Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивации в организации 5
1.1. Понятие и теории мотивация 5
1.2. Виды и способы мотивации в организации 11
2. Исследование мотивации в организации на примере магазина «Томлад»
18
2.1 Общая характеристика ООО «Томлад» 18
2.2 Анализ мотивации в организации ООО «Томлад» 21
2.3 Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала в ООО «Томлад»
26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Первоначально понятие "мотивация" было введено А. Шопенгауэром в его статье "Четыре принципа достаточной причины" (1900-1910). Позже этот термин стал широко использоваться в психологии для объяснения причин поведения человека и животных [3].
Мотивация представляет собой состояние личности, которое определяет уровень активности и направленности действий в конкретной ситуации. Она выступает как причина, повод или объективная необходимость совершить определенное действие.
Мы рассматриваем мотивацию как процесс, который происходит в самом человеке, определяет его поведение и указывает, как ему вести себя в конкретной ситуации. Это одна из ключевых функций менеджмента, которая способствует активизации деятельности персонала и мотивирует их к эффективной работе для достижения целей организации.
Через эту функцию менеджмент создает такие условия, при которых всем сотрудникам выгодно и комфортно работать. Следовательно, объектом мотивации в организации являются сотрудники, а субъектом - руководитель.
Понятия мотивации и потребности неразрывно связаны. Во многих исследованиях потребность рассматривается как стимул для действий, деятельности и поведения человека. Потребность - это ощущение физиологической или психологической неудовлетворенности чем-то. Вознаграждение включает все то, что человек считает ценным для себя [23].
На рисунке 1 представлена схема мотивации человека через его потребности.
Рисунок 1 - Схема мотивации человека через его потребности [2].
В. Г. Леонтьев проводит различие между двумя типами мотивации: первичной – связанной с потребностями, влечениями и инстинктами, и вторичной – выражающейся в форме мотивов. Таким образом, присутствует идентификация мотива и мотивации. Леонтьев считает, что мотив, как форма мотивации, возникает только на уровне личности. Он обосновывает личное решение действовать в определенном направлении с целью достижения определенных целей. Этому трудно не согласиться.
Цель человека – это то, к чему он стремится в своих действиях. Цель представляет собой желаемое состояние или идею о желаемом. Цель и движение к ней суть одно и то же. Работник сам устанавливает свою цель, что становится сильным мотиватором.
Мотивом часто считается то, ради чего совершаются действия.
Мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация, известная также как самомотивация, связана с осознанием человеком необходимости и целесообразности определенного вида действий. Внешняя мотивация часто рассматривается как стимуляция от слова "стимул" - фактор, побудительный к действию.
На сегодняшний день существует множество теорий мотивации, которые можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные. Содержательные теории основываются на идее, что мотивация определяется внутренними мотивами (потребностями) человека, побуждающими его действовать определенным образом. Процессуальные теории исходят из предположения, что мотивация возникает и изменяется в процессе действия, активизируется ожиданиями и изменениями в ситуации.
Наиболее известные содержательные теории мотивации включают: теорию иерархии потребностей Абрахама Маслоу; теорию Дэвида Мак-Клелланда; двухфакторную теорию Фредерика Герцберга.
Среди популярных теорий содержательного направления можно назвать: теорию ожидания Виктора Врума; теорию справедливости (равенства) Джона Стейси Адамса; модель Портера-Лоулера.
Таким образом, соотношение физиологических потребностей и мотивов поведения не является одним и тем же. Мотивация – это скорее процесс побуждения человека к действию для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно индивидуально и может изменяться.
Таким образом, в понимании сущности мотивации и сходства между мотивацией и мотивом отсутствует полное соответствие взглядов. В большинстве исследований эти понятия используются как синонимы. Разрешение этой проблемы заключается в рассмотрении мотивации как динамического процесса формирования мотива.
Содержательная теория мотивации.
1. Теория иерархии потребностей. Абрахам Маслоу, американский психолог, внес понятие иерархии потребностей в теорию и практику управления. По его мнению, потребности возникают последовательно: удовлетворяя первичные потребности, человек становится мотивированным к более сложным потребностям. При этом люди двигаются вверх, изменяя значимость различных потребностей (см. рисунок 2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белкин В. Н. Мотивы и стимулы труда. – М.: Дело и право, 2021. – 284 с.
2. Богданов Ю. Н., Мотивация персонала: учебник. –М.: ЮНИТИДАНА, 2020. – 241 c.
3.Бутенкова А.С., Бакеев Б.В. Мотивация и стимулирование персонала//Colloquium-journal. - 2020. - № 8-7 (32). - С. 22-23.
4.Варданян И.С. Предложения по совершенствованию нематериального стимулирования персонала учебник. –М.: Наука, 2021. 243с.
5.Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала : Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2020. – 495 с.
6. Володин А. В. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда : учебник. – М.: КНОРУС, 2019. – 268 с.
7.Габриелян Б.В. Проблема эффективности управления мотивацией // Актуальные вопросы экономики и управления - 2023. - С. 36-41.
8.Генкин Б. М. Основы управления мотивацией персоналом: учебник. – М.: Высшая школа, 2021. – 395 с.
9. Глазов М. М. Управление мотивацией персонала: учебник. для вузов. – СПб.: Юрайт . 2020. – 251с.
10. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления нематериальной мотивацией персонала. // Менеджмент в России и за рубежом. –2022. №6 – С. 34 - 39
11.Демененко И.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом//NovaInfo. - 2021. - № 6. - С. 40-45.
12. Десслер Гари. Управление персоналом. М.: БИНОМ, 2019. – 398 с.
13. Дятлов В. А. Управление мотивацией персонала: учебник. М.: Академия, 2020. – 426 с.
14. Егоршин А.П. Управление мотивацией персонала. – Н. Новгород: НИМБ, 2021. – 607 с.
15.Елисеева В.В. Мотивация персонала в трудовой деятельности // Научный журнал - 2021. - № 1 (2). - С. 57-58.
16. Жариков Е.С. Психология управления мотивацией : учебное пособие. М.: ПРИОР, 2022. – 264 с.
17.Каблахов Р.И., Павлова Ю.Д. Мотивация в системе управления персоналом – М.: Глобол, 2021. – 125 с.
18. Каверзин Н.В. Метод кнута и пряника: Всегда ли он оправдывает себя и в каких условиях эффективен? // Служба кадров. – 2022. №6. – С. 1418
19.Карпов А. Б. Психология мотивации персонала. – СПб.: Питер, 2019. - 454 с.
20.Касымбекова С.И. Управление командной мотивацией при формировании команды//Актуальные научные исследования в современном мире. - 2023. - № 4-6 (36). - С. 6-11.
21.Клепицкая С.О.. Мотивация как экономическая категория в системе управления персоналом – М.: Крокус, 2023. – 666 с.
22.Кобозева Е.М., Кравченко Д.Б. Актуальные вопросы развития современного обществ – М.: Наука, 2021. -147 с.
23. Кондратьев О. В. Мотивация персонала. Нет мотива – нет работы. – М.: Альфа – Пресс, 2022 – 247 с.
24.Коркина Т.А., Захаров С.И. Оценка и развитие системы мотивации персонала - Челябинск, 2020. – 369 с.
25.Косиняева В. С. Формирование системы мотивации и стимулирования персонала» // Молодой ученый. 2021. №9.4. – С. 25 - 28
26.Костенко Т.Ю. Материальные и нематериальные средства и методы мотивации трудового персонала – М.: Феникс, 2023. – 953 с.
27. Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом : учебное пособие. М.: Просвещение, 2020. – 225 с.
28. Курбатова М. В. Нематериальное стимулирование персонала // Управление персоналом. 2020. № 14. – С. 72 - 75
29. Липатов В. С. Управление персоналом предприятий и организаций : учебник для бакалавров М.: Люксарт, 2021. – 398 с.
30.Магзумова Н.В. Нематериальная мотивация персонала в целях повышения эффективности деятельности организации//Научный вестник Южного института менеджмента. - 2020. - № 1 (25). - С. 71-75.
32. Магур М. А. Оценка персонала // Управление персоналом. 2021. № 20. – С. 10 - 12
33.Мамедова Ю.А. Мотивация персонала, как функция управления современной организации//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 6. - С. 81-83.
34.Мамычев В.А. Оплата труда как основной элемент мотивации персонала // Вестник современных исследований. - 2023. - № 5. - С. 240-241.
35. Милграм С. А. Моральная мотивация в торговле. – СПб.: Питер, 2021. - 336 с.
36.Минченко К.Е. Стимулирование труда персонала в современном мире – М.: Наука, 2022. – 781 с.
37. Моргунов Е. И. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение : учебное пособие. – М.: Интел Синтез, 2021. 264 с.
38.Морозова Н.Д., Стебляк В.В. Мотивация к труду представителей разных поколений // Молодёжь третьего тысячелетия - 2021. - С. 420-421.
39. Морозов А. Л. Психология влияния на мотивацию. – Спб.: Питер, 2021. 506 с.
40.Никаева Р.М. Задачи системы мотивации персонала. Содержание процессуальных теорий мотивации//ФГУ Science. - 2020. - № 1. - С. 92-97.
41.Оганезова Я.А. Мотивация и эффективное использование кадрового потенциала – М.: Глобол, 2023. – 135 с.
42. Одегов Ю. Г. Управление персоналом М.: Финстатинформ, 2021. – 534 с.
43.Осадчая Е.В. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности управления персоналом – СПб.: Питер, 2021. - 228 с.
44.Пономарева И.К. Отечественный взгляд на мотивацию управленческого персонала//Вопросы управления. - 2023. - № 1. - С. 85-90.
45.Разумкина А.А. Мотивация как инструмент эффективного управления персоналом организации // Экономика и социум. - 2021. - № 10 (29). - С. 869-871.
46.Руцкова Е.А. Мотивация как метод управления персоналом: теория и практическое применение // Университет Наук. - 2023. - № 27. - С. 325-331.
47.Скиба Е.В., Жиронкина А.В. Мотивация персонала как элемент культуры компании - Курск, 2020. – 110 с.
48.Старобинский Э. Е. Как управлять мотивацией персонала. – М.: ИнтелСинтез, 2022. – 268 с.
49.Хизриева С.К. Управление мотивацией к труду работников организаций // Евразийский союз ученых - 2021. - № 4 (25). - С. 134-138.
50.Шиндер И.А. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников // Бюджетные учреждения образования 2022. №11. – С. 54 – 60