Фрагмент для ознакомления
2
Субъекты в обществе наделены таким замечательным качеством, как сознание.
В науке есть утверждение, что правосознание определено как опреде-ленная сумма концепций, правовых идей и правовой психологии. Но счита-ется, что развитое правосознание - это такое правосознание, которое сочета-ет правовые составляющие в большей степени выражены, чем эмоциональ-ные.
И.А. Ильин русский философ посвятил большое количество своих ра-бот определению категории «правознания». По мнению И.А. Ильина, сущ-ность права - это в основном душевная и духовная составляющая.
Он относился к сторонникам нормативной теории права. По его мне-нию, «право стало основным атрибутом духа, его способом жизни, его са-мым основным проявлением. был ярким представителем этико-нормативной теории права» .
Человек с правосознанием - это гражданин своего государства. Совсем иначе рассматривается правосознание подданного. Гражданин чувствует се-бя абсолютно свободным человеком, он хозяин своего государства, он ува-жает себя и может уважать других. Его взгляд на государство и его руково-дителя такой как на инструмент проявления своих личных и общих интере-сов.
А вот человек, который является, подданным, он не чувствует себя сво-бодным, он зависим он того государства, где находится, и конечно от его ру-ководителя. Подданному для того, чтобы приобрети какие-либо благо, надо выполнять прихоти государства и руководства. Подданному не дана воз-можность уважать себя, он в основном преклоняет голову перед руковод-ством, он считает его «Величеством».
В юридической правовой доктрине высказывались также мнения, в ко-торых правосознание можно отождествить с правом . Такая позиция пред-ставляется спорной.
По мнению Г.В. Назаренко, «правосознание можно представить как определенную систему правовых знаний, умений, даже чувств и эмоций, ко-торые выражают отношение к праву, к той юридической практике, которая существует» .
Согласно мнению Р.К. Русинова правосознание это «такая система чувств и представлений, которые выражают определенное отношение людей к различного рода правовым явлениям, к общественной жизни вокруг них, которое происходит путем восприятие мыслительных и чувствительных об-разов» .
Согласно мнению М.И. Еникеева «правосознание определяется как определенная сфера сознания человека, связанная с отражением правозна-чимых явлений, также совокупность определенных взглядов и идей, которые выражают отношение людей, различных социальных групп к самому инсти-туту праву и законности, их представления о должном правопорядке, о пра-вомерном и неправомерном» .
Самой важной составляющей сознания индивида, является правосозна-ние, так как от него зависит возможность нормального и эффективного соци-ального бытия, и реализации нравственного потенциала.
Правосознание также является одной из форм большого общественно-го сознания, оказывающую воздействие на различные факторы, в том числе социальные, культурные, политические экономические, помимо этого мо-ральные, религиозные и другие .
Одним из общепризнанных считается определение понятия «правового сознания», данное Н. М. Юрашевичем. По его мнению, - это «система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оце-ночное отношение к ней (социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества, к прошлому, действующему и ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморе-гулятора) их поведения в юридических ситуациях» .
С. А. Комаров считает, что правовое сознание представляет собой «форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни» . Кроме этого, у С. А. Комарова есть еще одно определение правосознания: – «это сложное явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков положительного правового поведе-ния» .
М. М. Рассолов, В. О. Лучин, Б. С. Эбзеев в своем учебном пособии дают следующее определение для правосознания – «совокупность чувств, настроений, идей, представлений, взглядов и т.д., в которых выражено от-ношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым юридическим нормам» .
В результате обобщения трудов теоретиков, И. Ю. Лимаренко в науч-ной статье изложил возможность определения основных признаков правосо-знания:
«правовое сознание существует внутри общественного;
в правовом сознании отражается правовая действительность;
составляет правосознание совокупность взглядов, идей, настрое-ний, представлений, ценностных ориентаций, эмоций, знаний, теорий, уста-новок, оценок, убеждений, привычек, чувств и переживаний;
определяет субъективное отношение к действующему праву;
определяет поведение субъектов в юридически значимых субъек-тах;
создает представления о желаемом праве» .
