Фрагмент для ознакомления
2
Борьба за признание в XX веке. Проходя через десятилетия XX века, женские имена стали появляться в кредитах фильмов все чаще, однако их доля и влияние оставались сильно ограниченными. Стереотипы о "женственных жанрах", таких как романтические комедии или мелодрамы, формировали ограниченные рамки для женского творчества в кино. Тем не менее, женщины продолжали прокладывать свой путь в кинорежиссуре, добиваясь успеха в разных жанрах и стилях.
Революции 1960-х - 1970-х.Этот период ознаменовал собой нарастание феминистического движения, которое оказало значительное влияние на многие сферы культуры, включая кинематограф. Постепенно росло признание необходимости разрушения гендерных барьеров в индустрии. Великолепные примеры работ мировых женщин-режиссеров этой эпохи продемонстрировали их способность создавать произведения, не уступающие мужским по глубине исследования социокультурных проблем, художественной выразительности и инновационности. Вот одни из них:
Элис Ги-Блаше (1873-1968) Французская режиссер, считается первой женщиной-режиссером в истории кино. Сняла более 1000 фильмов, включая первый известный повествовательный фильм "La Fée aux Choux" (1896).
Евгения Бауэр (1865-1917) Первая русская женщина-режиссер. Сняла более 40 фильмов, в том числе "Жизнь за жизнь" (1916) и "Умирающий лебедь" (1917). Ее фильмы отличались вниманием к деталям, психологической глубиной и новаторским использованием монтажа .
Эсфирь Шуб (1894-1959) Пионер документального кино в России. Сняла более 50 фильмов, в том числе "Падение династии Романовых" (1927) и "Испания" (1939). Ее фильмы отличались новаторским использованием архивных материалов и монтажных техник.
Тамара Лисициан (1923-2009) Советская и российская режиссер, известная своими фильмами о Великой Отечественной войне. Сняла более 20 фильмов, в том числе "Небесный тихоход" (1945) и "Долгие версты войны" (1975). Ее фильмы отличались реализмом, патриотизмом и гуманизмом.
Лоис Вебер (1879-1939) Американская режиссер, известная своими новаторскими работами в области повествования и монтажа. Сняла более 100 фильмов, в том числе "The Hypocrites" (1915) и "The Blot" (1921).
Ольга Преображенская (1881-1971) Одна из первых российских женщин-режиссеров. Сняла более 20 фильмов, в том числе "Женщина, которая изобрела любовь" (1918) и "Катерина Измайлова" (1927). Ее фильмы были известны своим реализмом, социальным комментарием и сильными женскими персонажами .
Жермен Дюлак (1882-1942) Французская режиссер, известная своими экспериментальными и авангардными фильмами. Сняла более 30 фильмов, в том числе "La Souriante Madame Beudet" (1923) и "La Coquille et le Clergyman" (1928).
Грета Гервиг (род. 1983) Американская режиссер, известная своими фильмами о молодых женщинах и их опыте. Сняла более 5 фильмов, в том числе "Леди Берд" (2017) и "Маленькие женщины" (2019) .
Рената Литвинова (род. 1967) Современная российская режиссер, известная своими стильными и провокационными фильмами. Сняла более 10 фильмов, в том числе "Богиня: как я полюбила" (2004), "Последняя сказка Риты" (2012) и "Северный ветер" (2021). Ее фильмы отличаются визуальной эстетикой, сюрреалистическими элементами и исследованием тем любви, смерти и женственности .
Эти женщины-режиссеры, среди многих других, внесли значительный вклад в развитие кино как искусства. Их работа помогла разрушить гендерные стереотипы и вдохновить будущие поколения женщин-режиссеров.
1.2 Взгляды учёных и авторов на женщин-режиссёров в кинематографе
Женщины-режиссеры в кинематографе сталкиваются с различными вызовами и достижениями, которые часто отличаются от тех, с которыми сталкиваются их коллеги-мужчины. Этот вопрос привлёк внимание многих учёных и исследователей, изучающих гендерные аспекты в киноиндустрии.
