Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во введении вашей курсовой работы были определены ключевые аспекты, которые составили основу для исследования:
Цели и задачи исследования включали глубокое изучение психологических аспектов воздействия социальных сетей на подростков, определение степени влияния интернет-общения на формирование личностных установок подростков, а также выявление корреляции между интенсивностью использования интернета подростками и признаками интернет-зависимости.
Актуальность темы вытекает из всё увеличивающегося влияния цифровой эпохи и интернет-технологий на жизнь общества, особенно на молодое поколение. Социальные сети стали значительной частью жизни молодёжи, вызывая необходимость понимания их влияния на эмоциональное состояние и развитие личности подростков. Это подчеркивает важность всестороннего изучения психологических аспектов использования социальных сетей для формирования адекватных методов адаптации и воспитания в условиях цифровизации общества.
В рамках вашей курсовой работы предмет исследования занимает ключевое место, определяя фокус исследовательского внимания. Предметом являются психологические особенности общения подростков в социальных сетях. Это включает анализ эмоционального реагирования подростков на сетевое общение, особенности их поведения в виртуальном пространстве, стратегии самопрезентации, а также динамику и структуру их межличностных взаимодействий в контексте использования интернета.
Методы исследования могут включать различные психометрические инструменты, такие как опросники, анкеты и шкалы, разработанные для измерения различных аспектов психологической активности и состояний. К ним относятся:
Анкетирование – сбор первичной информации о взаимодействии подростков со социальными сетями, их предпочтениях и отношении к различным аспектам сетевой жизни.
Использование шкал – применение стандартизированных шкал для оценки уровня интернет-зависимости, социального статуса в сети, и других параметров.
Интервью – проведение структурированных или полуструктурированных бесед для углубленного понимания личного опыта подростков и их взглядов на социальные сети.
Фокус-группы – организация обсуждений с группами подростков для выявления общих тенденций и различий в их отношении к социальным сетям.
Контент-анализ – систематический анализ содержимого страниц подростков в социальных сетях для определения характеристик их сетевой активности.
Корреляционный анализ – использование статистических методов для выявления взаимосвязей между различными аспектами сетевого поведения и психологическими характеристиками подростков.
Экспериментальные методы – могут применяться для изучения причинно-следственных связей между использованием социальных сетей и поведенческими или психологическими изменениями.
Комбинирование этих методов позволит провести комплексное исследование, результаты которого помогут в разработке целенаправленных мероприятий для образовательной среды, семейного воспитания и профилактики интернет-зависимости.
Сформулированные введение и цели исследования обеспечивают фундаментальную основу для дальнейшего анализа и обсуждения результатов исследования, а также для разработки практических рекомендаций по оптимизации взаимодействия подростков с интернет-пространством.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психологические аспекты использования социальных сетей подростками
Развитие информационно-коммуникационных технологий значительно увеличило доступность и анонимность интернет-пространства, делая его привлекательным для молодежи и подростков. Эти изменения способствуют переориентации межличностного взаимодействия из физического мира в цифровое пространство. Виртуальная коммуникация, однако, требует от участников развития специфических навыков, таких как ведение диалогов и многосторонних бесед, умение адекватно презентовать себя в интернете, а также способность эффективно выражать и эмоционально окрашивать свои мысли. Интернет также играет значительную роль в удовлетворении основных социальных потребностей личности, включая стремление к положительной оценке, признанию и самореализации.
В то же время, ученые отмечают увеличение уровня агрессивности в интернет-общении, распространение ненормативной лексики и участившиеся случаи кибербуллинга, что особенно актуально для подростков, учитывая возрастные психологические особенности [1]. Несмотря на это, исследования, касающиеся коммуникативного поведения в цифровом пространстве и особенностей пользователей социальных сетей, остаются недостаточными. Отсутствие глубокого понимания процессов виртуального общения и недостаточный контроль со стороны психологов, педагогов и родителей могут приводить к психологическим травмам у молодых пользователей интернета и даже увеличивать риски суицидального поведения.
