Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с Декларацией о евразийской экономической интеграции, был заключен Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступил в действие 01.01.2015 года.
Официальный сайт в сети Интернет: eaeunion.orq.
Считается, что исторически формирование Евразийского экономического союза началось в 1995 году, когда было подписано Соглашение между Республикой Белоруссией, Республикой Казахстаном и Российской Федерацией о Таможенном союзе.
Евразийский экономический союз является международной региональной организацией, созданной для интеграции и укрепления сотрудничества между государствами, а также для обеспечения устойчивого экономического роста государств-членов, в интересах повышения жизненного уровня населения, формирования единого рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы.
В настоящее время в состав ЕАЭС входят такие государства, как Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Именно территории данных государств составили единое экономическое пространство, на котором между государствами-членами проводится единая согласованная политика, обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также применяются единые меры регулирования внешней торговли.
Функционирование Евразийского экономического союза, как это закреплено в договоре, основывается на взаимном уважении, равноправии и учете национальных интересов, добросовестной конкуренции и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.
В Договоре ЕАЭС в качестве основных целей выделены следующие:
- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
В пределах, установленных Договором и международными договорами, государства-члены осуществляют скоординированную и согласованную политику.
При принятии решений в ЕАЭС страны-члены имеют неравные права, согласно различиям их вклада в бюджет. Россия имеет 40% голосов, Республика Беларусь и Республика Казахстан по 20%, Кыргызстан – 10%.
Итогом ЕАЭС является создание договорно-правовой базы многостороннего сотрудничества, установление единых правил работы на внешнем рынке.
В рамках ЕАЭС создан Таможенный союз, который представляет собой форму торгово-экономической интеграции, в рамках которой предусматривается формирование единой таможенной территории, на которой не применяются таможенные пошлины, меры нетарифного регулирования и другие защитные меры. Действует Таможенный кодекс Таможенного союза и Комиссия Таможенного союза. Работает единая система таможенного регулирования на таможенной территории. Приняты документы по таможенному администрированию, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы. Применяются единые правила определения таможенной стоимости и страны прохождения товара. Организовано ведение таможенной статистики взаимной торговли стран-членов.
Формирование Таможенного союза создало благоприятные условия для роста торговли и экономики, развития свободной конкуренции и усиления инновационной активности стран-участниц.
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Евразийская интеграция с 1995 года прошла большой исторический путь. ЕАЭС преследует конкретные цели повышения эффективности экономического развития стран-членов, увеличения благосостояния и повышения качества жизни граждан посредством результативной нормативно-правовой базы.
1.2. Структура управления Евразийским экономическим союзом
Управление Евразийским экономическим союзом осуществляется организациями, представленными на рисунке 1.
Рисунок 1 – Органы управления ЕАЭС
Высшим органом управления ЕАЭС является Высший совет, который созывается не реже одного раза в год и определяет стратегию и перспективы развития. Председателем Высшего совета является государство-член, избирается по алфавиту на один год.
Высший совет рассматривает вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей ЕАЭС. Решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета принимаются консенсусом, т.е. решение по спорным вопросам на основе общего согласия, путем обсуждения и взаимных уступок.
Межправительственный совет является органом Союза, состоящим из глав правительств государств-членов (премьер-министры), его заседания проводятся не реже 2 раз в год.
Межправительственный совет осуществляет следующие основные полномочия по обеспечению исполнения международных договоров, рассматривает вопросы по которым не достигнут консенсус, одобряет проекты бюджетов, утверждает методологию финансово-хозяйственной деятельности и другие.
Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий исполнительный орган. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Комиссия принимает решения, распоряжения и рекомендации. Комиссия располагается в г. Москва.
В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждого государства-члена, являющегося заместителем главы государства. Он осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в ЕАЭС, а также общее руководство деятельностью Комиссии, в том числе организует работу по совершенствованию правового регулирования деятельности, вносит на утверждение Высшего совета основные направления интеграции, рассматривает вопрос об отмене решений Комиссии, принятых Коллегией Комиссии или внесение в них изменений, одобряет проект бюджета и осуществляет иные функции и полномочия.
