Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и гарантируются правосудием. Эти конституционные положения основаны на международных договорах, являющихся составной частью правовой системы РФ, и ставят в качестве важнейшей задачи государства и общества содействие уважению основных прав и свобод человека, обеспечение их всеобщего и эффективного признания и реализации посредством прогрессивных национальных и международных мер.
Права и свободы граждан чаще всего ограничиваются или нарушаются исполнительными органами. Это связано с тем, что необходимость вступать в правоотношения с исполнительными органами возникает гораздо чаще, чем с другими государственными органами. В связи с этим изучение вопросов, связанных с содержанием правовой системы административного принуждения, приобретает сегодня первостепенное значение.
Анализ правоприменительной практики показывает, что применение мер административного принуждения государственными служащими, наделенными административными полномочиями, особенно сотрудниками полиции, зачастую основано на произвольном и расширительном толковании их полномочий в целях предупреждения правонарушений, поддержания общественного порядка и борьбы с преступностью.
Объектом исследования - общественные отношения, регулирующие особенности закрепления системы мер государственного принуждения.
Предметом исследования нормы административного права, закрепляющие особенности реализации системы мер государственного принуждения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел.
Целью курсовой работы выступает всесторонний анализ системы мер государственного принуждения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть понятие, особенности и систему мер государственного принуждения в РФ;
2.исследовать место и роль мер государственного принуждения в системе социального регулирования;
3.выявить особенности применения мер государственного принуждения сотрудниками органов внутренних дел.
В работе применялись методы исследования: системный анализ, обобщение материалов исследования, историко-сравнительный, толкование, сравнительно-правовой.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу составляют труды ученых и практиков, занимающихся изучением вопросов мер пресечения, такие как: Вагайцев В.М., Воронюк О.И., Зайцева Я.О., Кайнов В.И., Меркулов В.Г., Михарская Д.С.. Синяговская Д.А., Соболева Ю.В., Ширшов Б.В., Ярцева В.Е. и другие авторы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер на совершенствование судебной практики в механизме правового регулирования мер государственного принуждения.
Структура курсовой работы включает в себя введение, три параграфа, заключение и библиографического списка.
1.Понятие, особенности и система мер государственного принуждения в РФ
Отсутствие или недостаточная эффективность инструментов принуждения делает нормативно-правовое регулирование фиктивным, поскольку в подобном случае его осуществление не поддерживается обязывающим воздействием государственно-властных институтов, важнейшее значение среди которых занимает институт юридической ответственности. Как показывает анализ практики, принудительные меры имеют исключительное значение в сфере обеспечения режима законности и общественного порядка. Процессуальное обеспечение по делам об административных правонарушениях представляет собой специфический институт административного принуждения, обладающий особыми телеологическими и функциональными характеристиками, что делает его актуальным и особенно интересным в исследовательском ракурсе. Как мера, непосредственно воздействующая на субъекта правонарушения, арест товаров, транспортных средств и иных вещей скорее всего является одной из наиболее эффективных мер, предусмотренных КоАП РФ .
Мера - это способ действия. Мера - это то, что ограничивает что-либо в количестве, пространстве, времени и в любом ином ракурсе.
В ракурсе общественных отношений мера представляет собой ограничитель каких-либо социальных проявлений, применяемый с определенной позитивной (общественно полезной) целью. Именно в таком аспекте раскрывается значение таких правовых категорий, как, например, "мера воздействия" и "мера ответственности".
Несмотря на развитие права и науки, до сих пор нет единого, устоявшегося подхода к пониманию и природе принудительного воздействия инструментов государства на общественные отношения. Рассматривая проблему правового принуждения в общетеоретической и дисциплинарной литературе, необходимо отметить следующие моменты:
Во-первых, многие авторы в той или иной форме обращаются к проблеме принуждения и рассматривают его как метод управления наряду с убеждением;
Во-вторых, принуждение, государственное принуждение и правовое принуждение являются относительно самостоятельными явлениями, но связаны между собой более сложными отношениями, чем прямая обусловленность;
В-третьих, государственное принуждение в последнее время понимается в широком и узком смысле.
В широком смысле государственное принуждение рассматривается как способ, которым государство руководит обществом; в узком - как деятельность авторитетных государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в применении мер принуждения к субъектам, установленным правовыми нормами .
