Фрагмент для ознакомления
2
Система – это искусственно создаваемый комплекс элементов (людей процедур, технологий, научных теорий и т.д.), предназначенных для решения сложной организационной, технической, экономической задачи [Акимова, 2019, с. 45]. В данном определении прослеживается момент создания и синтеза системы. Однако с какой позиции бы ни рассматривалась система, ее отличительными признаками выступают:
- наличие взаимосвязанных частей в объекте;
- взаимодействие между частями объекта;
- упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
При рассмотрении системы, ученые А. Богданов, В Садовский, А Пригожин, Д. Гвишиани выделяют следующие основные ее компоненты: структуру системы, подсистему, элементы системы, взаимоотношения между элементами.
Первым компонентом системы выступает ее структура, по которой понимается совокупность связей и взаимоотношений между всеми элементами системы, между ее подсистемами, между системой и внешней средой.
Вторым компонентом системы является подсистема, состоящая из ряда элементов системы, которое возможно объединить схожим функциональным проявлениям. В системе может быть различное количество подсистем. Это зависит от основных функций подсистемы: внутренних и внешних.
Третьим компонентом системы является элемент системы – ее минимальная целая часть, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом. Кроме функциональной характеристики, минимальность определяется самим субъектом исследования как достаточная часть, удовлетворяющая познавательной и преобразовательной потребности.
Четвертым компонентом системы выступают взаимоотношения между элементами или связи. Взаимоотношения могут быть нейтральными, когда оба элемента не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений, или функциональными, когда один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.
Если рассматривать совокупность всех связей внутри системы, то такая структура будет внутренней. Если рассматривать совокупность всех связей как внутри системы, так и системы с внешней средой такая структура называется полной структурой [Гапоненко, Панкрухина, 2019, с.106].
Все системы можно разбить на две большие группы: реальные (материальные или физические) и абстрактные (символические) системы. Реальные системы состоят из изделий, оборудования, машин и вообще из естественных и искусственных объектов. Абстрактные системы, по сути, являются моделями реальных объектов — это языки, системы счисления, идеи, планы, гипотезы и понятия, алгоритмы и компьютерные программы, математические модели, системы наук.
Система управления организацией и эффективность менеджмента – основополагающие понятия в деятельности любой организации, поскольку задействуют все основные элементы. Необходимость совершенствования системы управления и повышения эффективности менеджмента на современном этапе определяется многими факторами [Игнатьева, Максимцов, 2018, с.30].
Системный подход к управлению организацией позволяет выявлять взаимосвязь всех ее частей и факторов влияния, определять «слабые» места и точки роста потенциала, тем самым формировать тактику и стратегию совершенствования и развития.
Представим определения системы управления в таблице 1:
Таблица 1 – Подходы к определению системы управления предприятием
Автор Определение
Алехина Л.Л. Система управления предприятием – это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
Гапоненко А.С.Панкрухина И.С. Система управления предприятием – это систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект управления для достижения поставленной этим объектом цели
Игнатьева А.В. Система управления предприятием – это принципы и механизмы принятия решений, прохождение информации, планирование, а также системы мотивации и материального стимулирования, это форма реального воплощения управленческих взаимосвязей
Максимцов М.М. Система управления предприятием – это сложное образование процессов и явлений, совершенствование которого может идти с разной степенью детализации.
Вышеуказанные определения раскрывают разнообразие подходов к понятию системы управления предприятием и многогранность акцентов, на которые нужно обращать внимание при ее создании и развитии.
Организационная структура является тем стержнем, который должен обеспечивать надежное функционирование системы управления в целом. В процессе функционирования предприятий высшее руководство может изменять и совершенствовать действующую организационную структуру управления [Алехина Л.Л., Кучинова Я.С., с. 90]. В любом случае следует использовать ту организационную структуру управления, преимущества которой могли бы использоваться максимально полно, а недостатки нивелироваться управленческим персоналом.
В целом, совершенствование и использование современных организационных форм управления позволяет в значительной мере повысить эффективность общей системы менеджмента организации, её конкурентоспособность и адаптивность к условиям внутренней и внешней среды.
Различают несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные. Выбор организационной структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.
Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия.
Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов:
- соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
- единство структуры и функции управления;
- первичность функции и вторичность органа управления;
- рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
- соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
- комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
- соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.
При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.
В современных условиях, в период острой конкуренции, динамично изменяющейся внешней среды предприятиям необходимы изменения, в частности организационные. Совершенствованию организационных структур управления на крупных предприятиях уделяется должное внимание, тогда как на малых предприятиях данный вопрос, как правило, остается открытым.