Глубокое изучение психологических аспектов интернет-коммуникаций среди подростков необходимо для того, чтобы специалисты могли разрабатывать эффективные программы профилактики и коррекции.
В психологической литературе процесс общения ассоциируется с рядом ключевых концепций, таких как коммуникация как процесс обмена значениями или информацией между индивидами через систему символов, в том числе языковых знаков, а также коммуникативный процесс как динамичное взаимодействие между участниками общения. Для анализа и детального описания коммуникативного процесса важно выделять дискретные единицы коммуникации и коммуникативные акты [3, 6].
Теоретический анализ научной литературы по данной теме выявил несколько ключевых направлений, в которых рассматривается интернет-коммуникация подростков. Во-первых, это рассматривается как способ приобретения нового социального опыта [2, 7], где значимы как мотивы участия в коммуникативном процессе, так и сам эффект от общения. Исследования показывают, что подростки, удовлетворяя свои базовые социальные потребности, испытывают положительные эмоции от общения [11]. Недостаток реального общения часто компенсируется за счет виртуальных контактов, что позволяет экспериментировать с собственной идентичностью [10].
Во-вторых, исследования А.И. Лучинкиной и Г.У. Солдатовой подчеркивают, что в интернет-пространстве коммуникация связана с психологическими характеристиками самих коммуникантов, отмечая различия в уровнях самоконтроля [5, 7]. В исследованиях также выявлены особенности коммуникативного процесса подростков, предпочитающих группы с суицидальной направленностью, включая такие факторы как непризнанность и героизация смерти [7].
Третье направление касается содержательной стороны коммуникации и восприятия информации, где анализируются, в частности, гендерные различия в коммуникативных актах. Ранние исследования обращали внимание на выбор между безопасным и рискованным поведением в интеракции с медиапродуктами [11].
Четвертое направление изучает самоидентификацию через существующие в реальном мире символы, такие как пол и возраст, или через формирование новой виртуальной идентичности [7, 8].
В заключение, основными характеристиками эффективного общения являются присутствие участников в едином дискурсе, наличие у них потребности в общении и совпадение мотивов общения [7, 11]. Основные мотивы общения подростков в интернете включают расширение круга собеседников, приобретение нового опыта и эмоциональную поддержку.
Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе, используя метод контент-анализа, были определены группы пользователей по их коммуникативной активности в социальных сетях, а также мотивы общения каждой из групп были изучены с помощью анкетирования, которое включало вопросы, направленные на выявление предпочтений в стилях общения [11].
В ходе исследования Разуваевой Т.Н. [1], проведенного среди учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ (общий объем выборки составил 318 респондентов, из них 181 девочка и 137 мальчиков), была исследована коммуникативная активность в интернет-среде. Использование методики Ю.М. Орлова позволило оценить потребность в общении, а методика М. Снайдера — уровень контроля в коммуникациях.
В результате анализа были выделены три основные группы интернет-коммуникаторов, классифицированные по уровню их активности в интернет-обсуждениях. Первая группа включала 108 участников с высокой коммуникативной активностью: средний объем сообщений, комментариев и постов в создаваемых ими дискуссиях превышал 200. Эти респонденты не только активно поддерживали диалог, но и демонстрировали навыки привлечения новых собеседников, средняя продолжительность таких дискуссий составляла 3-5 дней, а число участников достигало 25-30 человек, часто возникали подтемы, что стимулировало дальнейшее обсуждение.
Вторая группа насчитывала 123 участника с умеренной коммуникативной активностью. В этих дискуссиях количество сообщений колебалось от 50 до 100, продолжительность обсуждения обычно не превышала 1-2 дня, и участвовало от 5 до 10 собеседников. Пользователи этой группы, как правило, не проявляли способности к модерации дискуссий.
