Фрагмент для ознакомления
2
Государство - сложное явление. С древнейших времен предпринимались попытки определить понятие государства, но до сих пор не существует общепринятой и общепризнанной концепции государства .
Во многих случаях государство трактуется как политическое сообщество, ассоциация, федерация людей (Цицерон, Фома Аквинский, Дж. Локк, Г. Гроций, И. Кант). Так, Кант рассматривал государство как "общество людей, которые распоряжаются собой и управляют"; по мнению Л. Дюга, "государство - это любое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правителями и управляемыми".
Такое понимание государства сводилось, по сути, к характеристике политического общества, а не государства.
Во многих случаях государство стремятся определить по его роли в социальной жизни и выполняемым им функциям. С этой точки зрения цель государства видится в управлении делами общества, обеспечении правопорядка и общественной безопасности; Л. Гампрович определял государство как естественно развивающуюся управляющую организацию, призванную поддерживать определенный правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты этого явления.
Марксистская теория рассматривает государство исключительно исходя из его классовой природы и видит его назначение и роль в использовании организованного насилия одним классом (экономически господствующим) против другого класса (эксплуатируемого).
Марксистская доктрина лежала в основе отечественной правовой теории в советское время, в частности, социалистическое государство трактовалось как классовое правление рабочих и крестьян.
Существует определение государства, которое сводится к перечню институтов, характеризующих анализируемое явление в одном аспекте. Столь же односторонней является трактовка государства как организации отношений между различными группами, слоями общества и индивидами.
Если при рассмотрении государства с различных точек зрения - философской, исторической, социологической, юридической и т. д. - можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристик, то сформулировать полное и универсальное понятие государства не представляется возможным.
В современной отечественной юридической литературе понятие государства чаще всего определяется через его признаки. Это общепринятый подход. Серьезных разногласий среди ученых по поводу этих признаков нет.
Несмотря на разнообразие современных государств и тех, что существовали до них, все государства имеют некоторые общие черты .
К признакам государства относится:
-существование официальной политической власти и специального административно-принудительного аппарата;
-территориальную организацию населения;
-государственный суверенитет;
-всеобъемлющий и общеобязательный характер действий государства;
-наличие государственной казны. Это связано с существованием налогообложения и сбора налогов.
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.
В качестве основных признаков государства иногда называют общий язык общения, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики. Однако эти признаки не являются самыми важными и решающими. Они скорее вспомогательные и дополнительные.
Единую оборонную и внешнеполитическую систему также нельзя отнести к признакам государства. Как известно, существует ряд государств с конституционной политикой постоянного нейтралитета (например, Австрия). Единая система обороны и внешней политики также часто является результатом международно-правового союза государств, входящих в различные сообщества.
Для каждого из основных признаков государства, описанных выше, поясним, в чем они заключаются.
Политическая публичная власть - одна из основных характеристик государства. В первобытных обществах власть не была политической. Все они были одинаковыми и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только когда общество дифференцируется на различные группы, классы и сословия, возникают разнообразные интересы индивидов, согласование которых и означает политику .
Выступая арбитром между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Однако государственная власть не представляет собой власть общества в целом, а стоит над обществом, отделена от него и приобретает независимость по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, кому доверено осуществление власти, будь то отдельный человек (монарх, президент) или группа лиц, они выступают как органы и представители государства.
Государственная власть осуществляется совокупностью органов, образующих государственный аппарат, который:
-управляет обществом;
-имеет право применять принудительные меры
-имеет право принимать общеобязательные акты;
-составляет особую группу людей, профессией которых является работа в государственном аппарате.
Таким образом, государство - это политическая организация, объединяющая все общество и призванная управлять общественными делами, разрешать социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и устанавливать определенную систему управления. Реализуя политическую публичную власть, государство использует различные средства и методы управления, среди которых особое место занимает возможность применения силы принуждения.
Для этого в государстве существуют специальные органы, такие как армия, суды, полиция, тюрьмы, которые имеют право законно (на законных основаниях) применять принудительную силу к тем, кто не подчиняется положениям государственной власти.
Территориальная организация государства отличается от территорий, населенных первобытными общинами, прежде всего наличием границ. Границы обозначают не только переход к оседлой жизни, но и пределы осуществления государственной власти. В то же время границы означают территориальную неприкосновенность государства. В результате территориальные связи первобытных общин в обществе, организованном государством, трансформируются в сильную территориальную организацию населения и в разделение населения по административно-территориальному признаку .
Однако не только население делится по региональному признаку, но и сама государственная власть организуется по этому признаку. Так, различные органы государственной власти в принципе имеют территориальные пределы осуществления своих полномочий и управляют конкретными административно-территориальными единицами.
Под государственным суверенитетом понимается верховенство государственной власти внутри страны, то есть независимость в своей деятельности, полноправие в общественной жизни территории и самостоятельность в отношениях с другими государствами.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, № 202, 08.10.2003
Учебная литература:
3. Архиреева А.С., Гаев Р.В. Осуществление принципов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал «Epomen. Global». - 2023.- № 33. - С. 96-97.
4. Болгов В.А., Шуваева Ю.В. Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в РФ // Журнал «Территория науки». – 2022. – С. 193-194
5. Бялкина Т.М. О принципах местного самоуправления в единой системе публичной власти // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2023. - № 3 (54). - С. 8-9.
6. Гавриков, В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 461 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08962-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/531783 (дата обращения: 16.04.2024).
7. Дигай Л.Н. Местное самоуправление в структуре Российского государства: проблемы и перспективы // Способы, модели и алгоритмы управления модернизационными процессами. Сборник научных статей. - 2023. - С. 119-121.
8. Кожевников В.В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
9. Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
10. Кузнецова Е.В. Признаки государства // Журнал «Столыпинский вестник». - 2022. - Т. 4. - № 3.- С.294.
11. 15. Кулебякина А.Е., Покарева М.А. Определение понятия государства, его сущностные признаки // Юность. Наука. Культура. Сборник научных статей. - 2022. - С. 288-292
12. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 521 с.
13. Магдилов М.М. К вопросу о понятии функций государства // Юридический вестник ДГУ. - 2021. - Т. 37. - № 1. -С. 19-23.
14. Мансуров Т.В. Основные характеристики и функции местного самоуправления как социального института // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». - 2022. - № 2. - С. 242-245.
15. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
16. Никодимов И.Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О.А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
17. Правовое обеспечение реализации национальных проектов социально-экономического развития России до 2030 года: монография / отв. ред. В.Б. Ястребов. – Москва: Проспект, 2021. 308 с.
18. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М: Проспект, 2021. 176 с.
19. Ромашов, Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. А. Ромашов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 478 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-16838-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/531869 (дата обращения: 16.04.2024).
20. Сафронова Е.В. К вопросу о понятии и признаках государства // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее. Сборник научных статей. - 2021. - С. 103-104.
21. Семенова В.В., Порохненко А.С. К вопросу о происхождении государства // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2022. - № 92-8. - С. 86-89.
22. Серова Д.В. О характеристике функций государства // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. Тюмень. - 2022. - С. 140-143.
23. Современное юридическое образование: традиции и инновации Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) . Москва : ИНФРА-М, 2023. 400 с.
24. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 582 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-12003-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/510538 (дата обращения: 16.04.2024).
25. Яковлев Д.А. Конституционные аспекты взаимодействия государства и органов местного самоуправления // Актуальные проблемы публичного и частного права. Сборник научных статей. - 2021. - С. 142-146.
26. Ярмак М.К. К вопросу о понятии государства в отечественной политико-правовой мысли // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2021. - № 1. - С. 153-155.