Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ 5
С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ 5
1.1. Анализ понятия одарённые дети 5
1.2. Особенности работы с одарёнными детьми 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ 22
2.1. Организационно-педагогические условия работы с одарёнными детьми 22
2.2. Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
Во все времена такое явление как детская одарённость проявлялось разнообразно Исследователи такого рода феномен называют даром, но одарённый ребёнок – это прежде всего испытание для педагогов и родителей. Современная образовательная среда имеет все возможности и ресурсы для работы с одарёнными детьми, учитывая актуальность личностно ориентированного подхода и индивидуализации. Современные педагогические системы воспитания и развития позволяют выявить каждого одарённого ребёнка [11].
Под социально-педагогической проблемой понимают какой-либо актуальный вопрос, который возникает в области социальной и педагогической деятельности, и требует соответствующего решения. Это все те явления и трудности, которые возникают в обществе и влияют на образовательные и воспитательные процессы.
Если говорить о социально-педагогической проблеме индивида, речь может идти о субъективно воспринимаемой индивидом трудности и сложности решения конкретной задачи социализации в определенном социуме, или субъективно воспринимаемая сложность достижения целей в области социально-педагогической деятельности.
Одарённость ребёнка – это прежде всего его очевидные яркие достижения. Такой ребёнок всегда выделяется на фоне остальных детей своими достижениями, учебными, трудовыми, творческими, игровыми и др. Все одарённые дети чрезвычайно разнообразны. Они максимально чувствительны к реакции других людей и имеют повышенный уровень самокритики. По мнению психологов, все одарённые дети имеют эмоциональную неустойчивость.
Ребёнка называют одарённым, когда он с самого детства выделяется определённого рода достижениями среди остальных детей. Психологи данное качество относят к качествам психики субъекта. Это качество может развиваться в течение всей жизни субъекта [18].
При рассмотрении вопроса воспитания и обучения одаренных детей современная российская педагогическая наука неизбежно обращается к наследию русских ученых. Они занимались наукой – педагогической психологией. К ним можно отнести А.Б. Залкинд, П.П. Блонского, М.Я. Басова, Л.С. Выготского, А.Ф. Лазурского и др.
В начале 20 века в России проводилась большая работа по проблеме одаренности детей. Учёные и исследователи разрабатывали различные методы психодиагностики детей. Ими проводилась разработка диагностических тестов. С течением времени эти тесты совершенствовались и адаптировались к российской школе. Работа проводилась в духе сотрудничества с американскими и европейскими исследователями.
На русский язык тогда были переведены труды Ф. Гальтона, Э. Меймена, М. Вальтера, К. Пиорковского и др., касающиеся проблем одаренности. В начале 20 века в России существовала комплексная наука педология, которая занималась целостным изучением ребенка. Особо глубоко этими вопросами занимался Г.И. Россолимо. Его труды получили название концепции детской одарённости. Он разработал систему комплексной психологической диагностики, с помощью которой можно было анализировать индивидуальные особенности психических процессов.
К ним он относил:
- внимание;
-волю;
-точность и прочность восприимчивости;
-зрительную память;
-память на речь;
-память на числа;
-осмысление;
-комбинаторные способности;
-сметливость;
-воображение;
-наблюдательность.
По его мнению, совокупность всех этих качеств отвечает представлениям об умственной одаренности ребенка. Как указывал П.П. Блонский, в школах при тестировании детей широко использовались тесты А. Бине в редакции Л. Термена, переведенные и адаптированные П. Соколовым для измерения умственной способности школьников [10].
В области исследований по данному вопросу не существует тем не менее, единых подходов. Педагоги считают, что наибольший упор сегодня необходимо делать на индивидуальные программы развития одарённых детей. Это связано с тем, что образовательный процесс по своей сути продолжает оставаться коллективным, но что касается развития способностей и одарённости – эти процессы сугубо индивидуальные.
Исследователи уверены в том, что многие проблемы в этой области могут быть со временем решены, если удастся выявить критерии одарённости, но в данном случае возникает вопрос. о какой конкретно одарённости идёт речь в целом. психологи считают, что проблема одарённости является чисто психологической [13].
Все авторы также согласны с тем, что одарённость бывает разных видов, в связи с чем необходимо выявлять структуру любой одарённости. Исследователь Б.М. Теплов определяет одаренность как сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности. С.Л. Рубинштейн писал, что одаренность нельзя отождествлять ни с каким личностным качеством, даже с мышлением. Он утверждал, что одаренность является функцией личности и выражает внутренние возможности личности. Прежде всего – это является результатом развития и не может быть сведено к простой сумме специальных способностей [4].
Одарённость и её признаки могут проявляться только в текущей деятельности субъекта. Их можно диагностировать, фиксировать на уровне наблюдений и др. Явная одарённость проявляется в качественном и не типичном выполнении того, или другого вида деятельности. Исследователями рекомендовано непрерывно наблюдать за одарённым ребёнком и работать с ним на основе индивидуального маршрута. Ребёнок практически всегда демонстрирует проявление нестандартных стратегий в своей индивидуальной деятельности. Для ребёнка также характерно демонстрировать индивидуальные стили деятельности. Это выражается в постоянном стремлении всё делать по-своему.