1. Системные барьеры и предвзятость:
- Martha Lauzen, директор Центра изучения женщин в телевидении и кино в Университете Сан-Диего, в своих докладах неоднократно подчёркивала дискриминационные практики в Голливуде, утверждая, что женщины-режиссёры сталкиваются с большим количеством барьеров в карьере, таких как трудности в получении финансирования и ограниченные возможности для работы над крупными проектами.
- Geena Davis Institute on Gender in Media распространяет исследования, показывающие, что женское руководство проектами часто воспринимается с предвзятостью и стереотипами, что ограничивает их карьерный рост.
2. Недостаток возможностей и их последствия:
- Dr. Stacy L. Smith из Annenberg Inclusion Initiative при Университете Южной Калифорнии в своих исследованиях выявила значительные гендерные разрывы в возможностях для женщин-режиссёров. Она отмечает, что на каждый успешный фильм, срежиссированный женщиной, приходит существенно больше фильмов, снятых мужчинами, и это имеет последствия в виде недостаточного представления женского опыта в кино.
- Laura Mulvey, феминистский теоретик кино, в своей работе "Visual Pleasure and Narrative Cinema" утверждает, что киноиндустрия исторически формировалась под влиянием мужского взгляда, что зачастую приводит к объективизации женщин в кино и ограничивает женские точки зрения за камерой.
Достижения
1. Разрушение стереотипов и расширение жанров:
- Ann E. Kaplan в книге "Women & Film: Both Sides of the Camera" подчеркивает, что женщины-режиссеры часто развивают уникальные стили и темы, которые отличаются от традиционно мужских. Она отмечает, что женские фильмы часто фокусируются на сложных межличностных отношениях и социально значимых темах.
- Kameron Hurley, писательница и критик, в своих статьях отмечает, что фильмы, снятые женщинами, демонстрируют более глубокое и многослойное изображение женских персонажей и их опыта.
2. Признание и награды:
- Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной, получившей премию Оскар за лучшую режиссёрскую работу за фильм "Повелитель бури", что стало значительным достижением в киноиндустрии и доказало, что женщины могут успешно руководить крупнобюджетными проектами.
- Агнес Варда была признана одной из ведущих фигур французского кино. Её творчество не только внесло значительный вклад в развитие киноискусства, но также изменило восприятие женского голоса в кино.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Американский институт киноискусства: [Электронный ресурс]: https://www.afi.com/research/women-in-film/ (дата обращения 05.04.2024).
2. Артюх Анжелика Александровна Женщины-режиссеры в современном глобальном мире // ИСОМ. 2017. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschiny-rezhissery-v-sovremennom-globalnom-mire (дата обращения: 09.04.2024).
3. Бураченко, А. И. История театра и кино : практическое пособие для вузов / А. И. Бураченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 47 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17657-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542728 (дата обращения: 06.04.2024).
4. Божович, Виктор Ильич.Рене Клер / В. Божович. - Москва : Искусство, 1985. - 241 с. : 16 л. ил.; 21 см. - (Сер. "Жизнь в искусстве").; ISBN В пер. (В пер.).
5. Михаил Калатозов [Текст] : (страницы творческой биографии) / Ю. Богомолов. - Москва : Искусство, 1989. - 237, [1] с., [16] л. ил. : ил.; 20 см.; ISBN 5-210-00378-7 .
6. Владимиров, Сергей Васильевич (1921-1972).К истории режиссуры [Текст] : [сборник : в 2 ч.] / Сергей Васильевич Владимиров ; М-во культуры Российской Федерации, Российский ин-т истории искусств ; [ред.-сост. А. П. Варламова ; подгот. текста к публ. А. П. Варламовой, Д. Д. Кумуковой, В. О. Варламовой]. - Санкт-Петербург : Российский ин-т истории искусств, 2012. - 21 см.; ISBN 978-5-86845-172-0
7. Венецианский кинофестиваль: [Электронный ресурс]: https://www.labiennale.org/en/cinema (дата обращения 05.04.2024).
8. Женщины за камерой (2007) «Women Behind the Camera» Страна США длительность 1 ч 29 мин премьера: Мир 15 августа 2007
9. Зархи, Александр Григорьевич.Мои дебюты : [Воспоминания кинорежиссера] / Александр Зархи. - Москва : Искусство, 1985. - 287 с.; 21 см.; ISBN В пер. (В пер.) : 1 р. 70 к.
