Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Нейропсихология детского возраста – это область науки, изучающая формирование мозговой организации психических процессов у детей. В последнее время эта область становится все более популярной как метод анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с различными формами мозговой недостаточности или несформированности.
Нейропсихологический луриевский анализ активно внедряется в практику для выявления причин детской дезадаптации "в норме". Этот метод доказал свою валидность и эффективность как инструмент дифференциальной диагностики, прогнозирования, профилактики и коррекции. Популярность данного метода подтверждается широким использованием его психологами, логопедами, детскими невропатологами и учителями, которые применяют разработки таких специалистов как Э. Г. Симерницкая, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.К. Корсакова и других.
Использование нейропсихологического луриевского анализа помогает более точно определить особенности развития мозга у детей, выявить возможные проблемы и недостатки, а также разработать индивидуальные подходы к коррекции и поддержке развития каждого ребенка.
Нейропсихологический метод играет важную роль в изучении развития детей как в норме, так и в патологии. Он позволяет оценить и описать изменения в мозге, которые сопровождают психическое развитие ребенка. Однако описать это развитие не всегда означает полное понимание его глубинных механизмов. Каждый ребенок проходит уникальный путь развития, начиная с момента внутриутробного периода, и этот путь не всегда прямой и однородный.
Развитие различных психических функций у ребенка может происходить асинхронно и гетерохронно. Например, одна функция может развиваться быстро и "автономно", в то время как другая может оставаться относительно стабильной, а третья находится на стадии "консолидации" с другой функциональной системой. Важно отметить, что эти различные процессы могут синхронизироваться в определенные периоды, чтобы создать целостную систему психической деятельности, способную адекватно реагировать на требования окружающего мира.
Таким образом, нейропсихологический метод помогает не только описать, но и понять сложные процессы развития уникального ребенка, что в свою очередь позволяет разработать индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, учитывая его уникальные потребности и особенности развития.
Объект исследования: трудности обучения у детей.
Предмет исследования: определение нейропсихологического подхода к определению трудностей обучения.
Цель исследования: провести анализ нейропсихологических причин проблем в обучении.
Задачи исследования:
- обозначить современное состояние проблемы;
- определить снижение импульсивности детей с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста при помощи приемов нейропсихологического метода коррекции
- рассмотреть преодоление учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- привести пример применения методики нейропсихологической коррекции младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- предложить рекомендации по нейропсихологической коррекции для преодоления учебных трудностей у младшего подростка с СДВГ.
Методы исследования: в исследовании применялись обзорно-аналитические методы, классификация, анализ, обобщение, синтез.
Исследования и работы упомянутых авторов, таких как А.В. Семенович, Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой и других, являются важными теоретическими основами для изучения развития детей и применения нейропсихологического метода.
1. Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе
1.1 Современное состояние проблемы
Дети с различной наследственностью, развивающиеся вне общества и культуры с самого раннего возраста, остаются на уровне развития животных, что подчеркивает важную роль социального воздействия на формирование высших психических функций. Мозг человека, его структуры и функциональные системы служат материальной основой для развития психической деятельности и высших психических функций.
Процессы, такие как предметная деятельность, восприятие, память, мышление, речь и воображение, сформировались в процессе общественно-исторического развития и имеют своим субстратом иерархически организованные нейрональные и морфологические структуры мозга, а также физиологические процессы.
Мозг начинает формировать и производить эти высшие психические функции только при воздействии социальных форм деятельности на него. Это означает, что начало развития высших психических функций не лежит внутри мозговых структур, а зависит от социальной среды и воздействия на мозг социальных форм деятельности. Взаимодействие всех уровней - мозгового, физиологического, психологического и социального - играет ключевую роль в формировании высших психических функций у человека.
Современные исследования показывают, что внешние социальные воздействия оказывают значительное влияние на развитие высших психических функций и мозга в целом. Если определенные зоны мозга не используются или не стимулируются, они могут отставать в своем развитии, что может привести к задержке развития высших психических функций .
Современная психология рассматривает психические процессы как сложные формы деятельности, которые постепенно развиваются и изменяют свою структуру с возрастом. Эти изменения в структуре и функциональных системах психических процессов отражаются на мозговом, неврологическом и физиологическом уровнях.
Нейропсихология подтверждает взаимосвязь между развитием высших психических функций и развитием мозгового субстрата. С помощью методов нейропсихологии можно выявить причины отставания в развитии высших психических функций, задержки их развития или нарушения у детей. Эти причины могут быть связаны как с мозговыми структурами, так и с социально-психологической сферой.
