Фрагмент для ознакомления
2
В современной образовательной среде можно часто слышать об использовании педагогами квест – технологии. У школьников ведущей деятельностью является учебная деятельность. но независимо от возраста все дети любят играть. Потребность в игре сохраняется даже у старших школьников. Существует отдельная группа образовательных технологий, которые относят к игровым технологиям, и они набирают среди педагогов, всё большую популярность [14].
Под квестом понимают игру с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий. Сегодня наиболее популярными считаются два вида квестов.
1. Классический эскейп. Упор в нём идёт на логическое мышление и разгадывание загадок.
2. Перформанс. Это квест с актерами.
К функциям квеста можно отнести следующие. Прежде всего – игровая функция, поскольку - это игровая педагогическая технология, которая позволяет решать определённые задачи на основе выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.
Образовательная функция квеста заключается в обобщении знаний по теме, и вовлечении каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Развивающая функция квеста заключается в развитии интереса к предмету, развитие творческих способностей и воображения обучающихся.
Исторически квест рассматривался как интерактивная игра с увлекательной сюжетной линией. Её участники попадают в закрытое помещение, из которого нужно выбраться за 60 минут. Впервые о квестах заговорили в 60-х годах прошлого столетия благодаря компьютерной игре «Crimson Rооm». Главный герой оказался взаперти красной комнаты. Ему нужно было выбраться наружу, используя при этом элементы интерьера. В начале 2000-х годов у геймеров появилась идея создания реалити-квеста, что вывело развлекательную индустрию на новый уровень [21].
Современная сущность квеста является более разнообразной. Сегодня это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий. Если ведущей функцией квеста является образовательная, то в этом случае ученики решают стоящие перед ними задачи, разгадывают логические загадки, справляются с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели. Структура образовательного квеста может в себя включать:
- вводную часть;
-различные виды заданий;
- правила и порядок выполнения заданий с использование бонусных баллов, штрафов и др.;
-процедуру оценивания результата;
-подведение итогов, рефлексия.
Задания в виде квестов заставляют учеников думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, внимание, память, сообразительность школьников.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
-линейными;
-штурмовыми;
-кольцевыми.
Существует шесть ключевых разновидностей квестов: классический, квест в реальности, перфоманс, экшн, Морфеус, хоррор. Иногда некоторые из сценариев могут содержать в себе детали разных видов, что делает их комбинированными, но не менее увлекательными для прохождения.
Можно отметить, что у каждого школьника сохраняется потребность в игре. У школьников всегда присутствует потребность в движении. Также у них сохраняется потребность во внешних впечатлениях, что регулируется развитием познавательной активности субъекта.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), одним из требований является готовность и способность школьников к саморазвитию. Для этого им необходима хорошо развитая мотивация к обучению и познанию. Помимо предметных образовательных результатов современные школьники должны сформировать универсальные учебные действия (УУД), которые представлены в ФГОС в виде метапредметных и личностных результатов [8].
Освоение учениками УУД обеспечивает им ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Современные педагоги призваны воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, социально активную, творчески развитую с расширенным кругозором и с устойчивыми учебно-познавательными интересами. Они самостоятельно умеют находить информацию, мыслить критически и вступать в продуктивные коммуникации.
В современных образовательных условиях изменившиеся приоритеты образования требуют обновления технологий. это происходит посредством слияния различных форм и методов. При этом школьники имеют быстрый доступ к информации и пользуются Интернет-ресурсами. Школьники в процессе поиска открывают и приобретают новые знания, способы деятельности и учатся быстро решать возникающие проблемы [11].
У современных школьников должна быть развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность и творческие способности. Им необходимо формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира. Для этого педагоги должны использовать педагогически обоснованные методы обучения и воспитания [8]. Проблема формирования и развития познавательного интереса школьников освещалась такими учёными и исследователями как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.И. Дадонов, М.Н. Данилов и др. [1, 15, 17].
Над проблемой использования квестов как образовательной технологии работами М.В. Андреева, О.Л. Афанасьева, Е.А. Багузина, Я.С. Быховский и др. Они пришли к выводу о том, что квест – технология может быть использована в качестве средства формирования познавательного интереса у школьников на разных образовательных ступенях. Учителя практики во время урочной и внеурочной деятельности используют различные методики изложения и закрепления учебного материала. Это различные игры, викторины, квесты и др.
Для решения поставленных задач на уроках русского языка в урочной и внеурочной деятельности школьников существует множество различных технологий, чтобы вовлечь детей в учебный процесс. Всё это позволяет повысить уровень их познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности. Под познавательной активностью здесь будем понимать качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения.