В целом, стоит заключить, что правовое сознание – «это очень слож-ный культурный феномен, в котором воедино связаны осознание установ-ленных в обществе формальных границ правомерного и неправомерного и отношение к ним конкретного субъекта, оценивающего, критикующего, со-относящего свои ценности, потребности и надежды с возможностями и огра-ничениями, которые заложены в праве» .
В этой работе мы будем придерживаться точки зрения большинства авторов, которые полагают, что правосознание состоит из двух основных взаимообусловленных элементов, из двух уровней отражения правовой ре-альности: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая идеология – это «совокупность систематизированных теоре-тически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права» .
Иными словами она представляет собой познавательную сторону (взгляды, идеи, знания). Правовая идеология есть результат обобщения уже существующих взглядов на право и государство. Проявляется это в следую-щих идеях:
каким должно быть право;
каким должно быть правовое регулирование;
какие принципы должны ложиться в основу правового регулиро-вания;
что собой должна представлять структура права и т.д.
Если говорить о государствах с демократическим правовым режимом, то здесь правовая идеология имеет огромный нравственный потенциал, ко-торый находит свое выражение в усилении ценности прав и свобод человека и гражданина .
Такой элемент правового сознания, как «правовая психология» может быть рассмотрена как стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, зако-нодательство, другие юридические феномены . Она характеризует собой непосредственную реакцию людей на различные правовые явления или пра-вовые факты. Процесс возникновения правовой психологии происходит сти-хийно, в результате взаимодействия людей под воздействием ежедневных жизненных условий.
Два структурных компонента правосознания, правовая идеология и правовая психология, находятся во взаимной зависимости и тесной связи между собой. Взаимно дополняя друг друга, правовая идеология как синтез правовых знаний и правовая психология как отражение обыденного уровня жизни в немалой степени оказывают влияние на формирование правосозна-ния личности.
Правосознание как форма общественного сознания определяет отно-шение общества к праву и закону в целом, правовой системе государства, юридической практике, государственной идеологии, нормам морали, нацио-нальной и общечеловеческой культуре.
Л. И. Петражицкий, основоположник психологической теории права, разработчик концептуальных основ для понимания связи права и психоло-гии, учения о соотношении права и морали и роли права в регулировании общественных отношений, отмечал, что правосознание и представления о праве значительно ближе друг к другу; они отвечают на вопросы «что такое правильно?», «каков критерий юридической правомерности?», «как связаны право и мораль?» .
В настоящее время можно выделить три важных направления в разра-ботке концептуальных основ правового понимания, определяющих место права в государстве и обществе и, соответственно, цель и источник правово-го сознания.
Правосознание, являющееся составной частью правовой культуры, включает в себя систему ожиданий и установок. Психология установок пред-ставляет различные термины и интерпретации феномена установки, что обу-словлено существованием многочисленных форм установки, а также акцен-тированием ее специфических индивидуальных проявлений за счет других. Это создает препятствие для формирования соответствующего понимания как интегрированного психофизического состояния готовности индивида к действию.
Термин «правовая культура» используется для объединения целого ряда явлений в одну, очень общую, категорию. Это явление понимается как идеи, ценности, ожидания и отношение к праву и правовым институтам, от-носящиеся к группе или обществу.
По мнению Л. Фридман, правосознание - это те части общей культуры - обычаи, мнения, способы действий и мышления, - которые склоняют соци-альные силы в сторону принятия и следования закону, либо в сторону про-тиводействия правовым нормам .
Правосознание связано с микросоциальным уровнем и затрагивает конкретных людей. Изучение правового сознания прослеживает способы восприятия и интерпретации права конкретными людьми. Это, в частности, подразумевает убеждения, отношения и ценности людей.
В структуре индивидуального правосознания можно выделить следу-ющие компоненты:
правовые знания;
эмоции и установки;
готовность к правомерному поведению (фактическому поведе-нию).
