Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Особенности развития математических представлений у дошкольников с сохранным развитием…………………………………………………………….7
2. История создания пособия «Палочки Кюизенера».………………………...13
3. Возможность использования пособия «Палочки Кюизенера» в развитии математических представлений у детей с сохранным развитием……………17
Заключение……………………………………………………….……………...21
Список использованных источников……………………………….………….26
Приложение А……………………………………………………………..…….28
Фрагмент для ознакомления
2
Математическое образование в дошкольном возрасте представляет собой специально организованный процесс обучения основным математическим понятиям и способам познания математической реальности, который осуществляется в дошкольных учреждениях и в семье. Его главной целью является развитие мышления и математических навыков у ребенка [19].
Математика имеет большое значение для развития мышления ребенка, так как она способствует его гибкости, учит логике, развивает память, внимание, воображение и речь [15].
Математические игры - это игры, в которых моделируются математические структуры, отношения и модели. Чтобы найти ответ или решение, необходимо предварительно проанализировать содержание, условия и правила игры или задачи. При решении используются математические методы и выводы.
Различные математические игры и задания являются логическими играми, заданиями и упражнениями. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Для развития мышления детей используются простые задания и упражнения, такие как нахождение недостающей фигуры, продолжение серии фигур или нахождение недостающих чисел в ряду фигур (выявление закономерностей в выборе фигуры и другие).
Следовательно, логико-математические игры - это игры, в которых моделируются математические отношения, закономерности и включают выполнение логических операций и действий.
На современном этапе организация учебно-воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях характеризуется отказом от учебной формы обучения, повышением роли игры как основной деятельности детей, а также включением эффективных форм работы с детьми, таких как использование информационно-коммуникационных технологий, проектная деятельность и создание игровых и проблемных образовательных ситуаций в рамках интеграции образовательных направлений [8].
Основные цели развития математических навыков у детей дошкольного возраста включают:
а) Развитие логико-математических представлений о свойствах и взаимосвязях объектов (известных величинах, числах, геометрических формах, зависимостях, закономерностях).
б) Развитие сенсорных и эффективных методов познания математических свойств и отношений: проверка, сравнение, группировка, упорядочение, деление.
в) Развитие экспериментальных исследовательских методов познания математического содержания (эксперимент, моделирование, преобразование).
г) Развитие логических методов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация).
д) Овладение математическими приемами познания реальности, такими как подсчет, измерение и элементарные вычисления.
е) Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей, таких как смекалка, находчивость, догадливость, находчивость и стремление к поиску нестандартных решений.
ж) Развитие четкой, аргументированной и богатой речи, расширение словарного запаса ребенка.
з) Развитие инициативы и активности у детей.
и) Воспитание готовности к обучению в школе, включающей развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, а также навыков самоконтроля и самооценки [20].
Одной из задач по формированию элементарных математических знаний и развитию детей является овладение основными понятиями, включающими множество, число, размер, форму, пространство и время. Важно сформировать у детей первичное представление о количественных, пространственных и временных отношениях реального мира, а также развить навыки счета, измерения, моделирования и общие учебные навыки. Овладение математической терминологией играет также важную роль в этом процессе. Одновременно необходимо стимулировать познавательные интересы и способности, логическое мышление и общее интеллектуальное развитие у детей [20].
