Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие образа в литературе
В разных областях науки существует множество определений понятия "образ". С точки зрения семантической структуры значения слова, образ – это полное, но неполное представление того или иного объекта, являющееся идеальным продуктом психической деятельности. Кроме того, одним из свойств "образа" является его воплощение в той или иной форме психического отражения, например, в ощущении или восприятии. В философии образ – это результат отражения объекта в сознании человека.
На сенсорном уровне восприятия образ – это ощущение, восприятие и представление. На уровне мышления принято различать понятия, суждения и умозаключения. Образ субъективен по форме своего существования и объективен по своему источнику, то есть отражаемому объекту. Материальными формами, в которых воплощается образ, являются язык, практические действия и различные символические модели [6, с. 33].
Если основной единицей художественного содержания является характер художественно освоенной жизни, то основной единицей художественной формы является образ.
Образ – это прежде всего эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ доминирования и преобразования действительности. Образ и образность - важные понятия для языка искусства, особенно для языка художественной литературы, но четкого определения этих терминов пока не существует.
Понятия "словесный", "языковой", "речевой" и "художественный образ" часто путают. Стоит отметить, что даже составители лингвистической энциклопедии "Языкознание" не рассматривают художественный образ как лингвистическое понятие. Это говорит о том, что художественный образ, несмотря на многочисленные исследования, так и не вошел в терминологическую систему лингвистической науки. В данном разделе описывается содержание понятия "образ" в художественной литературе и раскрывается качественное своеобразие этого вида образности по сравнению с другими видами образности, такими как логическая и ментальная.
Образ и воображение – важные понятия в литературном языке. Сложность проблемы исследования образа во многом обусловлена сложностью и неоднозначностью этого понятия, которое является объектом изучения в различных научных дисциплинах. Понятия "образ" и "воображение" в зависимости от их специфики операционализируются философией, психологией, эстетикой, искусствоведением, литературоведением, лингвистикой, педагогикой и различными другими науками [2, с. 25].
Понятие образа и процесс его создания изучаются многими науками, среди которых выделяется лингвистика, рассматривающая все аспекты этого явления и изучающая языковые средства, с помощью которых формируется образ. Е. О. Опалина пишет, что "образ" в лингвистике означает "объект, возникающий в сознании человека и отражающий окружающие реальные предметы и предметы, отражающие явления", пишет она. Следует, однако, отметить, что, говоря об образах, мы имеем в виду прежде всего художественные образы.
Именно к художественным образам в данном исследовании обращается А.А. Потребня, который одним из первых использовал в своих трудах термин художественный образ: еще в XIX веке именно он обратил внимание на необходимость лингвистического изучения образов. Сегодня это понятие имеет множество определений.
Рассмотрим некоторые из них: художественный образ понимается Е.Б. Борисовой как "фрагмент с самостоятельной жизнью и содержанием, созданный автором с помощью богатого языка"; образ - это "изображение собственной жизни и содержания, созданное художником с помощью богатого языка [2, с. 25]. А. Е. Ефимов в статье "Образное представление художественных произведений" рассматривает художественные образы как образы персонажей литературных произведений [5, с. 93]; Е. Б. Борисова к характеристикам образов относит сильное авторское начало (именно автор создает образ ), выразительность, индивидуальность и разнообразие, т. е. каждый читатель воспринимает образ по-своему [2, с. 20].
Основные характеристики образов дают В. В. Виноградова, Е. О. Опарина, И. Б. Голуб и Е. А. Юрина называют языковым элементом, или языковой формой, изобразительно-выразительные языковые средства, используемые для создания образа. В.А. Маслова выделяет следующие характеристики художественного образа
- в сознании человека он вызывает ассоциации с конкретными предметами/явлениями окружающей действительности образ устойчив по содержанию, но воспроизводим по форме;
- образ является "иллюстрацией" к окружающей действительности;
- в композиции образа присутствует эмоционально окрашенная лексика.
