Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Косвенное налогообложение представляет собой важный инструмент формирования доходов бюджета и регулирования экономики в современной Российской Федерации. Этот вид налогообложения оказывает значительное влияние на финансовое состояние государства, социальную сферу и бизнес-среду. В связи с постоянно изменяющейся экономической средой и требованиями мирового сообщества актуальной становится проблема оптимизации и совершенствования механизмов косвенного налогообложения в России.
Данная курсовая работа посвящена исследованию системы косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также выявлению основных проблем и перспектив развития данного направления налоговой политики. В ходе изучения темы будут рассмотрены основные налоги, взимаемые косвенным образом, их роль в экономике страны, анализ возможных путей усовершенствования налоговой системы с учетом мировых тенденций и практики других государств.
Целью данного исследования является выявление ключевых проблем косвенного налогообложения в России, а также разработка предложений по совершенствованию данной системы с учетом современных вызовов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность и значение косвенного налогообложения;
• проанализировать состав и структура косвенных налогов в РФ;
• проанализировать роль и перспективы развития косвенного налогообложения в РФ ;
• изучить практический аспект косвенного налогообложения посредством решения предложенной задачи;
• обобщить полученные в ходе написания работы результаты.
Объект работы – косвенное налогообложение в РФ.
Предмет работы – особенности, присущие косвенному налогообложению в РФ и путям его дальнейшего развития.
Методологическая база работы включает в себя методы анализа, синтеза, познания и обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Раздел 1. Косвенное налогообложение в РФ и пути его дальнейшего развития: теоретическая часть
1.1. Сущность и значение косвенного налогообложения
Современная система налогообложения в Российской Федерации была создана в январе 1992 года с введением законов о налогах. До проведения экономических реформ в России основным косвенным налогом был налог с оборота, который играл значительную роль в формировании доходной части СССР.
В 1992 году вступили в силу законы "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и "Об основах налоговой системы в РФ". Законодательство, регулирующее взимание косвенных налогов, продолжало развиваться на протяжении всего времени их действия: менялись составляющие, вводились новые налоги, отменялись старые, укреплялся налоговый контроль и т. д.[2;С.252]
В результате экономических реформ в России сложилась налоговая система, в которой основное внимание уделяется косвенному налогообложению, а главные места занимают НДС и акцизы. Это объясняется необходимостью обеспечения стабильных доходов в бюджет при незначительном экономическом росте и низких доходах населения.
В большинстве стран мира налоговая система основывается на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика, а косвенные взимаются в виде надбавки к цене товаров или тарифам на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении финансовые отношения возникают между государством и самим плательщиком, который перечисляет налоги напрямую в казну; при косвенном налогообложении посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги) выступает продавец. [4;С.16]
Косвенные налоги следует рассматривать в комплексе, как и любое другое явление. Они включаются в цены товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика.
Косвенные налоги считаются несправедливыми. Чем богаче человек, тем меньше он платит из своих доходов на косвенные налоги, так как его потребление таких товаров относительно меньше. Даже безработные, получающие пособие, платят косвенные налоги через цены на товары первой необходимости.
Государство предпочитает косвенное налогообложение из-за его скрытности и простоты сбора. Для классификации налогов на прямые и косвенные используются комплекс критериев и принципов, отражающих сложную экономическую природу косвенных налогов.
В прошлом косвенные налоги рассматривались преимущественно с негативной точки зрения. Однако характеризовать их как исключительное финансовое бремя для населения бессмысленно, так как все налоги выполняют свою функцию. Важно рассмотреть, насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и выполняют свою роль в бюджете.
Косвенные налоги имеют преимущества, связанные прежде всего с их ролью в формировании доходов бюджета. Однако они также выполняют функцию регуляции экономики. При грамотном использовании они могут стать эффективным финансовым инструментом. [5;С.30]
Во-первых, косвенные налоги обеспечивают быстрое поступление средств в бюджет. При продаже товаров перечисляется налог на добавленную стоимость и акцизы, что обеспечивает финансирование расходов.
Во-вторых, так как косвенные налоги взимаются с товаров народного потребления и услуг, есть высокая вероятность полного или почти полного их поступления. Невозможно остановить процесс потребления товаров и услуг, так как это необходимо для жизни, в то время как предприятие может не получить прибыли.
