Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нидерланды – загадочное и очень культурно-развитое светское государство. Мы имеем дело со страной, которая нуждалась в суверенитете долгие десятилетия и даже столетия. В такой ситуации было несоответствие того, что происходило на политическом фоне, умам и дарам нидерландских творцов искусства. Речь идет о стране Яна Вермеера (автора «Девушки с жемчужной серьгой»), Рембрандта ван Рейна (автора «Возвращения блудного сына», «Данаи» и «Ночного дозора»), Винсента ван Гога, картины которого широко известны как величайшие достижения постимпрессионизма и экспрессионизма.
То, что случилось с Европой в годы Возрождения, барокко и Просвещения в отношении религиозных конфликтов, войн, новых ордерных систем (все же творческих поисков), реформации и борьбы за независимость отдельных государств, крайне важно для нас. Для понимания, какими путями шло человечество в отношении гармонизации, цивилизованности, поиска новых средств коммуникации и улаживания разногласий в общинной модели жизни. Речь идет и о становлении мотивационных моделей лучших умов человечества, и о самих результатах того – в качестве договоров и новых экономических отношений и систем управления. О том, чего ждали люди, чем могло быть уравновешено их мытарство по отношению к правде жизни. Об их религиозной позиции и отражении ее в свете культуры Европы.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что именно независимость – то, что было так нужно стране Нидерланды. В наш век цивилизованнейшего общества, а все же международных конфликтов локального уровня существенно важным является продемонстрировать, что именно порождающее необходимость борьбы за независимость – неестественно для страны думающих, пишущих, неустанно работающих людей во благо не только культуры и искусства, но и всевозможных экономических отношений с другими странами с выбранной религиозной позицией по отношению к светскому государству.
Цель работы – поднять вопрос важности темы суверенитета развитого европейского государства.
Задачи исследования:
1. Проследить вехи пути борьбы Нидерландов за независимость;
2. выявить важность религиозной и экономической стороны процесса освобождения Нидерландов;
3. продемонстрировать основные составляющие исторического и культурного контекста развития государственности Нидерландов 16-17 вв.
4. сделать выводы относительно каждой из глав и всей темы в целом, доказав ее актуальность.
Объект исследования – исторический процесс борьбы Нидерландов за независимость в 16-17 вв.
Предмет исследования – итоги религиозных войн и реформ в Европе вкупе с итогами Тридцатилетней войны – для Нидерландов.
Работа состоит из введения, двух больших глав, в свою очередь разделенных на части, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. Нидерландская революция: общая характеристика
1.1. Религиозно-идеологические и социально-экономические причины революции
Я начну с того, что рассматривать причины революции в отдельно взятой стране – вовсе не то, что касаться истории страны, этим борющейся за суверенитет. Здесь уместно оговориться по поводу значения слова «революция». Для революции Нидерландов характерно формирование того культурно-экономического облика страны, какой мы знаем ее сейчас.
То, что у страны есть «разговорное» название для всего голландского, показательно для нас. И рассмотреть религиозно-идеологическую подоплеку, как и социально-экономический аспект вопроса, крайне важно.
Я нахожу так же важным подчеркнуть, что в первой, большой главе речь пойдет о рассмотрении внутреннего вопроса революции, в то время как вторая глава – это контекст уже международных отношений в целом.
Что же думают исследователи-историки по поводу данной темы? Как они обобщают сведения и к чему ведут свой многолетний анализ?
И мы начнем с того, как видела революцию Нидерландов историк Шатохина-Мордвинцева.
Поскольку в моей работе я хочу придерживаться главного и самого важного касаемо выбранной темы, а не «растекаться мыслью по древу», после рассмотрения позиции этого уважаемого мной историка я сам выделю предпосылки революции Нидерландов с точки зрения социально-экономической и религиозно-идеологической.
Итак, что же происходило в Нидерландах 16-го в. на фоне противостояния кальвинизма католицизму, в период позднего Возрождения, в начале раннего Нового времени?
Первое, что стоит отметить, это отказ от престола Карла V, который передал свой титул сыну Филиппу II в 1555-м году. Того самого короля Испании, который почувствовал ослабление централизации власти Габсбургов в Европе. Напомним, что королем провинций Нидерландов был тогда именно он. Ситуация изменилась, на мой взгляд, в корне. Неслучайно, как отмечает уважаемая мной историк, поднимаясь со трона, Карл V «оперся на плечо» именно главы оппозиционной аристократии по тем временам, человека, которому суждено будет стать предводителем революции Нидерландов, Вильгельма Оранского. [1, с. 123-129]
Почему я обмолвился, что поступок Карла V был знаковым? По той причине, что в стране голландских провинций уже существовало общество оппозиционной аристократии «Компромисс», в среде которого были те, кого можно назвать альтернативно религиозно настроенными, по тем временам и именно в данном случае, кальвинистами.
Прежде, чем я подойду к перечислению предпосылок и причин революции, я попробую объяснить (и для себя в том числе), почему многие называют «разговорным» «голландское», в то время как есть южная и северная Голландия. Как разобраться хотя бы в названии государства? Если в книге о Рембрандте в биографической справке художника не отображено, что речь идет о Нидерландах, а художника и живопись называют голландскими?
Неужели это и есть отображение того, как сильно стране не хватало независимости? Я уверен, что так.
Дело в том, что в 16-м в. страна пережила голод. Как такое возможно и почему, если речь идет о державе, после речь идет о покровительстве государства Испании? И речь не только о социально-экономических затруднениях, огромных налогах, которые инициировал испанский король, но и о необходимости отвоевывать нейтралитет в вопросах сторонних для страны войн. [1, с. 125-129] Во-первых, на территории Нидерландов нередко размещались испанские войска для военных действий. Во-вторых, Нидерланды пытались втянуть в эти войны. Путем огромных усилий нидерландской аристократии удалось удержать этот самый нейтралитет. И речь шла о войне против Франции, что у голландцев вызывало возмущение. Добавим, что это все происходило на фоне войны католиков и гугенотов в самой Франции. И не за горами было противостояние именно религиозного толка и в Нидерландах.
Речь идет об иконоборческих восстаниях. О влиянии кальвинизма, поддерживаемого в среде аристократической оппозиции «Компромисс». Постепенно эта религиозная война и переросла в противостояние Нидерландов и короля Испании.
Одной из причин историки видят именно то, что для сибаритствующего испанского двора, на его излишества, уходило слишком мной средств Нидерландов. [1, с. 125-129] И очень важным я вижу именно это. Тем более, что Габсбурги демонстрировали заблуждение относительно господства на европейской земле именно через хобби проводить войны. Я думаю, это все замечали.
Мою точку зрения разделял и испанский художник Гойя. Хотя он и был придворным художником, все ужасы войн он нам показал, как показал историю греха нидерландский художник И. Босх.
Хочется вспомнить картину Гойи с одинокой собакой на фоне ни то морского, ни то золотого-небесного. Каково было жить Нидерландам без независимости? И почему с революцией здесь наступил Золотой век культуры, а в Испании этот Золотой век закончился? Испания просто тогда что-то потеряла. Так я это вижу. Найдет она это снова, наверное, только с архитектурой Гауди.
Коснемся же религиозно-идеологического аспекта. В чем была предпосылка религиозного противостояния? Как кальвинисты видели высшую силу? Чем их взгляды могли отличаться от взглядов католиков, централизовать превосходство которых не удалось, и начали появляться протестантские церкви?
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала приведем пример. Кальвин выразил точку зрения, что Господь может стереть с лица земли целый народ, как он сделал это с Содомом или же как направил на землю потом. Было ли это угрозой? Именно так. Тем самым движением к действию по защите позиций для реформаторских сил в религии. Начнем с того, что именно это и есть революция религиозная. И почему она имело место (на «она» я бы поставил ударение), да потому что и в католическом представлении о вероисповедании по тем временам тоже не все было гладко.
