценность по мнению ЮНЕСКО. Одной из визитных карточек является Кремль, построенный в XVI веке.
Затем вас ждет город Городец. В этом уникальном городке, расположенном на левом берегу Волги, находятся современные каменные строения в соседстве с образцами народного деревянного зодчества. Здесь царит особая творческая атмосфера, в городе развита резьба по дереву и роспись.
Следующая остановка – Кинешма. Город, имеющий пятивековую историю, гордится своими памятниками храмового зодчества, открытым музеем военной техники и музеем валенок.
Затем вы сможете посетить Кострому и ее "жемчужины" – Ипатьевский монастырь, Пожарную каланчу и Богоявленско-Анастасиинский женский монастырь, где находится известная икона Феодоровской Божьей Матери.
Перед прибытием в Москву остается еще одна точка – Мышкин. Этот купеческий городок обладает уникальной атмосферой и интересными музеями.
Круизы могут быть и более продолжительными – они могут занимать несколько недель или даже месяцев. Такие путешествия позволяют пассажирам посетить множество портов и стран. Они могут включать трансатлантические, экспедиционные и кругосветные маршруты.
Круизы различных уровней предлагают комфорт и безопасность. Вариативность выбора позволяет пассажирам подобрать опции, соответствующие их предпочтениям, бюджету и ожиданиям от путешествия.
1.3 Анализ рынка круизного туризма в РФ
"Одной из ведущих организаций в сфере круизного туризма является корпорация «Carnival Corp». Она объединяет несколько круизных компаний и стремится к монополизации на рынке круизных маршрутов [25].
Компания оснащена такими брендами, как «Карнивал лайнер» 11 круизов, «Холланд Америки» 8 круизов, «Виндстарс круизы» 3 круизы, «Сеаborn круизы» 3 круизы, «Холланд Америки Westours» экскурсиями, отелями, небольшими судами в США и 13 частными компаниями по аренде автомобилей на Aljaske, 50 компаниям с казино в США 50 компаниям «Аирtours» 3 круизы и 65 компаниям «Коста Круизы» 7 круизов.
Всего корпорация предлагает почти 20 тыс. мест на круизах. Незначительно от нее отстает корпорация Роял Каррибен, владеющая 19 тыс. мест на 550 маршрутах круизного движения. Компания Royal Caribbean работает на туристическом рынке свыше 25 лет, имеет центральную офисную площадку в Майами (штат Флорида) США.
Компания имеет флот из 9 высококачественных круизного лайнера, а также имеет остров CocoDoy на Карибском море, который предназначен исключительно участникам круизного туризма. Компания предлагает 40 туров круизного туризма на Карибском море, Панамском канале и по Мексиканском побережью. Для всех пассажиров лайнера предоставляется бесплатное питание, кроме алкогольного напитка.
Также компания предлагает широкий ассортимент интересных экскурсий и развлечений. Продолжительность экскурсии может быть от 3-15 суток. На протяжении всего тура все пассажиры получают кредитную карту компании. Каждый год компания обслуживает свыше 800 тыс. туристов, предлагает разные сезонные цены. Сеаборн круизный лайнер является американской круизной компанией, которая занимается элитным морским путешествием во всем мире. Продолжительность круизных рейсов составляет 5-120 дней и их цена может составлять 30 000 долларов. Маршрут включает в себя трансатлантические экскурсии, круиз по Карибским бассейнам и панамским каналам, а также экскурсии по Карибским каналам.
Средиземные моря, Балтийские моря, Скандинавии и других стран Европы, побережья Новая Зеландия и Австралия. Туристы также могут принять участие в сафари [15].
На международном рынке круизного флота существуют существующие компании, например, Carnival Corp и Royal Caribbean и набирают популярность компании стандартного класса, в том числе «Принцессс круизы», «Коста круизы», «Дисней круизный лайнер» и др. Всего на круизном рынке представлено много компаний, но самое большое количество круизных рейсов проводят «Карнивал Корпорация» и «Роял Карибия» с их основными штаб-квартирами в Соединенных Штатах. Эти компании имеют различные судна, обеспечивающие максимальный комфорт, а также внедряющие новую технологию.
Однако популярностью пользуются и новые марки класса Standard, в том числе Princess Cruises, Costa Cruises, Disney Cruise Line и др. В последние годы конструкции круизного судна сильно изменились. Если линейная перевозка была главной скоростью и стремилась сократить время перевозки пассажира, то круизный суд важным было комфортом и безопасностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Э. И. Особенности организации круизных туров // Туризм: исследования и практика. - 2019. - C. 60-64.