Стандарты по освоению программы дошкольного образования определяют требования к результатам обучения детей. Целевые ориентиры формирования элементарных математических представлений включают следующие характеристики личности ребенка на этапе окончания дошкольного образования: ориентация на количественные, пространственные и временные отношения окружающей действительности, умение считать, измерять, идентифицировать, владение математической терминологией, развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, а также владение простейшими графическими навыками, умениями и общими методами умственной деятельности, такими как классификация, сравнение, обобщение [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155: об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Редакция от 17 фев. 2023г.) -Текст: непосредственный. (дата обращения:10.02.2024)
2. Бондаренко, А.К. дидактические игры в детском саду: книга. воспитатель для детей. сад. - 2-е изд., Исправлено / А. К. Бондаренко. - М.: АСТ-Пресс, 2018 .-190 С.; SBN 5-09-001629-1-Текст: непосредственный
3. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891- 1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей / Г.Н.Ильинова. Опубликовано: 10.03.2019. URL:https://ilinovadmdou12.edumsko.ru/articles/post/1717270 (дата обращения:08.03.2024)
4. Васильева, М. В. Использование информационных технологий при обучении математике [Текст]: учебно-методическое пособие / М. В. Васильева ; М-во образования Московской обл., Акад. социального упр. - Москва : АСОУ, 2020. - 131, [1] с. : ил., табл.; 29 см.; ISBN 978-5-91543-170-5-
5. Детский сад и Школа Будущего: научно-методические основы сотрудничества : методическое пособие / [Н. В. Микляева и др.]; Московский гуманитарный педагогический ин-т, Каф. англистики и межкультурной коммуникации, Каф. педагогики и методики дошкольного образования, Каф. педагогики и методики начального образования. - Москва : МГПИ, 2019. - 94 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9954-0079-0-Текст: непосредственный- Текст: непосредственный. (дата обращения:10.02.2024)
6. Достижения педагогической науки и опыт инновационного образования в дошкольном образовании: сборник материалов XVIII областных педагогических чтений (Каргополь, 18 марта 2017 г.) / Под ред. Г. Ф.Шевелева, О. М. Давыдова, Л. В. Кондратова. - Каргополь: ГАУ ИД "Каргополие", 2017. - 424 с. -Текст: непосредственный. (дата обращения:10.02.2024)
7. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л.Д. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д. - 2018. - 64 с. -Текст: непосредственный. (дата обращения:10.03.2024)
8. Корнеева, Г. А.Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения педагогических вузов / Г. А. Корнеева ; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гор. пед. ун-т, Фак. дошк. педагогики и психологии, Каф. дошк. педагогики. - Москва : МГПУ, 2017. - 121 с. -Текст: непосредственный
9. Кузнецова, Вера Георгиевна. Математика для дошкольников 5-7 лет : попул. методика игровых уроков : [родители читают детям / Кузнецова Вера Георгиевна]. - Москва ; Санкт-Петербург : Оникс, 2018 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы). - 64 с. : цв. ил.; 29 см. - (Центр раннего развития, Шк. Кузнецовой).; ISBN 5-488-00593-5-Текст: непосредственный. (дата обращения:18.02.2024)
10. Кузнецова, О. А. Использование инновационной деятельности в детском саду (из личного опыта) / О. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 389-394. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88527/ (дата обращения: 29.03.2023)
11. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей / [Августа Алексеевна Смоленцева и др.]. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2020. - 189, [1] с. : ил.; 21 см. - (Библиотека программы "Детство").; ISBN 5-89814-082-4-Текст: непосредственный.
12. Методические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста умению осуществлять сериацию предметов. A.А Короткова Статья из журнала «Форум молодых ученных». Опубликовано: Выпуск № 4(32) (апрель:2019).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie osobennosti-obucheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-umeniyu-osuschestvlyat-seriatsiyu-predmetov (дата обращения: 02.03.2023)
13. Непомнящая, Р.Л. палки Х.Кюизенера как средство математической подготовки дошкольников / Р.А.Непомнящая, З.А.Михайлова // методические рекомендации по улучшению подготовки детей в детском саду к школе. - Санкт-Петербург: Петр, 2018 .-50 С. -Текст: непосредственный. (дата обращения:18.02.2024)
14. Новикова Валентина Павловна. Мои часы: время, часы, календарь: подготовка к школе / [Новикова Валентина Павловна]. - Москва: Карапуз, [2018] (Дмитров (Моск. обл.): Фабрика офсетной печати N 2). - [18] с.: цв. ил; 28 см. - (Карапуз: 5-7 лет; № 01.08).; ISBN 978-5-8403-1284-1-Текст: непосредственный.
