Фрагмент для ознакомления
2
Для того чтобы обеспечить возможность взаимных контактов, необходимо было предоставить иностранцам определенные права.
Развитие международных отношений, экономики, торговли ставили Древний мир в целом в положение необходимости отстаивания прав иностранцев, расширения данных прав . Таковы были требования актуальной социальнннн-экономической ситуации.
Довольно частые случаи контактов между могущественными империями и подчиненными им странами также свидетельствуют о том, что жители империи были лояльны к жителям вассального государства.
В случае завоевания столица обязательно должна была давать гарантию соблюдения прав жителей той территории, которая была завоевана. Показательным примером в данном отношении является договор, заключенный между хеттским царем Мурширисом II и царем Амурру Дуппи Тешубом (ок. 1340 г. до н. э.).
В данном договоре указано, что, если хеттской армией будут совершены злодеяния и преступления, то договор будет расторгнут. Речь идет об исключительно корректном и правомерном поведении на территории другого государства, эта позиция отражена достаточно точно в рассматриваемом нами историческом документе.
В аспекте принципов международного права значение имеет сама дефиниция понятия «иностранец», который находится на территории иного государства.
При этом, термин «постоянный житель страны» зачастую не мог охватить в полной мере сложность статуса иностранца.
И опять же мы здесь можем обратиться к хеттской международной договорной практике, поскольку она весьма показательна с позиции того, каков статус гражданина и иностранца, который временно, в силу тех или иных обстоятельств, находится на территории государства.
Договор между хеттским царем Суппилулиумой I с Азиласом и правителем Амурского государства (с 1380 г. до н. э.) указывает, что по сути иностранцы не обладали выраженными правами, в частности, их даже можно было насильно удерживать.
Иностранцы действительно могут определяться в Древнем мире как лишенные прав, в особенности, если проводить сопоставление с современной ситуации в международном праве. Интересно отметить, что равнодушное, презрительное и недоверчивое отношение египтян к иностранцам отмечалось многими исследователями истории и обычаев, культуры Древнего мира . И в такой ситуации говорить о какой-то полноте прав не представляется возможным.
Но есть и иная позиция, поскольку, если мы обратимся к мифологии и религии Древнего Египта, то сможем увидеть факт существования в пантеоне бога, который оказывал покровительство жителям других государств. Этой функцией был наделен бог Сет.
Также и сами египтяне относились с огромным интересом и активно заимствовали культурные достижения других стран, те обычаи, которые привносили иностранцы, проживающие в Древнем Египте. Как культурные, так и политические связи Древнего Египта были в достаточной мере активными, а значит, концепция негативного отношения египтян к иностранцам вряд ли состоятельна в полной мере, хотя мы и не можем отрицать, что случаи негативного отношения, скорее всего, имели место быть.
Вышесказанное подтверждается и происхождением бога Сета. Это божество является полуегипетским и полусемитским.
Далее необходимо сказать о зависимости отношений между государством, иностранцами, которые находились на его территории, от таких факторов, как исторический процесс, политика, экономические реалии, войны и дипломатия и т.д.
Разные исторические эпохи характеризовались собственной спецификой регулирования правового статуса иностранцев. К примеру, античность, эпоха Средних веков во многом отличались политической, культурной, религиозной обособленностью, что влияло на ограничения для иностранцев и качество защиты их прав на территории других государств.
И в то время люди не были знакомы с самим институтом международного права, а политические и религиозные противоречия и распри подчас мешали активному взаимодействию с другими государствами и их жителями, известны случаи ограничений на въезд иностранцев на территории тех или иных государств . Причем, данные запреты не являлись редкостью.
Ярким примером может служить Китай, который смог установить отношения с Европой только в 16 столетии. Историки в связи с этим отмечают, что в древнем мире была сильна дифференциация на своих и несвоих, а восточные люди отличались повышенной специфической религиозностью, что также не могло не сказаться на установлении контактов с Европой. Религия тесно переплеталась с политикой.
А Древний Египет был во многом самодостаточной цивилизацией, что опять же не способствовало развитию отношений с иностранцами.
Жреческое сословие всячески поощряло отгороженность Египта от иностранцев, и даже те иностранцы, которые привозились в результате военных действий, были обращены в рабство. Своего полного расцвета эта практика достигла в период Старого царства.
Позже, в VII веке до н.э., фараон Псамметих стал проявлять благосклонность к эллинам, в частности, им были предоставлены права на оседлость, землю и жилье. И сделано это было по политическим соображениям.
Во многих источниках рассматривался вопрос относительно того, какие ограничения были наложены на древних евреев. Однако обращение к тексту Ветхого Завета указывает нам, что Авраам пришел из земли Халдейской в Египет, он поселился там и получил помощь" (Быт. 12:10-20) .
Особое внимание следует обратить и на историю Иосифа, которым были показаны замечательные способности. Таким образом, Иосиф при жизни стал авторитетным влиятельным человеком. Хотя и впоследствии, после того, как Иосиф умирает, его заслуги ушли в забвение. Его сородичи остались в плену у Египта, а судьба их была поистине драматичной (Исх 1:14).
И Закон Моисеев известен своим толерантным отношениям к представителям другой веры. Например, в Иудее, в отличие от других стран древней истории, существовал один закон и для евреев, и для иноверцев (Второзаконие 10:18). Обычай предписывал евреям отдавать каждые три года некоторую часть урожая иностранцам, сиротам, нуждающимся (Втор. 8:41-42).
Те иностранцы, которые совершали неумышленное убийство, убийство вследствие неосторожности, были наделены правом получения убежища. Нормы уголовного процесса были общими, иностранцы были в данном отношении, соответственно, уравнены в правах.
Особо нужно подчеркнуть факт признания браков с иностранцами как в полной мере законных. Это также указывает на достаточный для рассматриваемой эпохи правовой статус иностранцев на территории другого государства.
Что касается древнегреческой правовой практики, то в данном случае те люди, которые находились за пределами своего родного государства, по большей части считались лишенными прав, тем не менее, полагалось, что им должны помогать и благоприятствовать боги.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, Комендантов: История международного права. Учебное пособие. - Издательство: Проспект, 2022. – 80 с.
2. Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999
3. Большаков А.О. Человек и его Двойник: Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб.: Алетейя, 2000
4. Боттеро, Жан и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой, С. В. Иванова. — М. : ЗАО «Центрполиграф», 2021. — 447 с.
5. Ванюкова, Д. В. Древний Египет эпохи Среднего царства: искусство и мировоззрение / Д. В. Ванюкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 73-1. – С. 93-97.
6. Иноземцева, Д. В. Древний Рим и Египет: взаимосвязь культурных контекстов / Д. В. Иноземцева, Е. А. Колупаева // Столица науки. – 2020. – № 7(24). – С. 88-92.
7. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. СПб.: Нева, 2000
8. Матвеева, Т. Д. Международное право : учебник для вузов / Т. Д. Матвеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 438 с.
9. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М.: Восточная литература, 1996
10. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: Нева, 2000
11. Томсинов В. А. Государство и право Древнего Египта. — М.: Зерцало-М, 2011. — 512 с.
12. Шеркова, Т. А. Древний Египет в фокусе концепции "Культурная память" / Т. А. Шеркова // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6, № 7. – С. 393-408.