Третья группа состояла из 87 участников с низкой коммуникативной активностью, где количество сообщений редко превышало 20, участвовало всего 3-5 собеседников, и большинство тем не раскрывалось полностью. Респонденты этой группы чаще всего давали краткие и формальные ответы, не предполагающие продолжения диалога.
Анализ мотивации участников различных групп показал, что респонденты первой группы склонны к инициированию новых тем, обмену мнениями и критике оппонентов (при ρ=0,05). Участники второй группы в основном ищут поддержку и стремятся подчеркнуть свою значимость, при этом они мало контролируют содержание коммуникаций. Пользователи с умеренной коммуникативной активностью часто занимают позицию "последней инстанции", стремясь подвести итоги и делать окончательные выводы, что часто приводит к прекращению общения (при ρ=0,05).
Рисунок 1. Мотивы коммуникации подростков в социальных сетях
На основании Рисунка 1 можно утверждать, что участники группы с низким уровнем интернет-активности (группа 3) демонстрируют предпочтение к обмену информацией и получению реакции на заданные вопросы. Эти участники не проявляют значительного интереса к другим формам онлайн-взаимодействия. В рамках проведенного исследования, которое использовало методологии Ю.М. Орлова и М. Снайдера, были обнаружены статистически значимые различия в потребностях в общении и уровне саморегуляции среди участников исследуемых групп.
Согласно полученным данным, у подавляющего большинства участников первой группы отмечается интенсивная потребность в социальных контактах, что находит отражение в их активном участии в сетевых дискуссиях. Этот вывод коррелирует с общей тенденцией к высокому уровню коммуникативной активности среди этой категории коммуникантов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Разуваева Татьяна Николаевна. "Интернет-коммуникации подростков: психологический аспект" Проблемы современного педагогического образования, no. 63-2, 2019, pp. 340-344.
2. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 165 с.
3. Белянин, В.П. Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе / В.П. Белянин. – М: Тривола, 2000. – 248 с.
4. Войскунский, А.Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 142-147.
5. Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А.Е. Жичкина. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 117 с.
6. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. – С. 14-285.
7. Лучинкина, А.И. Особенности информационного пространства СМИ / А.И. Лучинкина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2018. – № 1 (11). – С. 9-13.
8. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. – 656 с.
9. Путрова, М.Д. Коммуникативная лингвистика: учеб.-метод. комплекс / М.Д. Путрова. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 148 с.
10. Разуваева, Т.Н. Тревожность как фактор возникновения суицидального риска у подростков / Т.Н. Разуваева, А.А. Романенко, Д.М. Саенко // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. – № 2 (11). – С. 59-65.
11. Солдатова, Г.У. Актуальные онлайн-угрозы психическому здоровью детей и подростков: опасное общение и интернет-зависимость / Г.У. Солдатова, М.А. Журина // Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. – 2016. – С. 84-88.
12. Ашурбеков А.К.. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ" Вестник Социально-педагогического института, no. 3 (39), 2021, pp. 55-59.
13. Чумакова В.А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях / В. А. Чумакова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 3 (50). – С. 451-453.
14. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 177—191.
15. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. № 3. С. 90—102.
16. Собкин В.С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. № 8. С. 61—72.
17. Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 5—18. doi:10.17759/pse.2019240201
18. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 23—36.
19. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: риски и реакции // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. № 1. С. 47—56.
20. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71—80. doi:10.17759/sps.2018090308
21. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 50—66. doi:10.17759/cpp.2015230304
22. Brenner V. Psychology of Computer Use: XLVII. Parameters of Internet Use, abuse, and addiction: The first 90 days of the Internet Usage Survey // Psychological Reports. 1997. Vol. 80 (3). P. 879—882. doi:10.2466/pr0.1997.80.3.879
23. Kowalski R.M., Limber S.P. Psychological, Physical, and Academic Correlates of Cyberbullying and Traditional Bullying // Journal of Adolescent Health. 2013. Vol. 53 (1). P. 13—20. doi:10.1016/j.jadohealth.2012.09.018