Начнем с того, что кальвинизм восходит к такому виду протестантизма, как лютеранство. Мартин Лютер был тем, кто «прибил 95 тезисов» о христианском учении к воротам церкви. Вопрос причастия в этой среде был горячо обсуждаем тем, продолжателем кого и был Кальвин. В Нидерландах, исповедавших кальвинизм, в 1618 г. имел место Дордрехтсткий катехизис. Можно сказать, документ о трактовке заповедей и вопросов вероисповедания.
Чего же хотели протестанты в целом? Они хотели отказаться от традиционной церкви. От таинств, общепринятых обрядов, икон. Поддерживали идею самоуправления церкви через идею жизни общинной церкви и были в этом близки будущим коммунистам. Из Нидерландов они проникли в Великобританию. И их направление стало называться пуританством. Впоследствии, в эпоху романтизма, а особенно в преддверии построения первых железных дорог, от большей части веяний этого направления Англия будет отказываться. Но та самая английская сдержанность, которая вовсе не была сравнима с немецкой экономностью и голландской чопорностью, все же останется. В этом я вижу зачатки того желаемого «уровня самоуправления», которого хотели достичь кальвинисты по отношению к католической церкви.
Подведем небольшой итог. Выделим же причины революции Нидерландов с позиций религиозно-идеологической и социально-экономической:
1. Восстание иконоборческих сил;
2. нежелание оппозиционной аристократии Нидерландов подчиняться королю Испании;
3. голод в стране;
4. слишком большие налоги;
5. попытка испанского двора большую часть средств Нидерландов тратить на излишества и свое содержание;
6. стремление Испании, главенствующей в Нидерландских провинциях вести войны и размещать свои войска в Нидерландах с перспективой угрожать нидерландскому нейтралитету;
7. неприятие герцога Альбы по отношению к кальвинистам, его желание получать прибыль от Нидерландов путем ожесточенной политики;
8. стремление провинций Нидерландов объединиться как протестантской Республике объединенных провинций (как и стали потом называть себя Нидерланды).
1.2. Основные этапы борьбы Нидерландов за независимость
Для того, чтобы очертить основные этапы борьбы Нидерландов за независимость, начнем с предыстории для одной важной даты: 1566 г., когда оппозиционная аристократия Нидерландов участвовала в церемонии при испанском дворе по прошению для страны вернуть вольности и отменить «плакаты» против еретиков, а также дать большую свободу людям с другим вероисповеданием.
Покажем тем самым, какой силой обладала нидерландская аристократия по тем временам, хотя и довольствовавшаяся, по словам историков, лишь обещания короля Филиппа II в ответ на свои прошения. [1, с. 126-129]
У короля в Нидерландах был кардинал. А еще – наместница Пармская. Аристократия считала ее мудрой и рассудительной. Удалось добиться сначала свержения кардинала, его отставки. Однако, до революции это, конечно же, не доходило. Хотя в среде сообщества оппозиции «Компромисс» и были примкнувшие кальвинисты, эти люди понимали, что до войны довести нельзя. Не хотели восстания рабочих крестьян точно так же, как и король. Назовем это все же одним из первых этапов борьбы Нидерландов за независимость.
В том же 1566-м году, через 11 лет после отречения от престола бывшего короля Испании в пользу сына (как и в случае с Марией Стюарт примерно в то же время), в Нидерландах прокатилось иконоборческое восстание. Дело в том, что до этого король Филипп II все же придерживался контрреформаторской политики в Нидерландах. И даже организовал в Испании (примерно в то же время) строительство новой церкви с усыпальницей для королей. В то время, как иконоборцы боролись с церковными «излишествами», все же не стоит забывать, что со стороны короля и кардинала, которого снова пошлет на земли Нидерландов для подавления восстания король Филипп II, это политика не просто «неподдержания», а неприятия и подавления кальвинистов, мятеж которых был сравним и с ситуацией во Франции, где, напротив, именно католики были немыслимо обострены. [4, с. 290-293]
Итак, если первым этапом было прошение вернуть провинциям Нидерландов вольности и смягчить отношение к кальвинистам, вторым – иконоборческое восстание (тех самых «еретиков», с которым крестьяне пошли на крайние меры по отношению к святыням), то третьим можно считать (с 1572-й г.: начало войны Нидерландов и Испании), собственно, многолетнюю войну с Испанией (до 1609-го г.), в которой Нидерландам удалось обрести независимость как Республике Соединенных Провинций.