2. Бактияров, А. А. Маркетинговое исследование круизного туризма // Российское предпринимательство. - 2020. - № 11 (326). - C. 26-32.
3. Васильева, Е. А. Организация круизных туров: современные тенденции и перспективы развития // Вестник Самарского государственного университета. - 2019. - № 3. - С. 441-447.
4.Вешканов, М. Н. Экономика круизного туризма. - М.: Высшая школа экономики, 2021. - 208 с.
5. Гордеев, А. В., Козлов, А. В. Особенности планирования и проведения круизных туров в региональном контексте // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2020. - № 2. - С. 132-139.
6. Григорьева, Е. Н. Особенности маркетинга круизных туров на российском туристическом рынке // Молодежный научный вестник. - 2022. - № 1. - С. 58-62.
7. Гуськов, А. В. Управление качеством круизного туризма. - М.: ИнтерЭкспо, 2021. - 160 с.
8. Добронравова, Т. М. Международные аспекты круизной индустрии. - М.: КГУ, 2021. - 192 с.
9. Дмитриев, П. И., Смирнова, И. К. Тренды развития круизного туризма в современных условиях // Туризм и отдых. - 2021. - № 4. - С. 25-31.
10.Ермилова, М. И. Использование современных PR-технологий в развитии речного круизного туризма в Сибири // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (248). — С. 105-106.
11. Журавлев, С. А. Основы организации и управления круизной деятельностью. - М.: Академия, 2019. - 328 с.
12. Зайцева, М. В. Крым в системе круизного туризма на Черноморском побережье: проблемы и перспективы // Туризм и гостеприимство. - 2019. - № 1. - С. 56-60.
13. Зарембо, В. П. Круизный туризм. - М.: Алерта, 2021. - 384 с.
14. Иванов, П. Н., Соколов, К. В. Влияние круизного туризма на экономику региона // Экономика и социум. - 2020. - № 3. - С. 78-86.
15. Игнатова, Н. А. Правовые аспекты круизного туризма. - М.: Юрист, 2021. - 176 с.
16.Казимирова, Е. В. Конкурентные преимущества круизных туров // Экономика и социум. - 2020. - № 2 (70). - C. 42-48.
17. Ковалев, Н. В. Проблемы организации экологически устойчивого круизного туризма в России // Экология. - 2023. - № 2. - С. 41-47.
18. Кузнецова, Т. С. Практика реализации различных форм круизных туров // Вестник Южного федерального университета. Серия: Туризм и сервис. - 2021. - № 1. - С. 54-61.
19. Лапач, А. В. Технология продаж круизных туров. - М.: Эксмо, 2020. - 256 с.
20. Михайлов, В. Ф. Менеджмент в круизной индустрии. - М.: ГУУ, 2021. - 288 с.
21. Морозов, Д. В., Петренко, А. С. Анализ проблем развития круизного туризма в России // Туризм и сервис. - 2019. - № 2. - С. 58-65.
22. Наумкина, Л. А. Экологические аспекты развития круизного туризма // Туризм и экология. - 2019. - № 3 (18). - C. 120-125.
23. Никифорова, О. А. Инновации в круизном туризме: актуальные проблемы и перспективы развития // Молодежный научный форум. - 2020. - № 15. - С. 112-118.
24. Озолина, А. В. Социокультурные аспекты круизного туризма // Социальные и гуманитарные науки в России. - 2022. - № 5 (116). - C. 101-108.
25. Петров, П. И. Безопасность круизных пассажиров и ее обеспечение. - М.: ФинПол, 2020. - 224 с.
26. Петрова, Е. И. Предпосылки и проблемы развития рекреационного круизного туризма на русскоязычном пространстве // Регион: экономика и социология. - 2022. - № 2. - С. 82-89.
27. Соколова, М. Н. Правовое регулирование круизного туризма в России // Журнал российского права. - 2021. - № 3. - С. 97-102.
28.Удалых, С. К. Развитие круизного туризма на Байкальской территории / С. К. Удалых. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2020. — С. 215-218.
29. Федоров, А. С. Перспективы развития круизного туризма в Черноморском регионе // Туризм и гостеприимство. - 2019. - № 3. - С. 42-47.
30. Хомюк, В. И., Товаров, А. В. Актуальные проблемы технической безопасности круизных кораблей // Техника и технологии туризма. - 2023. - № 1. - С. 48-54.
31. Чернова, О. Г., Антонов, В. М. Роль информационных технологий в развитии круизного туризма // Туризм и сервис. - 2020. - № 2. - С. 76-83.
32. Чернышева, Е. К. Маркетинг в круизной индустрии. - М.: КНОРУС, 2020. - 160 с.