В-третьих, так как потребление товаров и услуг относительно равномерно в разных регионах, косвенные налоги снижают напряжение в распределении доходов между регионами. Когда доходы бюджета зависят от доходов предприятий, возникает проблема различия доходной базы разных бюджетов из-за неравномерного экономического развития регионов. Использование косвенных налогов помогает балансировать местные бюджеты.
В-четвертых, косвенные налоги оказывают существенное влияние на само государство. Правильный выбор товаров для налогообложения акцизами позволяет обеспечить условия для развития производства и сферы услуг, так как больший объем продаж приводит к большим поступлениям. Однако существует противоречие между выбором товаров для налогообложения и интересами государства.
Таким образом, косвенное налогообложение в Российской Федерации представляет собой систему налогов, основанных на передаче финансовых обязательств от налогоплательщика к государству через посредство определенных товаров или услуг. Эти налоги взимаются не напрямую с доходов налогоплательщиков, а включаются в цену товаров и услуг или взимаются при их продаже.
Основное значение косвенного налогообложения в РФ заключается в сборе средств в бюджет страны для финансирования различных государственных нужд, таких как образование, здравоохранение, социальная защита, инфраструктурные проекты и другие. Такие налоги способствуют равномерному распределению налогового бремени среди населения и бизнеса, так как каждый, кто приобретает товары или услуги, автоматически участвует в финансировании бюджета. [8;С.86]
Важными примерами косвенных налогов в России являются НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, таможенные пошлины и другие. Эти налоги играют важную роль в формировании доходов бюджета и обеспечивают стабильный источник финансирования для многих общественных программ и проектов.
1.2. Состав и структура косвенных налогов в РФ
Современная налоговая система РФ начала свое существование в январе 1992 года. В этом году вступили в силу законы: № 1992-1 от 6 декабря 1992 года "О налоге на добавленную стоимость", № 1993-1 "Об акцизах", №2118-1 от 27 декабря 1991 года "Об основных принципах налоговой системы в Российской Федерации". Законодательство, регулирующее взимание косвенных налогов, с течением времени претерпевало изменения: менялись составляющие, вводились новые налоги, аннулировались старые, налоговый контроль совершенствовался и т.д. [10;С.100]
В 2000 году вступила в силу вторая часть Налогового кодекса, которая закрепила основные принципы мировой практики относительно косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
С тех пор состав косвенных налогов остался без изменений в период с 2007 по 2009 годы. Однако в эти годы вносились некоторые изменения и дополнения в модель расчета и уплаты данных налогов.
Рассмотрим основные характеристики налога на добавленную стоимость и акцизов. Налог на добавленную стоимость (НДС) в настоящее время является одним из главных федеральных налогов.
Его основой является добавленная стоимость, которая возникает на всех этапах производства и оборота товаров. Этот налог традиционно считается универсальным косвенным налогом, так как он взимается путем включения в цену товаров и переносит основную нагрузку на конечных потребителей продукции, работ и услуг.
Правила применения НДС описаны в главе 21 Налогового кодекса РФ. Субъектами налогового обложения, то есть плательщиками налога на добавленную стоимость, являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Следует отметить, что лица, не являющиеся налогоплательщиками, все равно обязаны выполнять обязанности налогового агента по расчету и уплате НДС за товары, предоставляемые ими. Что касается НДС, он включает в себя следующие четыре вида операций, перечисленные в пункте 146 статьи 1: [1]
• реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, включая реализацию залоговых предметов и передачу товаров (результатов работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передачу имущественных прав;
• передача права собственности на товары, результаты работ, оказание услуг на безвозмездной основе;
• передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории РФ для личных нужд, расходы на которые не являются вычетными (в том числе через амортизационные отчисления) при расчете прибыли организаций;
• выполнение строительно-монтажных работ для личного потребления; - импорт товаров на таможенную территорию РФ.
Следующие операции не подлежат налогообложению:
• продажа товаров медицинского назначения в соответствии с перечнем Правительства РФ;
• медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и врачами в частной практике, за исключением косметических услуг, ветеринарных услуг и санитарно-эпидемиологических услуг;
• услуги по организации пребывания детей в детских учреждениях, секциях, кружках и студиях;
• услуги в области образования;
• ритуальные услуги;
• услуги, предоставляемые учреждениями культуры и искусства;
• ремонтно-реставрационные работы при восстановлении исторических и культурных памятников;
• услуги по перевозке пассажиров общественным городским транспортом, кроме такси, а также услуги по перевозке пассажиров по железнодорожному и автомобильному транспорту в пригородном сообщении.
