Фрагмент для ознакомления
2
Проявление воли (точнее, «силы воли», волевого усилия) в различных конкретных ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, чертах личности. При этом как само понятие «волевых качеств», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма расплывчатыми, что заставляет некоторых ученых сомневаться в реальном существовании этих качеств.
До сих пор существуют большие трудности в выведении или выявлении понятий, обозначающих волевую деятельность. Проявляет ли ребенок настойчивость и настойчивость, прося родителей немедленно купить ему понравившуюся игрушку? Всегда ли дисциплина и инициатива характеризуют силу воли? Почему психологи всегда упоминают решимость наряду с смелостью? Где граница между моральными и волевыми качествами? Все ли волевые качества моральны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, поскольку от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.
Волевые качества – это характеристики волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных конкретных условиях, определяемых характером преодолеваемого затруднения [13].
Желание, стремление, воля — состояния сознания, хорошо всем известные, но никак не поддающиеся определению. Мы хотим испытывать, иметь и делать все, чего мы в настоящее время не испытываем, не имеем и не делаем. Если наше стремление к чему-либо связано с осознанием недостижимости объекта наших желаний, то мы просто желаем; если мы уверены, что цель нашего желания достижима, то мы хотим, чтобы оно сбылось, и оно сбудется немедленно или после совершения некоторых предварительных действий.
Единственные цели наших желаний, которые мы сразу осознаём, — это движение нашего тела. Какое бы чувство мы ни хотели испытать, к какому бы владению мы ни стремились, мы можем достичь этого, лишь сделав некоторые предварительные движения к нашей цели. Этот факт слишком очевиден, чтобы требовать примера: поэтому мы можем взять за отправную точку нашего изучения воли положение, что единственными непосредственными внешними проявлениями являются телесные движения. Теперь надо рассмотреть механизм волевых движений.
Волевые действия – это произвольные функции нашего организма. Рассмотренные нами до сих пор движения относятся к типологии автоматических, или рефлекторных, действий и действий, смысл которых не предвидится теми, кто их выполняет (по крайней мере, теми, кто выполняет их впервые). в его жизни). Движения, которые мы начинаем изучать, будучи обдуманными и сознательно составляющими объект желания, выполняются, конечно, с полным осознанием того, какими они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения являются производной, а не основной функцией организма. Это первый момент, который следует иметь в виду, чтобы понять психологию воли. Рефлекторные, инстинктивные и эмоциональные движения являются основными функциями. Нервные центры устроены таким образом, что определенные раздражители вызывают их разрядку в определенных частях, и существо, испытывающее эту разрядку впервые, испытывает совершенно новый феномен опыта [10].
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, – это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами и действиями. Известно, что у разных людей разная степень выраженности этой силы. Обыденное сознание фиксирует широкий спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризующихся на одном полюсе как сила, а на другом - как слабость воли. Человек с сильной волей умеет преодолевать все трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели и в то же время проявляет волевые качества, такие как целеустремленность, смелость, отвага, выносливость и т. д. При трудностях и не проявляет решительности. и настойчивость, не умею сдерживать себя, подавлять сиюминутные порывы во имя высших, морально оправданных мотиваций поведения и деятельности.
Понятие воли, как известно, имеет в психологии многозначное значение. Предположим, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает решительность, самоконтроль поведения, способность при необходимости воздерживаться от определенных действий, то есть владение своим поведением.
Умение контролировать свое поведение – важное качество зрелого, взрослого человека. «Только тогда можно будет говорить о формировании личности», — писал Л.С. Выготского, - когда ты контролируешь свое поведение» [6, с. 225].
Во-первых, волевыми действиями можно назвать только действия или процессы, имеющие цель в природе. Под целью мы понимаем некий желаемый и осознанный результат, к которому должно привести действие. И, следовательно, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием привязанности, страсти) и намеренные, произвольные, т. е. намеренные. ориентированный. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, мы интуитивно всегда относим эти процессы к произвольным.
Таким образом, мы пришли к определенной закономерности любого действия, которое можно назвать волевым. Еще раз такая схема: действие объективно реализует два разных отношения, т. е. осуществляет две разные деятельности, следовательно, оно подвержено двум разным мотивациям. Если один из этих мотивов эмоционально заряжен отрицательно, а другой, наоборот, положительно, возникает типичная ситуация непрерывного волевого действия. Если оба мотива положительны, действие происходит, но оно не попадает в категорию волевых. То же самое касается и негативных мотиваций: действия просто не происходит, его не существует.
П. А. Рудик (1962) отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности приводит к научному и психологическому обоснованию средств и методов воспитания этих качеств. Вне таких психологических исследований метод волевого воспитания приобретает грубо эмпирический характер и часто приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставит перед собой педагог» [20].
Как и всякая черта личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.
Горизонтальную структуру образуют наклонности, роль которых играют типологические особенности свойств нервной системы. Однако, несмотря на это, во многих случаях психологи допускают ошибки, задавая этот вопрос. Дело в том, что некоторые авторы, опираясь на авторитет И.П. Павлов, как и он, считает, что существуют хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим относятся сильные нервные (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов; к плохим – противоположные типологические признаки). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость, высокие спортивные достижения и т. д. характерны только для людей с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, настойчивость и т. д.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, а отрицательными волевыми качествами (нерешительность, слабость воля и др.)) страхи основаны на структурных особенностях слабой нервной системы» [20, с. 14]. Это утверждение имеет мало общего с действительностью.
Установлено, что низкая степень смелости (страха) связана с определенным набором типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием торможения по «внешнему» балансу и подвижностью торможения. Среди представителей тех видов спорта, которые связаны с переживанием страха и отсутствия страховки (прыжки с парашютом
Высокая степень терпения связана с инертностью возбуждения, с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему» балансу, с сильной нервной системой. [13].
Поэтому каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других - расходиться. Например, люди, обладающие высокой степенью терпения, могут не обладать высокой степенью решимости, поскольку две из четырех их типологических характеристик противоположны тем, которые определяют высокую степень решимости. Даже сила нервной системы, которую некоторые исследователи несправедливо считают синонимом «силы воли», не связана с решимостью, проявляемой в обычной, неопасной ситуации.
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют схожую вертикальную структуру. Это сходство заключается в том, что каждое волевое качество подобно трехслойному пирогу. Ниже расположены естественные склонности - нейродинамические характеристики, на которые накладывается второй слой - волевые усилия, инициируемые и стимулируемые социальными и личностными факторами, образующими третий слой - мотивационную сферу, главным образом моральные принципы. И степень выраженности каждого волевого качества во многом зависит от того, насколько сильны потребности и желания человека, насколько он морально развит.