Коллегия Комиссии является исполнительным органом ЕАЭС и состоит из членов Коллегии, один из которых является Председателем Коллегии Комиссии. Формируется она из представителей государств-членов исходя из принципа равного представительства государств-членов. Члены назначаются на 4 года с возможным продлением полномочий.
Суд Союза – постоянно действующий судебный орган, располагается в г. Минск.
Финансирование деятельности ЕАЭС осуществляется за счет бюджета, который формируется из долевых взносов государств-членов, в рублях, в пропорциях Высшим советом.
Бюджет ЕАЭС балансируется по доходам и расходам, на финансовый год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Для управления Евразийским экономическим союзом созданы органы, в том числе Высший совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд евразийского экономического совета. Договором каждому из органов управления определены полномочия, в соответствии которыми они осуществляют свою деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета /В.П. Васильев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 164 с. – (Серия: Бакалавр и специалист). ISBN 978-5-534-05544-3.
2. Государственное регулирование деятельности социально-ориентированных коммерческих организаций: монография /А.В. Барков, Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко [и др.]. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 181 с. ISBN 978-5-16-014208-1.
3. Добросоцкий В.И. Государственное регулирование экономики: учебник /В.И. Добросоцкий; Моск. Гос. ин-т междунар. Отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, каф. Государственного управления и права. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 414 с. ISBN 978-5-9228-1760-8.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе //eec.eaeunion.orq (дата посещения 08.04.2024 г.).
5. Евразийская экономическая комиссия. Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития» //eec.eaeunion.orq (дата посещения 08.04.2024 г.).
6. Ермолаев К.Н. Основы экономической теории (системный подход): учебник / К.Н. Ермолаев, М.Е. Коновалова, О.Ю. Кузьмина. – Москва: Директ-Медиа, 2023. – 512 с.
7. Игонина Л.Л. Денежные доходы населения: динамика, структура, инвестиционный потенциал //Финансы. 2022. - № 5. - С. 10-16.
8. Исраилова Э.А. Значение Евразийского союза в защите экономических интересов России /Э.А. Исраилова //Глобальный мир: многополярность, антикризисные императивы, институты: Материалы У Международной научно-практической конференции в 3-х томах, Ростов-на-Дону, 22-24 мая 2014 года /под ред. М.А. Боровской, Ю.М. Осипова, А.Ю. Архипова. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2014. – С. 368-373.
9. Кусаинов Б.О. Тенденции и перспективы развития Евразийского экономического союза //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13. № 6А. С. 670-675. DOI: 10.34670/AR2023.50.74.082.
10. Мигранова Л.А., Жаромский В.С. Методы оценки уровня и дифференциации доходов населения //Народонаселение, 2020. Т. 23. № 4. С. 26-39.
11. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. /Росстат. – М., 2022. – 691 с. //https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf. (дата обращения 09.04.2024).
12. Руденко И.В. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: учебно-методическое пособие /И.В. Руденко. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. – 156 с. ISBN 978-5-7779-2379-0.
13. Сидорычев М.В. Роль международных транспортных коридоров в процессе глобализации экономик стран ЕАЭС //М.В. Сидорычев, Н.Н. Решетникова // Актуальные проблемы науки и техники. 2021.: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 17-19 марта 2021 года – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2021. – С. 585-586.
14. Соленая Т.В. Влияние таможенных платежей на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС /Т.В. Соленая, Д.Д. Былкова [электронный ресурс] //А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). – 2021. - № 4.
15. Социально-экономическая статистика: учебник для бакалвров /под ред. М.Р. Ефимовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 591 с.
16. Статистика ЕАЭС. Валовой внутренний продукт //eec.eaeunion.orq (дата посещения 08.04.2024 г.).
17. Цыпин И.С. Государственное регулирование экономики: учебник /И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с. ISBN 978-5-16-006866-4.
18. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник /Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д. э. н. Г.П. Журавлевой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2021. – 920 с.