Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования, посвященного классификации видов спорта, оценивается с позиций как социальной, так и практической значимости. Спорт играет ключевую роль в современном обществе, оказывая влияние на здоровье нации, социальные отношения, экономику и культуру. Таким образом, разработка эффективной системы классификации видов спорта имеет огромное значение для различных областей жизни.
Социальная значимость исследования проявляется в его способности способствовать формированию здорового образа жизни и активного досуга. Правильно разработанная классификация спорта может помочь государству и обществу сосредоточить усилия на развитии конкретных видов спорта, способствуя улучшению общественного здоровья и снижению медико-социальных издержек [27].
Практическая значимость исследования заключается в его способности предоставить основу для разработки программ развития спорта на уровне государственной политики, научных исследований, образования и тренировочного процесса. Она также помогает специалистам в сфере спорта, тренерам и спортсменам лучше понять структуру и особенности различных видов спорта, что в свою очередь может повысить их эффективность в подготовке и соревнованиях.
Однако, несмотря на важность данной темы, существует неоднозначность в трактовке и классификации видов спорта среди ученых и специалистов. Некоторые авторы подходят к этому вопросу с точки зрения функциональности, другие - с технической стороны, а третьи предлагают комплексный подход [12]. Это приводит к необходимости проведения дополнительного анализа и обсуждения различных точек зрения для формирования собственной позиции и разработки наиболее оптимальной системы классификации видов спорта.
Таким образом, данная проблема, хотя и привлекала внимание исследователей, все еще требует дальнейшего изучения и разработки более совершенных подходов.
Объектом исследования является само понятие спорта и все его аспекты, которые существуют независимо от исследователя.
Предметом исследования является классификация видов спорта, то есть определение системы категорий и критериев, по которым спортивные виды могут быть разделены на группы или категории. В данном исследовании особое внимание уделяется анализу существующих систем классификации, выявлению их преимуществ и недостатков, а также разработке и обоснованию собственной классификационной системы.
1.2. Цель и задачи исследования
Цель исследования: разработать оптимальную систему классификации видов спорта на основе анализа существующих подходов и выявления путей для улучшения существующей практики.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературных источников определить основные концепции классификации видов спорта, ключевые понятия и методы, используемые при классификации.
2. Выявить основные условия, факторы и причины, влияющие на процесс классификации видов спорта. Это включает анализ исходного состояния существующих систем классификации, выявление их преимуществ и недостатков, а также определение требований к будущей системе классификации.
3. Обосновать предложения по улучшению существующей системы классификации видов спорта. Это включает разработку конкретных рекомендаций по изменению критериев классификации, учета новых видов спорта, улучшения структуры и логики классификационной системы с целью повышения ее эффективности и удобства использования.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
Результаты исследования позволят осуществить более точную и систематическую классификацию видов спорта, что будет способствовать разработке более эффективных программ развития спорта на уровне государственной политики и организации тренировочного процесса.
Они также будут способствовать разработке более адаптивных систем оценки и сравнения различных видов спорта, что позволит тренерам и спортсменам лучше понимать их сильные и слабые стороны и разрабатывать более эффективные тренировочные и соревновательные стратегии.
Полученные выводы и предложения позволят совершенствовать организацию соревнований, выбор видов спорта для включения в программу Олимпийских игр или других международных соревнований, а также развитие спортивной индустрии в целом.
Структура работы представлена в виде введения, основной части и заключения, списка литературы. Введение содержит актуальность темы, цель и задачи исследования. Основная часть включает две главы: теоретические основы и анализ классификаций видов спорта.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ СПОРТА
1.1. Понятие спорта и его сущность
1.1.1. Дефиниции спорта от различных авторов
- Один из классических подходов к определению спорта представлен Шпрингером, который определяет спорт как систему деятельности, ориентированную на соревновательную деятельность, физическое развитие и развитие навыков. Шпрингер в своей работе «Физическая культура и спорт: педагогические аспекты» [29] представляет спорт как сферу человеческой деятельности, которая ориентирована на несколько ключевых аспектов. Он подчеркивает, что спорт - это не просто физическая активность, но и система, включающая в себя соревновательные состязания, направленные на достижение результатов. Кроме того, Шпрингер подчеркивает, что спорт способствует физическому развитию участников, помогая им развивать свои физические качества и навыки. Он также отмечает, что спорт имеет важное значение для развития морали и дисциплины, а также способствует формированию лидерских качеств и командного духа. В целом, Шпрингер видит спорт как интегральную часть культуры и общества, играющую важную роль в формировании личности и социальных отношений.
