Фрагмент для ознакомления
2
Лидерство изучается на стыке наук: экономики, права, психологии, культурологии, политологии, социологии, философии, этики, и каждая из этих областей науки представляет собой свой вектор лидерства. Лидер – это субъект (лицо) деятельности, способный управлять собой, своими эмо-циями, чувствами, но и который умеет взять на себя ответственность в принятии какого-либо решения, отвечать за поступки людей, т.е. готов воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов социума [10].
Изначально лидерство рассматривалось с политической или духов-но-религиозной точки зрения. Идеалом власти, по мнению Платона, явля-ется объединение понимания и благоразумия.
Конфуций считал, что благородный правитель обладает множеством положительных качеств: он не избыточно добродушен, не вызывает гнева своим принуждением к труду, не жаден в своих стремлениях к удовлетво-рению, не горд в своем величии и вызывает почтение, не показывая жесто-кости.
Наиболее перспективную типологию лидерства предложил Лао-Цзы. По его мнению, лучшим лидером считается тот, которого народ не замеча-ет. На втором месте идет лидер, которого народ обожает, на третьем - ли-дер, которого народ боится, а в самом конце списка находится тот, кого они ненавидят [19].
Н. Макиавелли описал образ самодержца, для которого личная власть не является самоцелью, а лишь средством достижения конкретной политической цели, например, укрепления и объединения государства. Правитель, по его мнению, должен учитывать основные стимулы челове-ческой деятельности, а благодаря способности угадывать самые сокровен-ные желания души управлять людьми.
Согласно учению Г. Гегеля, деяния великих лидеров отражают исто-рическую необходимость и являются надежными представителями миро-вого духа.
Ф. Ницше утверждал, что желание стать лидером - естественное же-лание человека, мораль которого становится препятствием. Он считал, что это оружие слабых, а настоящий лидер имеет право обращаться с ней так, чтобы она не препятствовала его движению.
Г. Спенсер одним из первых выявил четкие различия между теми, кто повелевает, и теми, кто подчиняется, считая их врожденными свой-ствами личности. Т. Карлейль, наоборот, утверждал, что любой человек может стать лидером. Он также разработал их типологию. Ч. Ломброзо выдвинул идею энергичного, но психически ненормального лидера, необ-ходимого консервативному человечеству для движения вперед [9].
Для Г. Тарда подражание последователями лидеру является основ-ным принципом общественной жизни [10].
З. Фрейд считал, что подавленное желание может подлежать субли-мации в стремлении к лидерству. Лидер необходим человечеству, так же как авторитарный отец необходим семье. З. Фрейд рассматривал лидер-ство как сублимацию либидо, как компенсацию низкой самооценки инди-вида.
Желание стать лидером, по А. Адлеру, является компенсацией чув-ства неполноценности индивида. Некоторые современные исследователи опираются на идею харизматического лидера, который, согласно М. Вебе-ру, возникает в периоды взлетов и падений. Харизматическое лидерство, в отличие от рационально-правового, имеет ярко выраженный личный ха-рактер [19].
По мнению Б. М. Басса, лидерство – это универсальное явление, т.к. является важным предметом в исследованиях промышленности, образова-ния и в изучении социальных движений [22].
В конце 1920-х годов появилась «теория черт» Г. Оллпорта, осно-ванная на идеях Ф. Гальтона о роли наследственных факторов в жизни выдающихся людей. Согласно этой теории, "черта" - это устойчивая осо-бенность личности, которая определяет ее поведение в сходных ситуациях. Ряд исследователей, таких как Е. Богардус, Р. Стогдилл, Е. Хантер, Л. Эс-керсон, Л. Зелиш, Дж. Гейер, А. Джордан, были объединены в изучении теории черт [9].
В отечественной науке лидерские качества исследовали Н.К. Михай-ловский, Л. Войтовский, В.М. Бехтерев и др. Исследования были направ-лены на поиск универсальных лидерских черт. В этом процессе изучались разные группы и типы лидеров. Для сбора и анализа данных использова-лись различные методы, такие как наблюдение, биографический анализ, экспертные опросы, социометрия, факторный анализ. Характерной осо-бенностью исследований этого периода было составление перечня лидер-ских черт [15].