Перечислим некоторые из наиболее распространенных и более или менее общепризнанных черты административного принуждения:
-меры административного принуждения применяются в отношении антиобщественного поведения, нарушающего правовые нормы.
Однако, несмотря на то, что мнение о том, что административное принуждение применяется только при совершении административных правонарушений, причем только в строго определенных случаях или при совершении правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, на протяжении многих лет последовательно отстаивается некоторыми учеными в области административного принуждения.
-административное принуждение является управленческим принуждением.
Во многих случаях административное принуждение осуществляется государственными административными органами или административной властью и является общим и исключительным, но не исключительным правом. Кроме того, средства административного принуждения могут применяться также судами (судьями), негосударственными органами (органами государственной власти или муниципалитетами) и их представителями, но в порядке, установленном нормами административного права.
-как правило, административное принуждение осуществляется во внесудебном порядке, в рамках внефункциональной подчиненности, то есть когда между участниками правоотношения отсутствует организационная и линейная подчиненность. Оно применяется субъектом функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти.
Таким образом, отношения между принуждаемой и принуждающей сторонами - это властные отношения, основанные на нормах административного права. Субъекты, осуществляющие меры административного принуждения, должны обладать особыми полномочиями по отношению к субъектам, не находящимся в их непосредственном служебном подчинении. Они выполняют управленческие и контрольные функции (являются представителями власти) .
-административное принуждение характеризуется наличием ряда органов и должностных лиц, уполномоченных его применять. Многие меры административного принуждения разрешены к применению всеми сотрудниками полиции (например, проверка документов, использование транспортных средств). В процессе применения мер административного принуждения значительное число органов и должностных лиц обладают юрисдикцией, являются носителями административной юрисдикции и вправе рассматривать и разрешать конкретные дела об административных правонарушениях на основании основного предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные документы, нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники:
3. Вагайцев, В. М. Административное принуждение как государственноправовой институт / В. М. Вагайцев // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 902. – С. 45-48.
4. Воронюк, О. И. Административная ответственность. Цель и основания применения административных наказаний / О. И. Воронюк, Е. В. Ушакова // Молодой ученый. – 2022. – № 37(432). – С. 79-82.
5. Игнатенко, Д. И. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административного принуждения / Д. И. Игнатенко, Д. Н. Шартава // Социология и право. – 2023. – Т. 15, № 1. – С. 115-121.
6. Кайнов, В. И. Понятие и классификация мер административного принуждения / В. И. Кайнов, Л. Г. Кривуля, В. М. Шеншин // Закон и право. – 2023. – № 2. – С. 69-72.
7. Матюнина, Н. В. Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации / Н. В. Матюнина // Студенческий. – 2023. – № 39-7(251). – С. 14-17.
8. Махортова, А. Р. Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации / А. Р. Махортова // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 10(67). – С. 285-289.
9. Медяник, М. С. Меры административного принуждения: понятие, виды и проблема их реализации / М. С. Медяник // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 11(68). – С. 178-184.
10. Меркулов, В. Г. Меры административного предупреждения: теоретические подходы к понятию и классификации / В. Г. Меркулов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2021. – № 6(82). – С. 63-70.
11. Михарская, Д. С. Административное правонарушение как основание применения юридической ответственности / Д. С. Михарская // Ростовский научный вестник. – 2022. – № 5. – С. 116-117.
12. Рейзов, М. Э. Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации / М. Э. Рейзов // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 11(68). – С. 359-363.
13. Синяговская, Д. А. Административное принуждение как разновидность правового принуждения / Д. А. Синяговская // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т. 2, № 5(25). – С. 304-308.
14. Соболева, Ю. В. К вопросу о понятии административного принуждения в условиях реформы контроля и надзора / Ю. В. Соболева // Административное право и процесс. – 2020. – № 11. – С. 49-51.
15. Трегубов, И. С. Вопросы административного задержания как меры административно-процессуального принуждения, применяемой в сфере внутренних дел / И. С. Трегубов // NB: Административное право и практика администрирования. – 2023. – № 1. – С. 59-72.
16. Федорова, В. П. Меры административного пресечения: понятие, правовая природа и значение / В. П. Федорова // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 462-470.
17. Ширшов, Б. В. субъекты административной ответственности / Б. В. Ширшов // Форум. – 2023. – № 2(28). – С. 386-390.