- Уэбстер, в своем словаре английского языка [26], определяет спорт как организованную деятельность, цель которой включает несколько аспектов. По его определению, спорт не только включает в себя физическую активность, но и организационные структуры, направленные на создание среды для активного времяпрепровождения. Ключевыми целями спорта по Уэбстеру являются развлечение, развитие физических качеств и общение. Таким образом, спорт рассматривается не только как средство достижения физической формы, но и как средство социального взаимодействия и удовлетворения потребностей в общении. Подход Уэбстера подчеркивает значение спорта как средства не только для здоровья и развлечения, но и для социальной адаптации и укрепления социальных связей.
- Спортолог Д.К. Поляков определяет спорт как специфическую форму двигательной деятельности человека, направленную на достижение высоких результатов в соревнованиях и удовлетворение потребностей личности. В работе «Основы спортивной тренировки» [19] спортолог Д.К. Поляков представляет спорт как уникальную форму физической активности, которая имеет специфические особенности. По его определению, спорт представляет собой не просто физическую активность, а специализированную деятельность, ориентированную на достижение высоких результатов в соревновательных мероприятиях. Поляков подчеркивает, что спорт играет важную роль в удовлетворении потребностей личности, таких как стремление к достижению целей, самореализация и развитие личностных качеств. Таким образом, спорт рассматривается как средство не только для физического развития, но и для удовлетворения потребностей личности в саморазвитии, самоутверждении и социальной адаптации. Этот подход Полякова подчеркивает значимость спорта как средства для достижения выдающихся результатов и развития личности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аушева Ольга Витальевна Спорт. индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений // Вестник науки и образования. 2022. №6-2 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sport-individualnyy-vybor-vidov-sporta-ili-sistemy-fizicheskih-uprazhneniy (дата обращения: 09.03.2024).
2. Баранов В.Н., Сафонов Л.В., Шустин Б.Н. Современные научные исследования в олимпийском спорте // ТиПФК. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-nauchnye-issledovaniya-v-olimpiyskom-sporte (дата обращения: 09.03.2024).
3. Белявский Д. Н. Теоретико-методические аспекты формейшн: классификационный подход // Прикладная спортивная наука. 2022. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodicheskie-aspekty-formeyshn-klassifikatsionnyy-podhod (дата обращения: 09.03.2024).
4. Герасимова В.В. История возникновения и развития легкой атлетики. Новосибирск, 2015.
5. Двейрина Ольга Анатольевна, Бакулев Сергей Евгеньевич, Курамшин Юрий Федорович, Терехин Владимир Сергеевич, Лалочкин Михаил Михайлович Анализ педагогического (спортивного) тестирования: классификации видов спорта, Требования к физическим качествам, "батарея" тестов // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №12 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pedagogicheskogo-sportivnogo-testirovaniya-klassifikatsii-vidov-sporta-trebovaniya-k-fizicheskim-kachestvam-batareya-testov (дата обращения: 09.03.2024).
6. Джумалыева О., Эсенаманова А., Аганыязов Д., Сердаров Е. Классификация видов спорта и ее разнообразие // Инновационная наука. 2023. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-vidov-sporta-i-ee-raznoobrazie (дата обращения: 09.03.2024).
7. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. М.: Академия, 2003. 464 с.
8. Забелина Л.Г. Легкая атлетика: учебное пособие. М., 2010.
9. Кубеев А.В. Эквивалентность норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации и нормативов специальной физической подготовленности федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта (на примере велосипедного спорта и плавания) / А.В. Кубеев, Л.В. Винокуров // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 8. – С. 6-8.
10. Кубеев А.В., Винокуров Л.В. Эквивалентность норм и требований единой всероссийской спортивной классификации и нормативов специальной физической подготовленности федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта (на примере велосипедного спорта и плавания) // ТиПФК. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekvivalentnost-norm-i-trebovaniy-edinoy-vserossiyskoy-sportivnoy-klassifikatsii-i-normativov-spetsialnoy-fizicheskoy (дата обращения: 01.04.2024).
11. Кубеев Александр Владимирович, Мочалова Марина Сергеевна, Савенкова Елена Алексеевна, Евтух Александр Владимирович, Чайковская Ольга Олеговна, Воробьев Вадим Сергеевич Материалы к обоснованию предложений по совершенствованию ЕВСК. часть II. нормативно-правовые, методологические и организационные аспекты современной единой всероссийской спортивной классификации // Вестник спортивной науки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialy-k-obosnovaniyu-predlozheniy-po-sovershenstvovaniyu-evsk-chast-ii-normativno-pravovye-metodologicheskie-i-organizatsionnye (дата обращения: 01.04.2024).