Основными функциями имиджа считаются символическая, эстетическая и коммуникативная. Символическая функция заключается в создании символического статуса художественного образа, который представляет собой завершенный социально-психологический портрет человека. Эстетическая изобразительная функция реализуется, когда образ приобретает собственную референцию, что крайне важно для понимания текста в целом. Коммуникативная функция реализуется, когда образ функционирует как форма художественного выражения, язык художественного творчества [20, с. 213].
Образ в художественном произведении зачастую создается через описание внешности и особенностей характера персонажей. При этом в структуру образов обычно входят: портрет, поступки, биография и характеристика героев, их привычки и манеры. При создании художественного образа обычно авторы уделяют значительное внимание проблеме его «подачи» читателям. Художественный образ должен быть выразительным и ярким, чтобы он легко запечатлевался в памяти читателя. Поэтому для создания образов в художественном произведении используются различные лингвистические средства, при этом наиболее частотными выступают различные тропы и фигуры [20, с. 213].
В психологии понятие образа является одним из важнейших. Это связано с тем, что образ, отражающий объективную реальность, является содержанием психики субъекта. Иными словами, образ – это субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временной порядок событий. В литературе и искусстве принято использовать термин "художественный образ", который является особой формой понятия "образ".
А.И. Николаев отмечает, что дать единое определение этому понятию довольно сложно из-за различий в языке и отсутствия согласованности в спектре значений художественного образа.
Художественный образ – одна из основных категорий искусства, но и одна из самых сложных. Художественный образ имеет коммуникативную природу. Художник сам создает смысл и содержание художественного образа, который передается другим людям и несет в себе сообщение, которое должно быть донесено до них. Материально-чувственные формы (зрительные и слуховые) предоставляют такие возможности и функционируют как знаки. Цель знака - передать определенную информацию.
Существует несколько основных разновидностей знаков, используемых для коммуникации как вне, так и внутри искусства. Это изобразительные знаки, экспрессивные знаки, лингвистические знаки и знаки обычаев. Согласно Большой советской энциклопедии, "художественный образ" – это элемент или часть художественного целого. Это объект, обладающий самостоятельной жизнью и содержанием как бы сам по себе и не нуждающийся в дополнительном контексте. В общем смысле это определение представляет собой способ бытия действия, взятый в аспектах выразительности, впечатляющей энергии и знаковости. Согласно тому же источнику, можно выделить несколько аспектов художественного образа, которые указывают на его вовлеченность во многие сферы познания.
В семиотике художественный знак – это средство семантической коммуникации в конкретной культуре или в семи родственных культурах, иными словами, это знак. Если рассматривать художественный образ с этой точки зрения, то он является воображаемой сущностью. Каждый раз он заново реализуется в воображении реципиента, который имеет доступ к нему и культурным "кодам" для его распознавания и понимания. Художественный образ через призму его эстетического аспекта – это рациональный организм, в котором нет ничего лишнего или случайного. Именно благодаря полному единству и предельной осмысленности своих частей он производит впечатление красоты [27, с. 80].
Так называемое законченное существование художественной реальности не имеет никакой лишней цели. В этом мы находим аналогию между художественным образом и живой индивидуальностью. Этот образ обладает самоценностью "мира" с внутренним отсчетом, саморегуляцией, поддерживающей подвижную самоидентичность.
В "Словаре литературоведческих терминов" под редакцией С.П. Белокуровой дается одно из самых емких определений понятия "художественный образ". 'Художественный образ – это обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина (или фрагмент) человеческой жизни, созданная с помощью творческого воображения художника и в свете его эстетических идеалов' [27, с. 80].
Художественный образ служит для воспроизведения того или иного явления действительности и выражения его сущности. Он имеет двойственную природу. С одной стороны, он является продуктом индивидуализированного художественного изображения, с другой - выполняет функцию символа и несет в себе начала обобщения.
По словам Л.И. Тимофеева, "художественный образ - это не только изображение человека, но и картина человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себя всю окружающую человека жизнь". Из всего вышесказанного можно сделать вывод о сложности и неоднозначности определения "образ". Кроме того, в качестве естественного и логичного продолжения данного исследования мы хотели бы рассмотреть классификацию художественных образов. Классификация образов по типам и различным признакам изучалась многими авторами, но лишь немногие создали четко формализованные классификации [27, с. 80].