Фрагмент для ознакомления
2
Формирование права – это закономерное следствие осложнения взаимо-связей в обществе, обострения и углубления конфликтов и противоречий в об-ществе.
В каждом историческом обществе для того, чтобы поддержать в нем по-рядок, необходимо регулирование при помощи социальных норм, своеобраз-ное социальное регулирование. Регулирование предполагает направление по-ведения граждан, групп, а также всего общества, вводить их деятельность в конкретные рамки. Принято выделять две разновидности социального регули-рования: индивидуальное (систематизация поведения определенного лица, т.е. в конкретном случае) и нормативное (систематизация поведения людей при по-мощи общих норм, моделей, образцов, которые распространяются на всех, на все аналогичные случаи). Формирование социального нормативного регули-рования выступило качественным толчком к образованию (формированию и развитию) права.
В рамках первобытного общества социальным нормативным регулято-ром выступали нормы-обычаи, т.е. правила поведения, которые вошли в при-вычку вследствие многократного повторения в течение продолжительного времени. Обычное право признается системой норм, которые основаны на обычаях.
Нормы-обычаи сформировались на основе естественно-природной по-требности и имели значение для всех сфер жизни рода, общины, племени, для регулирования быта и хозяйственной жизни, семейных и других отношений членов рода, первобытной морали, а также ритуально-религиозной деятельно-сти. Их главной целью было поддержание и сохранение кровной, родственной семьи. Это были так называемые «мононормы», то есть нерасчлененные, еди-ные положения. В них были тесно переплетены, в точности не проступая, самые многообразные компоненты: религии, морали, правовых начал.
В мононормах права членов рода представляли из себя обратную сто-рону обязанностей, они неотделимы от них, так как первобытный индивид не обладал выделенным осознанным личным интересом, который отличался от интересов рода. Лишь с разложением первобытного строя, с возникновением социальной неоднородности все большее независимое значение получают пра-ва. Формирование мононорм говорило о выходе человека из животного цар-ства в сообщество человека, которое движется по пути прогресса.
В рамках первобытного общества преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - это непререкаемый и обязательный запрет (к примеру, за-прет под страхом тяжкого наказания браков между родственниками). Помимо запретов (табу) образовались такие способы регулирование, как позитивное обязывание и дозволение. Дозволения имели место при установлении разно-видностей животных и времени охоты на них, разновидностей растений и сро-ков сбора их плодов, пользования той либо другой территорией, водными ис-точниками и т.д. Позитивное обязывание ставило перед собой цель сформиро-вать необходимое поведение во время приготовления еды, розжига костров, строительства жилья, изготовления орудий и т.д.
Процедура формирования права и государства протекала при их взаим-ном воздействии друг на друга и была вызвана одними и теми же причинами:
- объективными потребностями экономических отношений, формирую-щихся при наличии частной собственности, товарного обращения и производ-ства, разделения труда, необходимостью закрепления экономического положе-ния владельцев товаров, обеспечения для них гарантированных и устойчивых связей в экономике, условий для самостоятельности экономики;
- объективной потребностью поддерживать общественный порядок и ста-бильность в состоянии углубления и обострения общественных конфликтов и противоречий;
- организацией публичной власти, которая отделена от граждан и кото-рая может санкционировать обычаи, определять правовые нормы, а также обеспечивать их практическое проведение в жизнь;
- превращением человека в сравнительно независимого индивида. Нельзя найти право там, где отсутствует разделение коллектива (племени, рода) на определенные субъекты, где индивид не выделяется как личность, понимающая возможности (свободы), образующиеся в процессе общественного развития .
Как правило, принято выделять следующие признаки, которые отличают правовые нормы (государственные нормы) от норм поведения в первобытном обществе (нормы-обычаи):
1) по способу формирования: нормы-обычаи формируются постепенно в процессе жизнедеятельности, правовые нормы предусмотрены государством;
2) по волевой направленности норм: нормы-обычаи отражают волю пле-мени либо рода, тогда как правовые нормы отражают государственную волю;
3) по внешнему выражению (форме): нормы-обычаи находятся в созна-нии граждан, существуют в неписаной форме, а правовые нормы находят внешнее выражение в письменных юридических актах;
4) по времени вступления в законную силу: нормы-обычаи формируются и отмирают постепенно, тогда как правовые нормы вступают в законную силу либо прекращают действие в строго регламентированном порядке, официаль-ным путем;
5) по способу обеспечения выполнения: нормы-обычаи подлежат осу-ществлению в силу традиций, привычки, при нарушении мерами принуждения занимается род, правовые нормы обеспечиваются принудительной силой со стороны государства .
В процессе возникновения права можно выделить три способа (пути), ко-торые приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы:
1. Санкционирование обычаев. Государство санкционирует, т. е. разре-шает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти.
2. Юридическая (прежде всего судебная) практика. При разрешении кон-кретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедли-вости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении анало-гичных конфликтов. Так формируется юридическая практика.
3. Прямое нормотворчество государства. Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает осо-бые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполне-ния в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуж-дения.
Связь права и государства функциональная, они существуют вместе, под-держивая друг друга. Право возникает, чтобы регулировать общественные от-ношения. Право - самый цивилизованный способ разрешения социальных кон-фликтов. Его назначение - внести упорядоченность в общественную жизнь, урегулировать значимые и потенциально-конфликтные социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений. На определенном эта-пе развития общества социальные нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существенным услож-нением общественных отношений и их динамизмом. На этом этапе формирует-ся право как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации .
В отличие от социальных норм родовой организации для права харак-терны:
1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.
2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как право-вые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, опре-деленность, что помогает избежать разногласий. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности опре-деленно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.
3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нор-мам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве обяза-тельного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обя-занностями, они слиты воедино.
4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Созда-ется специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением пра-вовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.
Основными факторами, определяющими формирование права, являются:
- экономические, то есть материальные условия жизни общества, обу-словленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства;
- политические: большое влияние на формирование права оказывают по-литическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движе-ний и общественных объединений;
- социальные: принципиальное значение при создании новых юридиче-ских норм имеет также степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод;
-национальные: в многонациональном государстве процесс формирова-ния права во многом определяется взаимоотношениями, формами сотрудниче-ства между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их рав-ноправии и свободном развитии, государственно-правовыми формами оформ-ления их юридического статуса;
- идеологические: идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства также имеют существенное значение для правотворчества;
- организационно-волевые: государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты .