Фрагмент для ознакомления
2
Самым распространенным считается определение понятия правового режима как определенного сочетания правовых средств регулирования, опосредованного императивным методом юридического влияния, который проявляется в том, что субъекты правоотношений занимают юридически неравные позиции.
Необходимость наличия института правового режима секретности, обусловлена тем, что:
– во-первых, режимное регулирование в данной сфере создает условия для формирования специального порядка деятельности государственных органов, предприятий, организаций в сфере работы с секретной информацией, существование которых необходимо как для устойчивого решения задач в области обеспечения безопасности государства;
– во-вторых, публичное управление в сфере работы с секретной информацией в современных условиях требует особых регулятивных свойств правового режима его обеспечения;
– в-третьих, в рамках правового режима работы с секретной информацией субъекты правоотношений имеют возможность эффективно взаимодействовать, заранее определить легальный порядок действий каждого из них, что, в свою очередь, способствовать уменьшению проявлений противоправных действий в этой сфере;
– в-четвертых, правовой режим работы с секретной информацией помогает объединить и дифференцировать правовые и организационные меры, образующих данный режим, в зависимости от характера регулируемых общественных отношений, целей и задач, стоящих перед государственными органами исполнительной власти в сфере работы с секретной информацией [2].
Рисунок 1 Необходимость наличия института правового режима секретности
Руководители государственных органов дел, отдельные работники, владеющие информацией профессионального, оперативного, делового, служебного и иного характера, самостоятельно определяют режим доступа к ограниченной информации, но не устанавливают для нее системы защиты и не обеспечивают ее надлежащую конфиденциальность [3].
Самым распространенным считается определение понятия правового режима как определенного сочетания правовых средств регулирования, опосредованного императивным методом юридического влияния, который проявляется в том, что субъекты правоотношений занимают юридически неравные позиции Режим секретности – это установленный в соответствии с требованиями Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» и иных изданных в соответствии с ним нормативно-правовых актов единый порядок обеспечения охраны государственной тайны [2].
Согласно ст. 1 Закона РФ «О государственной тайне», государственная тайна – это сведения, защищаемые государством, в различных сферах деятельности. распространение которых может привести к нанесению ущербом безопасности РФ.
Правовой режим имеет определенную цель правового регулирования, определяет направление регулирования, характер и построение правового режима.
Целью мер по обеспечению государственной тайны является устранение противоправных действий, причин и условий, которые приводят к утечке и распространение ограниченной информации, а также ликвидация проявлений противоправного доступа к секретной информации [5].
Сущность правового обеспечения режима секретности заключается в регулировании вопросов обеспечения режима секретности.
Правовую основу в сфере охраны государственной тайны составляет система правовых норм, с помощью которых государство организует обеспечение охраны секретной информации, определяет ее субъектов, параметры и компетенцию их деятельности.
Основные мероприятия, которые обеспечивают функционирование правового режима государственной тайны и создают надлежащие условия для функционирования режима секретности, заключаются в выполнении задач и функций, предусмотренных законодательными актами в сфере защиты и сохранения секретной информации.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание предусматривает введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений и на доступ к их носителям и на их распространение [6]. Материальные носители секретной информации подразделяются на следующие виды:
1) документы, в которых содержится государственная тайна;
2) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну;
3) иные материальные носители секретной информации [7].
Рисунок 2 Виды материальных носителей секретной информации
В законодательстве отсутствует унифицированное понятие секретного документа, хотя нормативно закреплены определения содержат указание на его сущность и основные функции.
При этом основные функции документа в нормативно-правовых актах определяются однозначно, а его сущность характеризуется как через понятие «информация», так и через понятие «материальный носитель, содержащий информацию».
Документ определяется как информация, зафиксированная на материальном носителе, основной функцией которого является сохранять и передавать ее во времени и пространств.
Основными функциями документа является сохранения и передача информации во времени и пространстве [8].
Правовой режим секретности можно определить как определенное сочетание правовых средств регулирования, опосредованного императивным методом юридического влияния, который проявляется в том, что субъекты правоотношений занимают юридически неравные позиции
Уровень секретности зависит от степени опасности разглашаемых сведений и ответственности, которую может понести разглашающий. Совсем необязательно, что человек, так или иначе рассказывающий посторонним лицам государственную тайну, должен быть привлечен к ответственности [9]. Здесь многое зависит от:
– времени, которое прошло с момента получения секретных сведений – собственно уровня секретности информации.
На документы, содержащие хоть сколько-нибудь секретную информацию или государственную тайну ставят следующие отметки, называемые грифами:
секретно,
совершенно секретно,
особой важности,
«несекретно»,
ДСП («для служебного пользования»).
1.2. Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну как средство обеспечения сохранности секретной информации
Лицо, которому был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне и реально был знаком с ней, может быть ограничен в праве выезда на постоянное место жительства в иностранное государство до рассекречивания соответствующей информации, но не более чем на пять лет с момента прекращения деятельности, связанной с государственной тайной.
Пользователями информационных ресурсов (в части их касающейся) являются:
заказчики, подрядчики и другие партнёры организации;
органы государственной власти и местного самоуправления;
налоговые органы в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
суды и правоохранительные органы, имеющие в производстве дела, связанные с деятельностью организации;
работники организации;
иные лица, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.