Изменение организационной структуры управления, направленное на ее соответствие факторам внешней и внутренней среды предприятия, позволит повысить эффективность функционирования и конкурентоспособность организации. Таким образом, решение вопросов по организационному проектированию на малых предприятиях представляется весьма актуальным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
2. Алехина Л.Л., Кучинова Я.С. Совершенствование организационной структуры управления предприятием в условиях современного развития экономических отношений в России // научные записки ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.89-95.
3. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2020
4. Вартанян А.А. Комплексная информационная система управления предприятием промышленности в эпоху циф- ровизации. В сб.: Экономика России: проблемы, закономерности и перспективы: сборник научных трудов Института инноваци- онных технологий и государственного управления ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет». Москва: Спутник+; 2020; С. 221–227.
5. Гамалей, Я. В. Выбор оптимальной конкурентной стратегии фирмы / Я. В. Гамалей, С. Н. Гончарова, С. Е. Кобызев // Экономические проблемы России и региона: ученые записки. Том Выпуск 26. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2021. - С. 128-131.
6. Гелих О.Я. Философия и методология управления: учебное пособие для вузов / О.Я. Гелих, А.В. Нестеров / 2-е изд. – СПб.: Книжный Дом, 2018.
7. Гончарова, С. Н. Выбор стратегии в условиях конкуренции и факторы получения конкурентных преимуществ в современном мире / С. Н. Гончарова // Наукосфера. - 2022. - № 2-2. - С. 157-161.
8. Гуденица О.В. Система управления предприятием в реализации стратегии // Теория и практика современной науки. 2023. №3 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-predpriyatiemv-realizatsii-strategii (датаобращения: 11.04.2024).
9. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. — М.: Символ, 2015. — 512 c.
10. Дрогобыцкий, И.Н. Системный анализ в экономике : учеб. пособие / И.Н. Дрогобыцкий. – М. : Финансы и статистика, 2017. – 512 c.
11. Дулькина, В. С. Стратегические приоритеты развития организации на различных этапах жизненного цикла / В. С. Дулькина, С. Н. Гончарова, К. Г. Абазиева // Теория и практика менеджмента: состояние и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, Ростов-на-Дону, 22 октября 2019 года. -Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Ковтун Сергей Александрович, 2020. - С. 140-145. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы : Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 319 с.
12. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: Уч. / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. - М.: Инфра-М, 2018. - 240 c.
13. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 960 c.
14. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – С.30-31
15. Киселева О.Н7, АлизадеФардан Фазиль Оглы Система управления предприятием как фактор реализации политики импортозамещения // Основы ЭУП. 2023. №2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-predpriyatiem-kak-faktor-realizatsii-politiki-importozamescheniya (дата обращения: 11.04.2024).
16. Кокшаров, С. П. Основные элементы стратегического планирования / С. П. Кокшаров, А. Е. Козубня, С. Н. Гончарова // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции, Курск, 17-18 ноября 2022 года. -Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 217-219.
17. Никонорова А.В. Проблемы организации управления производственными процессами в условиях цифровизации экономики и пути их решения//Вестник университета. 2022. No 11. С. 145–152.
18. Оруч Т. А. Исследование показателей и результатов импортозамещения в промышленности России / Т. А. Оруч // Инновации и инвестиции. -2023. - № 1. - С. 289-293.
19. Пригожин А.И. Качество целей.//Общественные науки и современность, 2010, № 1, с. 114
20. Раппопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Общая теория систем. – М., . 2019
21. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Родионова. - М.: Риор, 2018. - 256 c.
22. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
23. Сорвина О.О. Теоретико-множественное представление бизнес-процессов как иснтрумент повышение эффеетивности и структурно-функционального моделирования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки . 2019. №2-1
24. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991, С.36
25. Управление бизнес-процессами внутри предприятия / А. С. Селиверстов, В. В. Постнов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный, электронный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 46-48.
26. Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во ПРЕСС, 2018. – С. 106-112
27. Официальный сайт ООО «Хлебпром» // Электронный ресурс – Режим доступа - https://www.hlebprom.ru/brendy/ (дата обращения: 04.04.2024)
28. Рубин А. Г., Артюшкова А. Ю., Пименов Г. Г. Оценка и повышение эффективности управления предприятием // Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2022. No 12 (470). Экономические науки. Вып. 79. С. 177—184.
29. Управление бизнес-процессами внутри предприятия / А. С. Селиверстов, В. В. Постнов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный, электронный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14018/ (дата обращения: 28.04.2020).
30. Эффективность российских корпораций: взгляд со стороны различных субъектовА. А. Киртянова, Е. А. Иванова, Е. О. Ким, Д. А. Ирхин // Вестник Челябинскогогосударственного университета. 2022. No 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 215—227