Момент определения налоговой базы для налогоплательщиков возникает в день отправки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или в день получения оплаты (частичной оплаты) за предстоящие поставки товаров (оказание работ, услуг), передачу имущественных прав в зависимости от более ранней из двух дат.
Следующие операции освобождаются от налогов:
• передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, которое не является самостоятельным налогоплательщиком, другому подобному подразделению для производства других подакцизных товаров;
• продажа подакцизных товаров за пределы Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли при помещении их под таможенный режим экспорта;
• первичная продажа (передача) конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов или их уничтожение, если они были отказаны в пользу государства и подлежат обращению в его собственность.
Налоговая база определяется отдельно для каждого вида подакцизных товаров.
При продаже (передаче) подакцизных товаров налогоплательщиком налоговая база определяется следующим образом:
1) для товаров с установленными фиксированными (специфическими) налоговыми ставками - по объему реализованных (переданных) товаров в естественных единицах;
2) для товаров с адвалорными (в процентах) налоговыми ставками - по стоимости реализованных (переданных) товаров, определяемой в соответствии с положениями статьи 40 Налогового кодекса РФ, без учета налогов;
3) для товаров с адвалорными налоговыми ставками - по средним ценам реализации в предыдущем налоговом периоде или, в случае их отсутствия, по рыночным ценам без учета налогов;
4) для товаров, облагаемых комбинированными налоговыми ставками, - по объему реализованных товаров в натуральном выражении при применении фиксированной (специфической) налоговой ставки и по расчетной стоимости при применении адвалорной ставки.
Налоговая база при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется следующим образом:
1) для товаров с фиксированными налоговыми ставками - по объему ввозимых товаров в натуральном выражении;
2) для товаров с адвалорными налоговыми ставками - по сумме их таможенной стоимости и таможенной пошлины;
3) для товаров с комбинированными налоговыми ставками - по объему ввозимых товаров в натуральном выражении при применении фиксированной ставки и по расчетной стоимости при применении адвалорной ставки. Налоговый период составляет один календарный месяц.
Таким образом, момент определения налоговой базы не зависит от учетной политики, принятой налогоплательщиком. При этом вычет суммы НДС по закупленным материальным ресурсам производится на основании счетов-фактур при условии принятия товаров (работ, услуг) и имущественных прав на учет. Такая система применения НДС обеспечивает равные условия в плане уплаты, включая авансовые платежи и возмещение налога, поскольку суммы НДС, учитываемые в вычете, уменьшают налогооблагаемую базу по данному налогу без фактической оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) производственного назначения.
Налоговый период (статья 163 НК РФ) (в том числе для налогоплательщиков, выполняющих обязанности налоговых агентов) установлен в календарном месяце. С 1 января 2008 года этот период установлен также в виде квартала.
Косвенные налоги в Российской Федерации включают в себя несколько видов налогов, каждый из которых имеет свою составляющую и структуру. Ниже приведем основные виды косвенных налогов, которые применяются в РФ:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС): это один из основных косвенных налогов, который взимается при продаже товаров и услуг. НДС представляет собой процент от стоимости товаров или услуг и является налогом на конечного потребителя.
2. Акцизы: данная категория налогов взимается с производителей и поставщиков определенных товаров, таких как алкоголь, табак, бензин и другие, и представляет собой налог на потребление определенных товаров.
3. Таможенные пошлины: это налоги, которые взимаются при ввозе товаров из-за границы и уплачиваются при таможенном оформлении. Таможенные пошлины устанавливаются в соответствии с таможенными правилами и тарифами.
4. Единый социальный налог (ЕСН): хотя ЕСН относится к налогам налогоплательщиков, он также можно рассматривать как косвенный налог, так как включается в расходы предприятий и может повлиять на цены на товары и услуги.
Структура косвенных налогов в России представлена законодательством, которое устанавливает ставки и условия взимания этих налогов. Каждый вид косвенного налога имеет свою специфику и механизм взимания, что позволяет государству эффективно собирать средства в бюджет и обеспечивать финансирование различных государственных нужд.