Адаптивная деятельность, протекающая на уровне личности (или на уровне нормативных действий), подразумевает существование определенной формы фиксированного, или диспозиционного, набора.
В данном контексте термин «диспозиционный набор» используется произвольным образом, поскольку диспозиция подразумевает либо склон-ность, либо опыт. Чтобы изменить фиксированные диспозиционные установ-ки и приспособить их к изменчивой среде, возникает необходимость в фор-мировании новых ситуационных установок.
Высокий уровень дифференциации, наряду с последовательностью и максимальной эффективностью поведения, совместимостью, обеспечивает по-вторную актуализацию всего набора, даже когда затрагивается только один из компонентов, и, следовательно, воспроизведение поведения. Только пол-ностью дифференцированный набор, характеризующийся адекватным уров-нем готовности, способен обеспечить оба необходимых компонента правовой культуры - правосознание и правовое поведение.
Диспозиционный набор характеризуется высоким уровнем дифферен-циации его компонентов. Высокий уровень дифференциации связан с высо-ким качеством компонентов (например, знаний в когнитивном компоненте). Согласно расширенной модели процесса дифференциации, набор развивает-ся из диффузного набора в фиксированный диспозиционный набор, а затем снова в ситуационный набор.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон РФ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.
3. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. № 151.
Специальная литература
4. Абызов Р. М., Абызова Е.Р. Правовая культура и правовое сознание как признаки правового государства // Философия права. 2012. № 4 (53). С. 28-46.
5. Адаева О.В., Картыгин Н.С. Значение правового просвещения в правовоспитательном процессе как средства борьбы с правовым нигилизмом // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 6 (57). С. 107-111.
6. Бабаев В. К., Баранов В. М., Общая теория права: краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 1998. 524 с.
7. Баранов П.П. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Ростов-на-Дону. 2006. 328 с.
8. Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. №5. С. 19–34.
9. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. 232 с.
10. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учеб. Пособие для вузов / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; ред. В.А. Кучинский. - 2-е изд., доп. Минск: Интегралполиграф, 2009. 655 с.
11. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2011. 325 с.
12. Жулева М. С. Правовая культура: российские и зарубежные реалии: монография / М. С. Жулева, И. В. Изюмов, И. В. Шулер. Тюмень: ТИУ, 2022. 160 с.
13. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. 322 с.
14. Китаев Д.В. Деформация правового сознания: юридические способы преодоления // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019. Т. 4. № 11-2. С. 90-94.
15. Кленина Е. А., Песков А. Е. Роль политической социализации молодежи в сохранении демократического потенциала общества // Вестник АГТУ. 2014. № 2 (58). С. 110 - 113.
16. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Москва, 1998. 496 с.
17. Лимаренко И. Ю. Существенные признаки правосознания // Общество и право. 2009. №4. С. 55–57.
18. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1978. 295 с.
19. Матузов Н.И. Правовой нигилизм в свете российского менталитета // Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. 382 с.
20. Моджина Н. В. Правовой нигилизм и правосознание россиян. // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 2. С. 455-459.
21. Назаренко Г.В. Теория государства и права. М., 2006. 456 с.
22. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2007. 452 с.
23. Правовое воспитание и правосознание студентов неюридических специальностей (направлений подготовки). М., 2014. 278 с.
24. Радкевич А.Л. Социальные интернетпрактики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 32 с.
25. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2012. №10. С. 59–70.
26. Теория государства и права /Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. Москва, 2000. 462 с.
27. Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: актуальные аспекты теории и методологии // Российский юридический журнал. 2010. №5. С. 50–57.
28. Шафигуллина, П. Р. Правосознание и правовая культура: современное состояние и проблемы / П. Р. Шафигуллина, К. А. Лягин // Педагогика, психология, общество : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 июня 2020 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 186-189.
29. Шлепакова Н.А. Правовой нигилизм как разновидность социального нигилизма. В сборнике: Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) материалы международной научно-теоретической конференции молодых исследователей: в 2 т. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2017. С. 185-187.
30. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. №2. С. 177.