Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологические особенности развития младших школьников 6
2. Анализ понятия «интерес» в психолого педагогической литературе 10
3. Особенности интереса к чтению детей младшего школьного возраста 16
4. Роль внеурочной деятельности в развитии интереса к чтению 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире все стремительно развивается в направлении глобализации и цифровизации. Компьютерные технологии, телевидение, радио и интернет активно расширяются и улучшаются. Объем информации, которую получает молодое поколение из разных источников, значительно больше, чем информация из книг. Хотя семья является первым источником знаний для ребенка, с возрастом у него появляется доступ к другим источникам информации, особенно в начальной школе. Чтение становится для младшего школьника новым и интересным источником информации, который помогает ему расширить свои знания, развить интеллект, воображение, творческие способности и эстетические чувства. Хотя в начальной школе грамматика и чтение воспринимаются как отдельные предметы учебной программы, на последующих этапах чтение становится неотъемлемой частью процесса обучения и приобретения знаний.
Исследования характеристик процесса формирования интереса к чтению проводились в работах многих известных педагогов, психологов и методистов, таких как Архипова О.И., Леонтьев А.А., Белькова А.Е., Климова Е.П. и Светловская Н.Н. Понятие и функции читательского интереса были обсуждены Володиной Т.В., Гончаровой Е.Л., Зобниной М.А., Климовой Е.П. и Макеевой С.Г.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников подчеркивается значение чтения как средства, влияющего на личностное развитие и адаптацию учеников в обществе [1]. Особое внимание уделяется формированию образовательных и читательских компетенций учеников.
Согласно ФГОС начального общего образования, в начальной школе одной из задач по развитию метапредметных компетенций является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Это предполагает, что дети должны научиться осознанному, самостоятельному и избирательному чтению книг [1].
В федеральной образовательной программе начального общего образования намечено достижение таких результатов к концу начальной школы, как «самостоятельный выбор интересующей литературы», «чтение художественного, научно-популярного и учебного текста с интересом» и достижение цели «удовлетворение читательского интереса и приобретение читательского опыта» [2].
Цель исследования – теоретически обосновать психолого-педагогические основы развития интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования – процесс развития интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования психолого-педагогические основы развития интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие «интерес», «интерес к чтению» в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть роль внеурочной деятельности в развитии интереса к чтению.
3) Выявить особенности интереса к чтению детей младшего школьного возраста.
4) Установить роль внеурочной деятельности в развитии интереса к чтению.
Для достижения цели и решения поставленных задач использован комплекс теоретических методов исследования, такие как: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, сравнение и обобщение результатов работы.
Структурой курсовой работы является введение, теоретическая глава, заключение и список литературы.
1. Психологические особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст, согласно классификации возрастного развития Выготского Л.С. и Эльконина Д.Б. [12], наступает после 6-7 лет и длится до 10-11 лет. В это время происходят значительные изменения в психофизиологическом и физическом развитии ребенка, что позволяет ему регулярно посещать школу. Начиная обучение в школе, социальная ситуация развития ребенка радикально меняется: младший школьник становится полноправным участником общества, обладает определенными обязанностями, которые сопровождаются общественной оценкой при их выполнении. В этот период развития ребенок устанавливает новый тип отношений с окружающими, постепенно снижается безусловный авторитет взрослых, а роль детского сообщества становится все более значимой.
При изучении факторов развития человека в разные временные периоды, Леонтьев А.Н. определил учение как главный вид деятельности, который в основном осуществляется в младшем школьном возрасте и формирует личность ученика, создавая предпосылки для развития других видов деятельности. Согласно Леонтьеву А.Н., учебная деятельность представляет собой усвоение системы научных знаний и мыслительных процессов, которые могут быть применены универсально к разным явлениям и ситуациям, где они нужны [22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286. [Электронный ресурс] URL: https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
2. Федеральной образовательной программе начального общего образования // Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372. [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/ (дата обращения: 08.06.2024).
3. Большой Российский энциклопедический словарь // Золотой фонд. Энциклопедический словарь, М.: Большая Российская энцикл., 2009. 187 с.
4. Педагогический словарь: новейший этап развития терминологии // Даутова О. Б., Вершинина Н. А., Ермолаева М. Г. и др.; под общей редакцией Ольги Борисовны Даутовой. Санкт-Петербург, 2020. 327 с.
5. Архипова О. И. Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных методических приемов на уроках литературного чтения / О. И. Архипова, Е. Ю. Мороз // Вестник научных конференций, 2017. 8 с.
6. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
7. Афанасьев П. О. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пед. и учит. ин-тов / проф. П. О. Афанасьев. - 2-е изд., испр. М.: Учпедгиз, 1947. 268 с.
8. Белькова А. Е. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый, 2016. 63 с.
9. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2018. 59 с.
10. Виноградова Н. Д. Сборник программ внеурочной деятельности. М.: Вента- Граф, 2011. 432 с.
11. Володина Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый, 2019. 135 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.
13. Гербарт И. Ф. Психология / пер. А. Нечаева. М.: Территория будущего, 2007. 282 с.
14. Гончарова Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии. М.: Педагогика, 2016. 240 с.
15. Гузеева Н.И. Развитие критического мышления младших школьников // Вестник Донецкого пединститута, 2017. 70 с.
16. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования, 2014. 132 с.
17. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа, 2017. 43 с.
18. Зубова А. В. Мама подростка: как пережить переходной возраст ребёнка // Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 253 с.
19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
20. Климова Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методика и практика, №7, 2013. 117 с.
21. Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015. 40 с.
22. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. 8-е изд. М.: Ленард, 2014. 211 с.
23. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. М.: Юрайт, 2016. 346 с.
24. Макеева С. Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования // Начальная школа, № 9, 2010. 70 с.
25. Редозубов С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе: избранные труды / под ред. Н. С. Рождественского; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т общ. и политехнического образования. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 426 с.
26. Рубинштейн С. А. Основы обшей психологии. М.: АСТ, 2019. 580 с.
27. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 282 с.
28. Степанов П. В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Степанов П. В. М.: Педагогический поиск, 2016. 48 с.
29. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1982. 270 с.
30. Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя / часть 2: растим читателя-творца // Кашкаров А. П. Я и дочь. Читаем вместе. М.: РШБА, 2019. 125 с.
31. Щепетова Н. Н. Методика чтения в начальной школе: Пособие для учителей / Н. Н. Щепетова. М.: Учпедгиз, 1947. 207 с.
32. Щербакова Н. А. Художественная литература как источник психологических знаний: монография / Н. А. Щербакова; Федеральное агентство по образованию, Автономная некоммерческая орг. многоуровневый образовательный комплекс Воронежский экономико-правовой ин-т, Каф. психологии. - Воронеж: Науч. кн., 2008. 147 с.
33. Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина, д-р пед. наук. М.: Знание, 1972. 32 с.