На данный момент существуют три устоявшиеся нейропсихологические концепции (см. рис.1).
1. Концепция динамической хроногенной системной локализации высших психических функций (ВПФ) в головном мозге основывается на принципах созревания мозга "снизу вверх", иерархии, гетерохронности локализации, постепенной латерализации и системной организации ВПФ.
2. Концепция фактора, предложенная Р.А. Лурия, объясняет несформированность или дефекты ВПФ. Понятие фактора является ключевым в исследованиях нарушений или несформированности психической деятельности, позволяя уточнить представления о развитии ВПФ у детей, их структуре и взаимодействии с мозгом.
3. Концепция "нейропсихологического синдрома и симптома" описывает избирательные нарушения группы психических процессов, составляющих синдром, при сохранении других ВПФ. Симптом представляет собой нарушение определенной ВПФ с конкретным механизмом. Эта концепция основана на принципах гетерохронности, компенсации дефектов, специфичности и изменениях факторов, влияющих на развитие ВПФ в зависимости от возраста.
Рис.1. Нейропсихологические концепции
В процессе жизни нейробиологическое и функциональное развитие мозга постепенно устанавливает "иерархию дифференцированных подкорково-корковых внутри- и межполушарных взаимодействий". Различные структуры и системы мозга созревают неодновременно: например, субкортикальные образования уже почти полностью готовы к рождению ребенка, в то время как лобные отделы мозга завершают свое созревание только к 12-15 годам. Мозг ребенка способен дублировать и модулировать все жизненно важные функции.
1.2. Снижение импульсивности детей с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста при помощи приемов нейропсихологического метода коррекции
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии включают в себя два основных направления. Первое направление – это когнитивные методы, которые направлены на помощь в преодолении трудностей в усвоении школьных знаний и развитии высших психических функций у детей. Эти методы помогают улучшить когнитивные процессы, такие как внимание, память, мышление и решение проблем.
Второе направление – это методы двигательной коррекции, которые ориентированы на восстановление контакта ребенка с его собственным телом, снятие напряжений и улучшение моторики. Эти методы помогают развить координацию движений, улучшить осанку, сенсорную интеграцию и другие аспекты, связанные с двигательными навыками.
Опыт отечественных ученых, таких как А.В. Семенович, Е.А. Воробьева и другие, показывает, что наиболее эффективным является системный подход к коррекции психического развития ребенка. В этом подходе когнитивные и двигательные методы применяются в комплексе с учетом их взаимодействия и дополняющего влияния. Такой комплексный
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина Т. В. Нейропсихолог в школе: пособие для педагогов, школьных психологов и родителей / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева; Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. — Москва: Секачев В. Ю., 2012. — 46 с.
2. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 161 с.
3. Бизюк, А. П. Нейропсихология: учебное пособие / А.П. Бизюк. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 539 с.
4. Баулина, М.Е. Нейропсихология: учебник / М.Е. Баулина. – Москва: ВЛАДОС, 2018. - 291 с.
5. Батракова, М. А. Возможности нейропсихологической коррекции в преодолении учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / М. А. Батракова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91672/ (дата обращения: 10.04.2024).
6. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учебник для вузов / Ж. М. Глозман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 249 с.
7. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения / Н. Н. Заваденко // Вопросы современной педиатрии. — 2014. — № 4. — С. 48–53.
8. Курдюкова, Н. А. Нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 157 с.
9. Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 165 с.
10. Колесник, Н. Т. Нейро- и патопсихология. Патопсихологическая диагностика: учебник для вузов / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова; под редакцией Г. И. Ефремовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 240 с.
11. Пылаева Н. М. Нейропсихология и школа / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2012. — № 2. — С. 116–122.
12. Сёмина М. В. Проблемы школьного обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / М. В. Сёмина, А. И. Чинчикова // Международный научный журнал «символ науки». — 2015. — № 11. С. — 224–226.
13. Терещенко Е. Е. Принципы коррекции познавательной сферы младших подростков с трудностями в обучении. / Е. Е. Терещенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2012. — № 7. С. — 86–89.
14. Фотекова Т. А. Динамика высших психических функций в младшем подростковом возрасте. / Т. А. Фотекова, К. А. Богомолова // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 5. С. 10–12.
15. Цветков А. В. Методы нейропсихологической коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. / А. В. Цветков // Московский психолого-социальный институт. — 2010. — № 4. С. 33–40.
16. Шумакова Н. Б. Особенности креативности в младшем подростковом возрасте. / Н. Б. Шумакова // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». — 2017. — № 4. С. 108–117.