Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция Российской Федерации в ч.1 статье 38 содержит положения о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
Этим признается, что семья, брак и рождение детей является не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое общественное значение.
Социально-экономические перемены, происходящие в стране, изменили понятие семьи, ее функции в обществе.
Семья рассматривается, как сфера самореализации личности, для которой характерно формирование партнерских отношений внутри семьи и с государством.
Изменились стандарты массового сознания, которые постепенно находят отражение в законодательстве.
Право в области отношений между супругами, делает акцент на равенстве мужчин и женщин и оставляет им больше свободы, чем прежде, расторгать семейные узы.
Важной составляющей защиты семьи, материнства, отцовства и детства является приоритет интересов ребенка. Забота о детях, их воспитании объявлены в Конституции Российской Федерации равным правом и обязанностью родителей (Гл.2 ст.38), следовательно, родители не вправе перекладывать функцию заботы о детях и их воспитании на государство.
Важная значимость в регулировании семейных отношений продолжает принадлежать конституционному праву.
Вытекает это из особенностей норм этой отрасли, поскольку своеобразной мишенью конституционно-правового регулирования является внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны, в том числе и в семейные отношения.
Конституция занимает ведущее место во внутригосударственном механизме реализации и защиты семейных отношений, поскольку не только закрепляет и провозглашает перечень основных семейных прав и свобод человека, но и по своему статусу призвана быть высшим юридическим гарантом их осуществления и правовой защиты.
Изложенное говорит об актуальности темы изучения и ее значимости для науки конституционного права.
Цель – выявить особенности конституционно-правовых основ защиты и поддержки семьи с детьми. Задачи:
исследовать теоретические аспекты конституционно-правового статуса семьи в Российской Федерации;
определить понятие и содержание конституционно-правового статуса семьи;
исследовать систему конституционных прав на защиту и поддержку семьи и детства;
изучить конституционно-правовое обеспечение права на защиту и поддержку семьи с детьми и многодетных семей в социальном государстве;
проанализировать конституционное и правовое закрепление прав на защиту и поддержку многодетных семей;
выявить конституционно-правовой механизм защиты и поддержки семей с детьми и многодетных семей.
Объект – правовое положение семей с детьми. Предмет - конституционно-правовые основы защиты и поддержки семьи с детьми.
Теоретическую базу исследования составили труды российских ученых в области теории права и государства, конституционного и семейного права: О.Ю. Косовой, В.Ф. Кузнецова, В.А. Лебедева, В.В Лаптева, Р.Г. Орехова, Ю.Ф. Беспалова, С.С. Алексеева, Н.А. Богдановой, Е.И. Козловой, А.И. Ильина, Н.С Бондарь, А.Н. Кокотова, Г.А. Гаджиева, Е. А. , Лукашевой, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, П. Е. Недбайло, Н. В. Витрука, В. В. Копейчикова, В. Н. Кудрявцева, В. А. Кучинского, М. Ф Орзиха.
Структура курсовой работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты конституционно-правового статуса семьи в Российской Федерации.
1.1 Конституционно-правовой статус семьи: понятие и содержание
Понятие «Семья», как и понятие «Брак», не закреплено в действующем законодательстве РФ, возможно, это связано с тем, что оба эти понятия включают в себя не только гражданские, но имущественные и личные правовые отношения.
Характерные черты этих определений совпадают и объединяют понятия Семья, материнство, отцовство и детство в целом.
Эти понятия затрагивают аспекты семейной жизни как на бытовом, так и на законодательном уровне. Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [1, 2].
Несмотря на разнообразие нормативных правовых актов, принятых в сфере защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства, одной из наиболее актуальных проблем современной России являются семейные проблемы, которые выражаются в алкогольной или наркотической зависимости одной или нескольких семей. членов, в семейных конфликтах, насилии, жестоком обращении с детьми и т. д.
Причины семейных проблем зачастую связаны с резкими изменениями в экономике, политике и социальной сфере жизни, что чаще всего затрагивает материальную сторону семьи, что приводит к конфликтам и проблемам во взаимоотношениях между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов по работе с малообеспеченными семьями.
К ним относятся такие нормативно-правовые акты, как Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации.
Наряду с федеральным законодательством развивается региональная законодательная база, внедряются и публикуются нормативные правовые акты, концепции и программы, направленные на приведение семьи в стабильное состояние и социальную поддержку.
В состав организаций, осуществляющих оказание социальной поддержки, входят:
органы исполнительной власти и иные органы, в полномочия которых входит организация и (или) оказание медицинской, психолого-педагогической, юридической, социальной помощи, не связанной с социальным обслуживанием;
- медицинские учреждения и организации;
- образовательные учреждения и организации;
- учреждения и организации культуры;
- учреждения и организации молодежной политики и спорта;
- службы занятости;
- другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних;
- социально ориентированные некоммерческие организации;
- учреждения и организации социального обслуживания и социальной поддержки населения;
- органы местного самоуправления» [3]
Органы системы профилактики призваны оказывать помощь семьям и отдельным лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Республиканский ресурсный центр под руководством А.Н.Таболиной, О.Н.Шаховой, Н.Г.В 2019 г. Гуменной разработано и издано учебно-методическое пособие «Внедрение технологии раннего выявления проблем семьи в рамках организации социальной поддержки».