10. Зрелищные искусства : реферативно-библиографическая информация : журнал / Рос. гос. б-ка; НИО Информкультура. - Москва : РГБ, 1983-2012. –
11. Казючиц Максим Федорович Полиэкран и процессы трансформации экранной культуры 1950-1960-х годов // Наука телевидения. 2016. №12.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poliekran-i-protsessy-transformatsii-ekrannoy-kultury-1950-1960-h-godov (дата обращения: 05.04.2024).
12. Каннский кинофестиваль: [Электронный ресурс]: https://www.festival-cannes.com/en/ (дата обращения 05.04.2024).
13. КИНОКУЛЬТУРА И ВЗРЫВ. ЖЕНЩИНЫ-РЕЖИССЕРЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ АРТЮХ А.А.СПбГУ Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русскийНомер: 5 (103) Год: 2015 Страницы: 126-141
14. Кинорежиссерки в современном мире Автор:Анжелика Артюх Из серии: Гендерные исследования ISBN: 5-9676-0901-5 Год издания: 2018 Издательство: ИД "Петрополис" [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/2318020/editions
15. Кулешов, Лев Владимирович (1899-1970).Вопросы кинорежиссуры : [Учеб. пособие по спец. "Кинорежиссура"] / Л. В. Кулешов. - Москва : ВГИК, 1981. - 79 с.; 21 см.В надзаг.: Всесоюз. гос. ин-т кинематографии Кинорежиссура
16. Ле¬бе¬дев, Н. А. Очерк ис¬то¬рии ки¬но СССР. Т. 1. Немое ки¬но / Н. А. Ле¬бе¬дев. – Москва : Го¬с¬ки¬но¬из¬дат, 1947. – 303 с. : ил.
17. Малышев, Владимир Сергеевич. Кино от первого лица [Текст] : режиссеры о великих фильмах : [16+] / В. С. Малышев. - Москва : Вече, 2016. - 366, [1] с. : ил., портр., факс., цв. ил., портр., факс.; 25 см.; ISBN 978-5-9533-6250-4 : 2000 экз.
18. Осипов, Ю. И. Стоп-кадр. Звезды современной кинорежиссуры / Ю. И. Осипов. — Москва : ФЛИНТА, 2023. — 264 с. — ISBN 978-5-9765-5166-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/333338 (дата обращения: 08.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
19. Разлогов К. Э., Лебедева О. С. КИНОИСКУССТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018); https://old.bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/5215863 Дата обращения: 06.04.2024
20. Ромм, М. И. Беседы о кино и кинорежиссуре / М. И. Ромм. — Москва : Академический Проект, 2020. — 475 с. — ISBN 978-5-8291-2642-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132597 (дата обращения: 08.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
21. Сахновский, В. Г. Мысли о режиссуре / В. Г. Сахновский. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-4504-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/121593 (дата обращения: 09.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
22. Светлакова, Е. Ю. Режиссура фильма : учебное пособие для вузов / Е. Ю. Светлакова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 65 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14854-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544534 (дата обращения: 07.04.2024).
23. Статьи Женщины с «Золотой пальмовой ветвью»: истории Жюстин Трие, Жюлии Дюкурно и Джейн Кэмпион, 18 октября 2023
студии производства Rafael Film
24. У истоков режиссуры. Очерки из истории русской режиссуры конца XIX - начала XX века Павел Громов, Сергей Владимиров, Юрий Герасимов Год издания: 1976 Язык: Русский Твердый переплет, 332 стр.
[Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/2318020/editions
25. Пикон-Валлен Беатрис Рождение режиссера // Вопросы театра. 2010. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdenie-rezhissera (дата обращения: 07.04.2024).
26. Хохлова, Александра Сергеевна. Принципы кинорежиссуры Л. В. Кулешова [Текст] : [учебное пособие по спец. "Кинорежиссура" и "История советского кино" / А. С. Хохлова. - Москва : ВГИК, 1982. - 47 с.; 20 см.