Внутри третьего же этапа существуют еще и этапы противостояния не только Нидерландов и Испании, но и кальвинистов и католиков, выражавших верность королю Филлипу II в самих Нидерландах.
Отметим, что новый наместник из Испании герцог Альба вел ожесточенную борьбу с кальвинистами. Во что бы то ни стало он хотел «избыть» «ересь» с земли Нидерландов и «навести порядок» по сбору налога. Нидерланды были экономически развитыми, с одним товаром могли иметь дело несколько посредников, а потому большой (как востребовалось, десятипроцентный) налог был приравнен к практически грабежу страны будущих Соединенных провинций.
Наместники то и дело менялись, а вот со стороны Нидерландов удивительную стойкость сохранял Вильгельм Оранский. Не все нидерландцы могли доверять ему и видеть в нем предводителя, но он максимально лавировал и даже принимал кальвинизм, как бы обращаясь в другое верование у всех на глазах. [1, с.129-144]
Важным этапом в борьбе за независимость Нидерландов стал 1572-й г., когда две северных провинции, Голландия и Зеландия, обрели независимость от Испании и избрали своим статхаудером Вильгельма Оранского.
Одним из этапов «ослабления» испанского противостояния я полагаю считать 1576 год, когда в Испании тоже вспыхнул мятеж.
Следующим этапом, внутри, на мой взгляд, третьего – главного – стало то, что в 1579-м г. семь провинций Нидерландов, жители которых были протестантами, заключили Утрехтскую унию против Испании, в то время, как другие провинции – южные – в начале января этого года – Аррасскую.
Позже, в 1581-м году, провинции, объединившиеся в Утрехтскую унию, провозгласили себя Республикой соединенных провинций. [4, с. 293]
Следующим этапом я вижу 1585-й г., когда фанатичный католик убивает Вильгельма Оранского и на его место становится его сын Мориц.
В этом же году испанский наместник высылает свои войска в Антверпен, из которого вынуждены бежать, и город утрачивают свое экономическое значение. Показательно, что один из бежавших – будущий известный издатель, который основывает свое книжное издательство в другом городе, проча ему прославиться на весь 17-й век и ознаменовать расцвет культуры Нидерландов по завершении достижения независимости, их Золотой век культуры. Напомним, что один из нидерландских музыкантов-универсалов к тому времени уже занимал руководящую должность при дворе Священной Римской империи.
Из всего этого можно сделать вывод, что из трех этапов:
- попытки мирного возвращения вольностей и требований терпимости к протестантизму,
- первого религиозного противостояния в Нидерландах (иконоборческого мятежа),
- собственно, войны Нидерландов и Испании за независимость до 1609-го г. – самый сложный, конечно, период войны, из которой (в предвестии и участия в Тридцатилетней) Нидерланды выходили то по две провинции, то по семь. И отвоевывали независимость небольшими группами и с переменным успехом.
Очень трудно рассчитать, сколько же длилась та самая революция и каковы ее временные рамки. Быть может, не это самое главное, а то, что постепенно, к 17-му в. менялось социально-экономическое состояние всей страны и на дворе были промышленные революции, почему и принято считать и называть этот период в истории «Новое время».
Крайне интересным мне кажется то, что, хотя и считалось начало 17-го в. для Нидерландов перемирием и обретением независимости, в 1609-м г. придворным художником наместников Испании становится Рубенс и торжественно женится, прославляя в своих картинах немыслимое страстолюбие и чревоугодие. Это и знак о том, что та война хотя и прекратилась где-то на двенадцать лет, а все же Нидерланды ждет серьезное противостояние с Испанией в будущем. Речь идет о тридцатилетней войне, международном конфликте, в котором участвуют не только Испания и Нидерланды.
В следующей главе мы рассмотрим ход и итоги Тридцатилетней войны и международные отношения Нидерландов. И сделаем соответствующие выводы.