В 1920-1930-х годах лидерство начало быть изучено также в смеж-ных с психологией науках, таких как зоопсихология, рефлексология и пе-дагогика. Особый вклад в развитие лидерологии в этот период внес Е.А. Аркин. Его понимание лидера отличалось от взглядов З. Фрейда, и он со-здал программу-методику изучения лидерства, основанную на определе-нии 23 качеств лидера. Е.А. Аркин впервые в отечественной науке изучил половые различия среди детских лидеров [9].
П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие также обратились к про-блеме лидерства в детских группах [15].
Особенностью отечественных исследований лидерства с середины 1960-х по 1980-е годы является формирование исследовательских школ, создание типологий лидеров, адаптация зарубежных методик для изучения лидерства.
В последней четверти ХХ века в лидерологии выделяются современ-ные тенденции: развитие политического и организационного лидерства, появление гуманистического подхода, формирование гендерного и куль-турального подходов.
1.2. Характеристика лидерства
Широкая область применения термина лидерства не позволяет дать ему единственное определение. Наиболее часто используемые определения лидерства концентрируются на личности лидера (лидерцентрированные определения). Согласно этим определениям:
- лидер обладает качествами, которые побуждают других выполнить его задание;
- делается акцент на поведении лидера, управлении деятельностью группы;
- на эффектах лидера, где лидер рассматривается как инструмент до-стижения цели и стимулирует к действию других;
- на процессе взаимодействия между лидером и ведомым, где опре-деления связаны с процессом становления лидерства, идентификации с ли-дером.
В психологии лидерство может быть определено двумя различными способами: как качества характера и как процесс в определённых социаль-ных условиях. В первом случае, лидерство определяется как способность индивида влиять, мотивировать и позволять другим вносить вклад в эф-фективность и успех организации, группы, членами которых они являют-ся, во втором – лидерство рассматривается как процесс, посредством ко-торого человек влияет на группу людей для достижения общей цели [22].
Теории лидерства раскрываются в ситуациональной, функциональ-ной, поведенческой, интегральной и других концепциях, в своем развитии насчитывают более полутора веков.
В отечественной психологии одним из первых попытался раскрыть понятие лидерства Б.Д. Парыгин, разводя понятия «руководство» и «ли-дерство», что получило признание в отечественной науке, описывал ли-дерство как явление, которое связано с регулированием групповых меж-личностных отношений, носящих неофициальный характер; представляю-щее собой феномен микро-среды; возникающее и функционирующее пре-имущественно стихийно [13].
В попытках классифицировать теории лидерства, как правило, к классическим теориям лидерства относят три доминирующих направле-ния: теория черт (структурный подход), поведенческий и ситуационный подходы.
В теории черт считается, что в основе лидерства заложены опреде-ленные психологические черты и качества человека, такие как стремление к ответственности, инициативность, способность влиять на поведение окру-жающих и др.
Несмотря на то, что исследования в рамках этой теории не подтвер-дили изначальных предположений, что лидеры обладают определёнными универсальными качествами, эта теория и в настоящее время находит сво-их сторонников. В настоящее время считается, что иметь личностные чер-ты, которые можно определить как лидерские, ещё не значит быть лиде-ром, но это может быть предпосылкой к его становлению [12].
В поведенческом подходе лидерство рассматривается не как врож-дённое, а как приобретённое качество и рассматривается с точки зрения преобладающей манеры поведения по отношению к подчинённым, которая может быть авторитарной, демократической и пассивной.
Авторитарный стиль руководства присущ лидеру, который едино-лично принимает решения, требователен к подчинённым, осуществляет контроль над их деятельностью, предпочитая давать непрекословные ука-зания исполнителям.
Демократический стиль характеризуется уважительностью и тактич-ностью к подчинённым, лидеры с демократическим стилем руководства делегируют ответственность между всеми участниками группы, стимули-руя проявление их самостоятельности и инициативности.
Пассивный стиль руководства характеризуется отсутствием похвалы, порицаний и предложений со стороны лидера, такой лидер старается пол-ностью переложить ответственность на подчинённых [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеев П.С. Психологические механизмы трансформационного лидерства // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. – № 2 (136). – C.110-116.
2. Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
3. Горелова С.И. Управленческие стереотипы и женское лидерство / С.И. Горелова, К.П. Орлова. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики и управления в условиях новой реальности. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 923-933.
4. Горячкина В.А. Гендерный аспект лидерства в организации // Евразийское научное объединение. – 2015. – Т. 2. №4. – С. 164 – 166.
5. Ерастова А.В. Лидерство: учебное пособие / А.В. Ерастова, О.В. Черкасова. – Саранск: Мордов. гос. ун-т., 2015. – 140с.
6. Замятина Я.А. Гендерные аспекты управления человеческими ресурсами / Я.А. Замятина, И.А. Соколова. В сборнике: Цифровая трансформация экономики: вопросы теории и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Хабаровск, 2021. – С. 56-60.
7. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2016. – 686с.
8. Камышова А.С. Гендерные различия в менеджменте / А.С. Камышова, Т.А. Магсумов. В сборнике: Диалог культур в контексте образовательной деятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев, А.Г. Мухаметшин. – 2020. – С. 194-197.
9. Лейфа И.И. Исторические основы феномена лидерства в зарубежной и отечественной науке / И.И. Лейфа, Е.А. Пенская // Вестник Амурского государственного университета. – 2013. – Вып. 62. – С. 24 – 29.
10. Литвак Р.А. Социальное лидерство в современном социокультурном контексте / Р.А. Литвак, О.Г. Усанова // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – Том 7. № 6А. – С. 217-224.
11. Мартыненко Д.К. Лидерство в малой группе как феномен. В сборнике: Социальные практики и управление: проблемное поле социологии. Материалы IV Сибирского социологического форума с международным участием. Отв. редакторы С.А. Ильиных, С.В. Ровбель, И.И. Щемелева. Новосибирск, 2021. – С. 375-379.
12. Ожигов В.О. Теоретические основы организационного лидерства / В.О. Ожигов, М.А. Гультяева, И.А. Белорусова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – №12-1 (106). – С. 176-180.
13. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. – СПб.: Речь, 2010. – 538с.
14. Петрушихина Е.Б. Этическое лидерство: понятие и проблемы исследования // Вестник РГГУ. – 2016. – №.1 (3) – С.46-55.
15. Почебут Л.Г. Социальные особенности. Психология толпы, социума, этноса. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 284 с.
16. Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник. – М.: Магистр, 2018. – 384 с.
17. Чиликина И.А. Гендерные особенности управленческой деятельности / И.А. Чиликина, Е.М. Бондарь. Конференция: международный молодежный научный форум «Ломоносов-2018». – Москва, 2018. – С. 67 – 71.
18. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. – М.: Инфра - М, 2015. – 358 с.
19. Шаропова З.Ф. Проблемы современной модели лидерства // Научный журнал. – 2021. – №5 (60). С. 70-72.
20. Штылева Л.В. Теоретико-методологические и правовые основы гендерного образования социальных педагогов в высшей школе // Социальная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 98-100.
21. Bang H. Leader-Member Exchange in non-profit sport organizations. The impact on Job Satisfaction and Intention to Stay from the Perspectives of volunteer Leaders and Followers // Nonprofit management & leadership. – 2011. – Vol. 22 (1). – P. 85-105.
22. Bass B. M. The Bass Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Applications (4th ed.). – New York: Free Press, 2009. – 1182 P.
23. Billard M. Women on the verge of being CEO // Business month: Corporate America's mag. N.Y. – 1990. – Vol. 135. – №4. – Р. 26 - 47.
24. Krumrei-Mancuso E.J. Humilility in Servant leadership among Cristian Student Leaders: A longitudual Pilot Study // Journal of Psychology and Theology. – 2018. – Vol. 46 (4). – P. 253-267.
25. Rubens G. Self-awareness and leadership: developing an individual strategic professional development plan in an MBA leadership course the international journal of management education / G. Rubens, A. Schaffer, J.S. Leah, B.S. Schoenfeld // International Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 16 (1). – P. 1–13.