Школьник стремится к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время и для этого ему необходимо мобилизовать все свои нравственно–волевые усилия, чтобы добиться всех поставленных учебных целей и задач. Показателями познавательной активности можно назвать прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных ситуациях и самостоятельность при решении учебных задач.
Квест – технологии позволяют повысить познавательную активность школьников. Учитель сегодня в своей профессиональной деятельности часто использует работу в группах, работа в паре, индивидуальные занятия, игры, эстафеты, диалоговые формы и квесты. Технологии квеста относятся к наиболее активным образовательным технологиям, которые себя хорошо зарекомендовали в образовательной среде. Под квестом понимают интерактивную игру с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, Н.И. Системно - деятельностный подход как основа для формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.И. Аксенова // материалы междунар. науч. конф. – Санкт – Петербург: Реноме, 2012 – С. 140–142.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская // пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008 – 151 с.
3. Афанасьева, Л.О. Использование квест - технологии при проведении уроков в школе [Текст] / Л.О. Афанасьева, Е.А. Поречная // Школьные технологии. – 2012. – No 6. – С. 149.
4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса школьников [Текст] / Э.А. Баранова. – Cанкт- Петербург: Peчь, 2015. – 128 с.
5. Барышникова, Е.В. Психология детей школьного возраста [Текст] / Е.В. Барышникова // учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
6. Багузина, Е.И. Психолого-педагогические предпосылки создания квестов. Научные труды Московского гуманитарного университета [Текст] / Е.И. Багузина. – М.: МосГУ, 2017. – С. 50–55.
7. Бобровских, О.Н. Использование квестов в обучении [Электронный ресурс] / учебное пособие // О.Н. Бобровских. – М.: Каро, 2008. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.html (дата обращения 12.04.2024).
8. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в процессе познавательной деятельности [Текст] / В.К. Буряк // Психология обучения. – 2008. – No 3. – С. 118–119.
9. Горбунова, О.В. Квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения [Текст] / О.В. Горбунова // Школьные технологии. – 2013. – № 2. – С. 17–32.
10. Елина, Е.Г. «Новая грамотность», «новая неграмотность» и речевые жанры [Текст] / Е.Г. Елина, М.А. Фризен // Жанры речи. – 2018. – № 3 (19). – С. 168–171.
11. Еремеева, Е.В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся [Текст] / Е.В. Еремеева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Первое сентября, 2014. – С. 249–257.
12. Ермаков, И.С. Образование и жизненная компетентность для XXI века [Текст] / И.С. Ермаков // Завуч. – 2015. – № 19. – С. 13–16.
13. Зазимко, И.М. Творческие способности – как их заметить у ребенка [Текст] / И.М. Зазимко // Директор школы. – 2016. – №3. – С. 2–16.
14. Знакомимся с образовательной интернет–технологией: квест [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://ikt-ylka.blogspot.com/2018/02/5.html (дата обращения 12.04.2024).
15. Иванишина, С.А. Формы и методы интерактивного обучения [Текст] / С.А. Иванишина // Основная школа. − 2016. − №3. − С. 27–29.
16. Иванова, Т.В. Использование интерактивнии технологий в педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Иванова. − Режим доступа: http://conf.vntu.edu.ua/humed/2010/txt/Ivanova.p (дата обращения 12.04.2024).
17. Иваншенко, В.И. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / В. И. Иваншенко // Открытый урок. − 2012. − № 5–6. − С. 12–15.
18. Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 18–23.
19. Изволенская, Л.Н. Методика формирования умения составлять план [Текст] / Л.Н. Изволенская // основная школа. − 2013. − № 12. − С. 31–34.
20. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании [Текст] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // учеб. Пособие /. – Чита: ЗабГУ – 2016. – 164 с.
21. Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования [Электронный ресурс] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. 2016. – Режим доступа URL: https://science-education.ru/pdf/2016/6/25517.pdf (дата обращения 12.04.2024).
22. Лечкина, Т.О. Технология «квест - проект» как инновационная форма воспитания [Текст] / Т.О. Лечкина // Наука и образование: новое время. – 2015. – 1 (6). – С. 12–14.
23. Малий, Е.Ю. Квест - игра – современные игровые технологии в ОУ [Электронный ресурс] / Е.Ю. Малий // Режим доступа URL: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-sieminaru-praktikumu-kviestighr.html (дата обращения 12.04.2024).
24. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат// учебное пособие. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.
25. Щелина, Т.Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т.Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – No 21.1. – С. 146–149.
26. Яковенко, А.В. Использование технологии Web-quest в языковом образовании [Электронный ресурс] / А.В. Яковенко. Режим доступа URL:http:/rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/1_100769.doc.html (дата обращения 12.04.2024).