12. Кубеев Александр Владимирович, Оганесян Арсен Арамович, Матина Варвара Александровна Материалы к обоснованию предложений по совершенствованию ЕВСК (на примере видов спорта с циклической структурой движений) часть III. теоретико-методологические основы методики автоматизированного расчета норм единой всероссийской спортивной классификации // Вестник спортивной науки. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialy-k-obosnovaniyu-predlozheniy-po-sovershenstvovaniyu-evsk-na-primere-vidov-sporta-s-tsiklicheskoy-strukturoy-dvizheniy (дата обращения: 01.04.2024).
13. Кучешева Ирина Львовна Топонимы в названиях командных и индивидуальных видов спорта (на материале английского и немецкого языков) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/toponimy-v-nazvaniyah-komandnyh-i-individualnyh-vidov-sporta-na-materiale-angliyskogo-i-nemetskogo-yazykov (дата обращения: 09.03.2024).
14. Львов, М.Ю. Философия спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
15. Матвеева Инга Сергеевна, Журавлева Татьяна Владимировна Совершенствование методики технической подготовки юных футболистов // Научные известия. 2022. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-tehnicheskoy-podgotovki-yunyh-futbolistov-1 (дата обращения: 09.03.2024).
16. Никулин И.Н., Воронков А.В., Звягинцева Н.А., Максименко В.А. Количественные показатели присвоения спортивных званий в единоборствах и силовых видах спорта // ТиПФК. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kolichestvennye-pokazateli-prisvoeniya-sportivnyh-zvaniy-v-edinoborstvah-i-silovyh-vidah-sporta (дата обращения: 09.03.2024).
17. Никулин И.Н., Звягинцева Н.А., Посохов А.В., Спирин М.П. Присвоение спортивных званий в российской федерации: проблемы и противоречия // ТиПФК. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prisvoenie-sportivnyh-zvaniy-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-protivorechiya-1 (дата обращения: 09.03.2024).
18. Новицкий, Г.Л. Социальная философия спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
19. Поляков, Д.К. Основы спортивной тренировки: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
20. Приходько Антон Юрьевич, Климов Владимир Михайлович, Айзман Роман Иделевич Комплексная оценка критериев успешного прогноза спортивных результатов в циклических видах спорта // Человек. Спорт. Медицина. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-otsenka-kriteriev-uspeshnogo-prognoza-sportivnyh-rezultatov-v-tsiklicheskih-vidah-sporta (дата обращения: 01.04.2024).
21. Савенкова Е.А., Мочалова М.С., Чайковская О.О., Лукманова Н.Б. Динамика численности тренеров в системе подготовки спортивного резерва // ТиПФК. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chislennosti-trenerov-v-sisteme-podgotovki-sportivnogo-rezerva (дата обращения: 09.03.2024).
22. Салимуллина Алина Ринатовна Особенности организации и проведения соревнований по тхэквондо // Вестник экспериментального образования. 2019. №1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-i-provedeniya-sorevnovaniy-po-thekvondo (дата обращения: 09.03.2024).
23. Самсонов Иван Иванович, Малаханов Александр Николаевич О финансовом обеспечении системы подготовки спортивного резерва на муницпальном уровне в современных условиях // Экономика Профессия Бизнес. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-finansovom-obespechenii-sistemy-podgotovki-sportivnogo-rezerva-na-munitspalnom-urovne-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 01.04.2024).
24. Серова Лидия Константиновна, Чернышева Лариса Георгиевна, Сидоров Егор Игоревич Психологическая характеристика танцевального спорта // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №1 (167). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-tantsevalnogo-sporta (дата обращения: 01.04.2024).
25. Тилавов Шахбоз Сидикул Угли Олимпийские виды бега // Вестник науки и образования. 2020. №13-2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/olimpiyskie-vidy-bega (дата обращения: 09.03.2024).
26. Уэбстер, М. Словарь английского языка: Определения, синонимы и переводы. - М.: Дрофа, 2000.
27. Федоров Владимир Васильевич Перспективы развития студенческого многоборья в вузах России // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №2 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-studencheskogo-mnogoborya-v-vuzah-rossii (дата обращения: 01.04.2024).
28. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М., Академия, 2000
29. Шпрингер, Г.Ф. Физическая культура и спорт: педагогические аспекты. М.: Физкультура и спорт, 1987.
30. Шустин Борис Николаевич, Сафонов Леонид Вячеславович, Баранов Владимир Николаевич Актуальные научные направления диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-nauchnye-napravleniya-dissertatsionnyh-issledovaniy-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta (дата обращения: 09.03.2024).