Рисунок 3 Пользователи информационных ресурсов
На объектах информатизации имеются следующие основные категории пользователей (в части их касающейся), которые должны иметь различные полномочия по доступу к информационным, программным и другим ресурсам:
лица, заинтересованные в получении сведений;
пользователи прикладного программного обеспечения и СУБД баз данных (конечные пользователи предприятий, организаций и учреждений);
ответственные лица за ведение баз данных (ввод, корректировка, удаление, архивирование, резервирование, дублирование данных БД);
администраторы серверов (файловых серверов, серверов приложений, серверов БД) и ЛВС;
системные программисты (ответственные за сопровождение общего программного обеспечения) на серверах и АРМ пользователей;
разработчики прикладного программного обеспечения;
специалисты по обслуживанию технических средств вычислительной техники;
администраторы и специалисты по защите информации (информационной безопасности);
должностные лица, осуществляющие технологические процедуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).
2. Бакланов Л.А. Допуск участников негласных оперативно-розыскных мероприятий к государственной тайне // Оперативно-розыскное право. 2020. № 1 (2). С. 38-40.
3. Борисов М.А. Правовое регулирование допуска и доступа к информации в условиях цифровой экономики: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "московский государственный университет имени М.В.Ломоносова". 2023
4. Быконя А.В. Проблемные аспекты правового регулирования допуска должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну // Modern Science. 2020. № 12-4. С. 207-213.
5. Верченко Н.И., Шаронов А.В. Незаконное пересечение государственной границы российской федерации: вопросы ответственности // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2023. Т. 20. № 4. С. 93-100.
6. Виноградова Е.В. Нормативное регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами // Образование и право. 2023. № 9. С. 406-409.
7. Виноградова Е.В. Нормативное регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами // В сборнике: Актуальные проблемы правового регулирования труда и социальной защиты в условиях действия специальных мер в сфере экономики (Ивановские чтения). Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Отв. редактор С.Ю. Чуча. Москва, 2023. С. 59-65.
8. Губарев В.В. Построение автоматной модели системы допуска к государственной тайне на основе IDEF0-модели // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2021. № 4 (36). С. 77-82.
9. Королев И.Д., Губарев В.В. Автоматизация системы допуска к государственной тайне // Информационная безопасность - актуальная проблема современности. Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности. 2020. № 2-1 (13). С. 25-29.
10. Ложкин Ю.А. К вопросу о допуске лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, к сведениям, составляющим государственную тайну // Вестник Пермского института ФСИН России. 2023. № 2 (49). С. 91-97.
11. Маслов А.А. О некоторых особенностях закона республики Беларусь "Об оперативно-розыскной деятельности" // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 98-106.
12. Миронов А.А. Допуск к государственной тайне лиц со стороны защиты в уголовном процессе // Вопросы российской юстиции. 2021. № 12. С. 348-354.
13. Николаев С.А., Болтнева А.С. Программа контроля работником трудового распорядка и прогнозирования размера оплаты труда за работу // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2023664464, 05.07.2023. Заявка № 2023663853 от 30.06.2023.
14. Оленева Н.Р. Организационная модель взаимодействия участников в процессе оформления сотрудникам допуска к государственной тайне // В сборнике: Двадцать седьмая годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина: Февральские чтения, посвященные годовщине победы в Великой Отечественной войне. Национальная конференция: сборник статей. 2020. С. 501-504.
15. Порядок прекращения допуска к государственной тайне или отказа в допуске к государственной тайне лицу в связи с наличием у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу / Третьяков О.П., Маляров А.И., Киреев И.В., Евтушенко А.С., Шапошников С.А. // Информационная безопасность - актуальная проблема современности. Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности. 2021. № 1 (14). С. 345-347.
16. Программа оформления допуска к государственной тайне / Королев И.Д., Губарев В.В., Никитин Д.С. // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2022666121, 25.08.2022. Заявка № 2022665418 от 17.08.2022.
17. Пупко С.В. Автоматизированная система управления процессами допуска к государственной тайне (АС "ДОПУСК") // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2020613468, 17.03.2020. Заявка № 2020611438 от 12.02.2020.
18. Пупко С.В. Автоматизированная система управления процессами допуска работников АО АСЭ к государственной тайне (АС "ДОПУСК АСЭ") // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2023611034, 16.01.2023. Заявка № 2022686409 от 28.12.2022.
19. Редкоус В.М. Некоторые особенности регламентации трудовых отношений в связи с допуском граждан к государственной тайне // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 189-192.
20. Система электронного учета выезда работников за границу / Синицин В.А., Попова А.Л., Перегудов Д.Н., Мигдалович А.Е., Чабаненко М.Н. // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2023665163, 12.07.2023. Заявка № 2023664014 от 03.07.2023.
21. Смирнова Э.С., Потанина И.В. Ограничение прав должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне // В сборнике: Актуальные проблемы защиты прав и свобод личности: теория, история, практика. Материалы 21-ой заочной Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Потаниной. Воронеж, 2023. С. 114-119.
22. СПО "Свиток 3.1: СЭД" // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2023618971, 03.05.2023. Заявка № 2023617721 от 26.04.2023.
23. Степанова В.В. Особенности регулирования труда работников, имеющих допуск к государственной тайне // В сборнике: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник научных трудов международных научно-практических конференций. Отв. редакторы: В.П. Вершинин, А.Л. Третьяков. Москва, 2023. С. 860-867.
24. Титова Е.А. О значимых новеллах законодательства в сфере правового регулирования государственной тайны // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 6. С. 139-146.
25. Харитонов С.С. О последствиях прекращения военнослужащим допуска к государственной тайне // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. № 10 (279). С. 33-42.
26. Цепляева Д.Д., Миликова А.В. Государственная тайна как объект уголовно-правовой охраны // Интернаука. 2023. № 42-3 (312). С. 45-46.
27. Чиканова Л.А. Прекращение работнику допуска к государственной тайне как основание расторжения с ним трудового договора // Хозяйство и право. 2020. № 6 (521). С. 37-47.