Для достижения этой цели стратегия работы предполагает:
- смещение акцента с преодоления неблагополучной ситуации на поддержку семьи, активацию ее внутреннего потенциала;
- переход от экстренного вмешательства в семейные и детские проблемы к прогнозированию и решению возникающей проблемы на ранней стадии;
- переход от тактики контроля к тактике партнерства с семьей и максимальной открытости.
Формируется комплексная система поддержки семьи, целью которой является предупреждение семейных проблем, создание условий для своевременного выявления семей, нуждающихся в поддержке.
Социальная поддержка семьи – это комплекс мер, направленных на предупреждение и преодоление семейных проблем на основе межведомственного взаимодействия, а также содействие семье в оказании медицинской, психолого-педагогической, юридической, социальной помощи» [5].
При изучении федерального и регионального законодательства в области защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства, а также, казалось бы, налаженной работы системы профилактики и социальной поддержки семьи, был выявлен ряд серьезных недостатков: В неблагополучных семьях, что неоднократно рассматривалось Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, он состоит на учете в Управлении по делам несовершеннолетних МВД.
На сегодняшний день за невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, в нарушение родителями части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, статей 63, 64 Семейного кодекса РФ, Российской Федерации подготовлены материалы дела в суд об ограничении родительских прав в отношении несовершеннолетних.
Причиной неблагополучия этой семьи является ее низкий уровень доходов, а также отсутствие возможностей для полного и полного удовлетворения всех потребностей детей в семье. На этом основании, требуя от родителей современные гаджеты, стильную одежду и многое другое, дети стали уходить из дома, скитаться и совершать мелкие кражи и другие правонарушения.
В очередной раз при проверке жилищно-бытовых условий органы системы профилактики обнаружили застолье родителей, сделали поспешные выводы, соответствующие записи и так далее.
Вскоре детям захотелось свободы и приключений, поэтому их поймали на улице сотрудники Департамента по делам несовершеннолетних МВД и отправили в приют, согласно «Акту о сдаче документов, удостоверяющих личность и регистрации несовершеннолетних». бездомный и безнадзорный несовершеннолетний» [4].
Дальше.. работа с семьей ОВД несовершеннолетних МВД, ОТД, запугивания, угрозы и как следствие подготовка материалов дела в суд... На первый взгляд все разумно и законно, родители не справляются, еще и пьют - семья неблагополучна.
Но вернемся к деятельности служб, оказывающих помощь семьям на ранней стадии кризиса, что позволило бы оказать своевременную помощь и индивидуально подойти к решению проблемы, приведшей к ситуации нарушения прав семьи, ребенок, где наиболее эффективно межведомственное взаимодействие в оказании помощи как семье, так и ребенку?
Как правило, вся работа начинается именно тогда, когда проблема назрела и семья перестает быть единой ячейкой общества, а органы системы профилактики «встают на сторону детей» и стараются защитить их от родителей, а не от родителей, чем способствовать сохранению кровной семьи.
Еще один момент, несмотря на то, что дети покинули свои дома, они были поставлены на учет, и органы профилактики были с ними знакомы, поэтому на основании чего дети были смешаны и помещены в приюты, отобранные из семей у нерадивых родителей.
Данный факт противоречит нормам статьи 68 Семейного кодекса Российской Федерации, где «Родители имеют право требовать возвращения ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или не на основании решение суда.
В случае возникновения спора родители имеют право обратиться в суд за защитой своих прав» [2].
В случаях, когда существует реальная угроза жизни и здоровью ребенка, алгоритм действий четко определен законом, и необходимо применять нормы статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации о «Выборе ребенка в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью» [2].
На практике органы системы профилактики, а в данном случае опеки, не желают идти на этот шаг, во-первых, сроками подготовки необходимых документов: решения муниципального органа об отборе;
уведомление прокуратуры;
направление иска в суд в семидневный срок о лишении родительских прав или об ограничении их родительских прав, во-вторых, бремя доказывания законности отбора и наличия в момент отбора реальной угрозы для ребенка.
На сегодняшний день эта проблема известна и обсуждается в органах власти, вносятся предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, более четко выстраивается работа органов профилактики систем раннего выявления семейных проблем, обеспечения социальной стабильности и семейное благополучие, а главное сохранение кровной семьи.
1.2. Система конституционных прав на защиту и поддержку семьи и детства
На сегодняшний день создана достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы поддержки и защиты семьи ,материнства, отцовства и детства.
В последнее время принят ряд важнейших законодательных актов в этом направлении. Однако проблема поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства продолжает оставаться актуальной, затрагивает вопросы жизнедеятельности каждого.
Статья 25 «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь».
Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны Российского государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми.
Наибольшее количество гарантий и льгот, связанных с охраной и защитой материнства и детства, закреплено в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. и Семейном кодексе РФ от 25 декабря 1995 года № 223-ФЗ.
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 Семейного кодекса РФ).