Одарённый ребёнок имеет специфический принцип организации знаний и умений в конкретном виде деятельности. Он демонстрирует способность видеть предмет в системе различных связей. Эти дети, как правило, легко обучаемы, что проявляется в высокой скорости и легкости обучения. Особо в этом случае стоит отметить мотивационный аспект поведения одаренного ребенка. Исследователи предлагают следующую классификацию по признакам [8]:
-высокий уровень избирательной чувствительности к конкретным сторонам предметной действительности;
-особая потребность в познании при конкретном виде деятельности;
-высокое увлечение определенным предметом и деятельностью;
-острая потребность в нестандартной информации;
-строгая требовательность к результатам своего труда. Большую роль во всех этих процессах играет семья. Если в семье отнесутся с понимаем к тому, к чему ребёнок проявляет большой интерес и демонстрирует способность к освоению чего-либо – это будет лишь способствовать развитию одаренности ребенка.
Родители выходят за круг бытовых проблем и всячески поощряют своих детей. У них присутствуют общие игры и совместная работа с литературой и др. Они часто вместе с детьми обсуждают различного рода проблемы и задачи. В такой модели родительского поведения есть и много других плюсов. Всё это объединяет родителей с детьми и это формирует между ними дружеские и доверительные отношения в семье. В семьях одаренных детей часто наблюдается высокая ценность образования вообще. Довольно часто образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство всегда будет являться благоприятным фактором. Это в любом случае будет обуславливать в будущем развитие высоких способностей ребенка [10]. На первое место выступают принципы личностно-ориентированного обучения, сформулированные российским педагогом И.С. Якиманской. Если это перевести на одарённых детей, в особенностях образования можно отметить следующее:
-создание системы развивающего образования, обеспечивающего раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей;
-изучение факторов психолого-педагогического воздействия на процессы формирования личности;
- эффективная реализация познавательных способностей детей;
-управление процессом развития интеллектуальных способностей детей.
Для гармоничного развития ребенка и пробуждения в нем творчества необходима очень развитая фантазия и богатое воображение. Сущность и значимость образовательных технологий в современном учебно – воспитательном процессе в настоящее время чрезвычайно велика. Различные образовательные педагогические технологии, с целью интенсификации образовательного процесса при обучении английскому языку сегодня используют не только в школе, но и при обучении взрослых людей.
Под интенсивным обучением понимают организацию ускоренного усвоения знаний и формирования необходимых навыков и умений через совокупность специальным образом организованных коллективных учебно-познава¬тельных действий субъектов. Успешность реализации процесса будет зависеть от следующих причин:
-мобилизация возможностей ученического коллектива и ученических групп;
-личность каждого ученика;
-эффективное использование форм, средств и методов в концентрированно протекающем учебном процессе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Избранные психологические труды: в 2-х т. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
2. Анохина, Т.М. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. [Текст] / Т.М. Анохина. - СПб.: Нева, 2003. - 71 с.
3. Афанасьева, Т.А. Нестандартные дети [Текст] /Т.А. Афанасьева. - Воспитание школьников. - 2018. - No 8. - С. 8-10.
4. Авдеева, Н. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
5. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]/ Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – Санкт-Петербург: СПбГУТД, 2016. – 118 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблема ее идентификации [Текст] / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психол. наука и образование. – 2010. – № 4. – С. 5–13.
7. Джумагулова, Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст] / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.
8. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб., 2011. – 448 с.
9. Кохановская, Д.Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов [Текст]/ Д.Р. Кохановская// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.конф. — Уфа, 2017. – С. 6 – 9.
10. Крущельницкая, О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов [Текст] / О.Б. Крущельницкая. - Образование, No 4. – 2001. - с. 66-70.
11. Кулемзина, А.К. Кризисы детской одаренности [Текст] /А.К. Кулемзина. - Школьный психолог. - No 2. - 2010. - С. 36-42.
12. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Санкт- Петербург: Тускарора, 2011. – 175 с.
13. Лебедева, Л.Д. Проблемы одаренности. [Текст] / Л.Д. Лебедева. -Образование. No 1. - 2010. - С. 97-118.
14. Леднева, С.А. Детская одаренность глазами педагогов [Текст] / С.А. Леднёва. - Начальная школа. No 1. - 2013. - С. 80-82.
15. Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности. [Текст] /А.А. Лосева. - М.: Академический проспект. - 2004. – 176 с.
16. Лукаш, Е. Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США [Текст] / Е.Ю. Лукаш. - Вопросы психологии. - М., 2004. - N4. - С. 22-30.
17. Маркова, Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности [Текст] / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и образование. - 2002. - N 1.- С. 51-58.
18. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. [Текст] А.М. Матюшкин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 192 с.
19. Нечаев, М.П. К вопросу о диагностике уровня воспитанности учащихся. // Проблемы педагогического образования. [Текст] / М.П. Нечаев. - Сборник научных статей. - No 6. М., МПГУ, 2000. - 125 с.
20. Панов, В.И. Не только дар, но и испытание [Текст] / В.И. Панов. -Директор школы. - No3, 2000. - с. 58.
21. Панов, В.И. Если одаренность - явление, одаренные дети - проблема [Текст] / В.И. Панов. - Начальная школа «Плюс – минус». - No 2. – 2000. - с. 86.
22. Портал психологических изданий. Новый обзор литературы на тему одаренности и психологии способностей - [Электронный ресурс] / http://psyjournals.ru/psynews/25120.shtml (дата обращения 09.04.2024).
23. Работа с одарёнными детьми: теория и практика [Текст]: учебно- методическое пособие / Т.М. Чурекова, В.В. Корчуганова, З.В. Крецан, Н.И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2011. – 110 с.
24. Холодная, М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей [Текст] / М.А. Холодная. - Одаренность: рабочая концепция. - М.: 2002. - С.63.