15. Новикова Валентина Павловна. Математика в детском саду: Ст. дошк. возраст: [5-6 лет] : Учеб.-метод. пособие : [Конспекты занятий] / В. П. Новикова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2022. - 100, [3] с.: ил.; 21. - (Математика в детском саду. Авторская парциальная программа Новиковой В. П.).; ISBN 9785431505447 Текст: непосредственный. (дата обращения:16.03.2024)
16. Обучение математике в детском саду: Практ. семинар. и лаб. занятия : Для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова и др. - 2-е изд., стер. - Москва : Изд. центр "Академия", 1997. - 158,[1] с. : ил.; 20 см. - (Педагогическое образование).; ISBN 5-7695-0162-6- Текст: непосредственный
17. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336- Текст: непосредственный. URL: https://vk.com/doc153176068_597285687?hash=hYgGqwcutjyrhqtBMZ8XQkv84aVgjLC9abde3itNsTg&dl=zFFuiPeEZzULDO4j9ErMqMp9ruXM3jo5kLdwNN49xaw (дата обращения:16.03.2024)
18. Освоение элементарных математических представлений детьми раннего дошкольного возраста в процессе использования цветных палочек Х. Кюизенера / Д. С. Текнеджиян, Н. А. Рекеда, О. В. Шхалахова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3877/ (дата обращения: 29.03.2023)
19. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет [Текст] / сост. Т. В. Калинина [и др.]. - Изд. 3-е, испр. - Волгоград : Учитель, [2023]. - 150, [1] с. : ил.; 20 см. - (Развитие дошкольника) (ФГОС ДО).; ISBN 978-5-7057-4839-6- Текст : непосредственный (дата обращения: 29.03.2023)
20. Современные методы и технологии обучения и воспитания в дошкольном образовании [Текст]: сборник материалов XX Региональных педагогических чтений (Каргополь, 16 марта 2019 года) / Министерство образования и науки Архангельской области, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Каргопольский педагогический колледж" ; [редакционная коллегия: Г. Ф. Шевелёва и др.]. - Каргополь : ГБПОУ АО "Каргопольский пед. колледж", 2019. - 303 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-6041134-8-6-Текст: непосредственный.
21. Султанова, Марина Наумовна. Математика до школы [Текст] : пособие для детей 6-7 лет : [в 2 ч.] / М. Н. Султанова. - 4-е изд., перераб. - Москва : Вентана-Граф, 2019. - 26 см. - (Российский учебник : РУ) (Современный образовательный стандарт) (Тропинки - комплексная программа развивающего дошкольного образования. Познавательная тропинка).; ISBN 978-5-360-10649-4-Текст: непосредственный.
22. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / [З. А. Михайлова и др.]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2018. - 376, [1] с., [4] л. цв. ил.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-89814-441-8-Текст: непосредственный. URL: https://znanium.ru/read?id=375266
23. Фридман Лев Моисеевич. Теоретические основы методики обучения математике [Текст]: пособие для учителей, методистов и пед. вузов / Л. М. Фридман; Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва: Моск. психол.-социал. ин-т: Едиториал УРСС 2021. - 248 с.: ил.;–(Психология, педагогика, технология обучения: математика).; ISBN 978-5-9710-7860-9. -Текст: непосредственный.
24. Царева, Светлана Евгеньевна. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст]: учебник: для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" (квалификация "бакалавр") / С. Е. Царева. - Москва : Академия, 2020. - 494, [1] с.: ил., табл.; 22 см. - (Высшее образование. Бакалавриат. Педагогическое образование).; ISBN 978-5-4468-0343-9- -Текст: непосредственный.
25. «Цветные числа» Х. Кюнзенера в дошкольном возрасте А.И.Жук Статья с сайта «Образовательная социальная сеть из nsрortal» Опубликовано: 25.02.2018.-URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/02/25/tsvetnye-chisla-h-kyuizenera-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 02.08.2023)