Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные дети двигаются мало и уделяют меньше времени занятиям физической культурой и спортом из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Занятие армейским рукопашным боем позволяет развить физические качества человека, выработать эмоциональную и психологическую устойчивость, обрести уверенность в себе, овладеть навыками самообороны, добиться спортивных результатов и выполнить спортивные разряды и получить звания.
Спортивные поединки по армейскому рукопашному бою в последнее время приобрели большую популярность в обществе, получили широкое распространение и признание как вид спорта, входящий во Всероссийский реестр видов спорта, с присвоением спортивных разрядов и званий. При этом важно сохранять эмоциональное и психическое равновесие. Люди, занимающиеся боевыми искусствами, имеют устойчивую психику, хорошую физическую подготовку и пропагандируют Здоровый Образ Жизни.
Проблема оптимизации процесса физического воспитания учащихся остается актуальной и требует дальнейшего научного обоснования прежде всего в поиске наиболее действенных средств, методов занятий профессионально-прикладной направленности.
Характеристика рукопашного боя, его отличительные особенности, рукопашный бой представляет собой систему приёмов, ударов и защит, взятых из различных видов контактных единоборств. Как вид спорта, рукопашный бой характеризуется сложносоставным характером подготовки, требующим условно равного внимания к развитию всех физических качеств спортсмена.
Наличие весовых категорий накладывает необходимость стратегически продуманной физиологической подготовки к соревнованиям, решения частой задачи набора или сгонки собственного веса, а также использования индивидуальных антропометрических особенностей и антропометрических особенностей соперника для достижения победы и построения эффективного тактического рисунка боя.
Для достижения высокой степени готовности к ведению эффективного поединка в спортивной школе предусмотрена программа спортивной подготовки. Спортивная подготовка - это тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направленный на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку.
Обучение технике приемов армейского рукопашного боя осуществляется на основе обучения базовым элементам ударных и борцовских техник. Применение названных средств позволяет достигнуть более высокого уровня физической подготовки обучающихся.
Цель данного исследования: изучение особенностей технической подготовки борцовской технике мальчиков 7-8 лет занимающихся армейским рукопашным боем и анализ функционального состояния мальчиков 7-8 лет занимающихся армейским рукопашным боем.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить историю развития армейского рукопашного боя;
• Рассмотреть тренировочный процесс в армейском рукопашном бое;
• Проанализировать техническую подготовку рукопашников;
• Определить реализацию технической подготовки борцовской технике мальчиков 7-8 лет занимающихся армейским рукопашным боем;
• Проанализировать показателей функционального состояния мальчиков 7-8 лет занимающихся армейским рукопашным боем
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс мальчиков 7-8 лет занимающихся армейским рукопашным боем.
Предмет исследования: техническая подготовка борцовской технике мальчиков 7-8 лет занимающихся армейским рукопашным боем.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. История развития армейского рукопашного боя
Армейский рукопашный бой – это вид боевых искусств, который используется в армии для подготовки военнослужащих к рукопашной схватке.
Он объединяет в себе элементы различных единоборств и спортивных дисциплин, таких как кикбоксинг, дзюдо, самбо и другие.
Физическая культура и спорт своим возникновением, как известно, во многом обязаны военному делу: любой армии во все времена требовались сильные, ловкие и выносливые воины. Такими они становились благодаря занятиям спортом и физическим тренировкам, результаты которых выявлялись как во время состязаний, так и на полях сражений.
Становление физической подготовки в армии как относительно самостоятельного вида боевой подготовки началось годы Гражданской войны. В данной системе значительное место занимали соревнования, проводимые по военно-прикладным видам спорта, появление которых было вызвано необходимостью повышения уровня физической подготовленности призывников, пополняющих ряды недавно сформированной Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а также потребностью скорейшего приобретения ими основных двигательных навыков, способствующих освоению военного дела.
История военно-прикладных видов спорта берет свое начало с 1922 г., когда согласно приказу РВС Республики № 2580 в РККА создаются кружки физической подготовки, которые в будущем становятся спортивными клубами Красной Армии. Они предусматривают: организацию занятий по 8 военно-прикладным видам спорта таким, как гимнастика, спортивные игры, плавание, лыжный спорт, гребля, легкая атлетика, владение холодным оружием, способам защиты и нападения без оружия.
Первые соревнования под названием «Общесоюзные военно-спортивные состязания на первенство РККА и флота» проходили в 1923 году. В регламент соревнований входили такие виды спорта как: футбол, легкая атлетика, стрельба, военное троеборье. В военное троеборье входили: марш-бросок на 10 км, метание трех учебных гранат, прохождение 200- метровой полосы препятствий.
Большую роль в становлении нормативной основы военно-прикладных упражнений сыграл разработанный в 1931-1934 гг. комплекс ГТО, включающий: 25 упражнений, среди которых были и военно-прикладные (кросс 5 км, бег с винтовкой на 60 м в военной форме одежды, преодоление 400-метровой полосы препятствий с винтовкой в военной форме), а также пеший переход на 35 км с полной выкладкой, стрельбу и самозащиту (один вид).
Начало Великой Отечественной войны заставило пересмотреть все нормы мирного времени. В 1942 г. в соответствии с требованиями военного времени в комплекс ГТО были внесены изменения, значительно повышающие его военно-прикладное значение. В годы войны массовые соревнования по преодолению препятствий, плаванию, стрельбе, рукопашному бою широко культивировались не только в резервах армии, но среди широких слоев населения. Спортивная работа в армии и на флоте проводилась также в форме массовых соревнований по военно-прикладным видам спорта.
В 1966 г. начался процесс обоснования содержания, нормативных требований, условий их выполнения и правил соревнований по военно-прикладным видам спорта и упражнениям, что послужило поводом к разработке Военно-спортивной квалификации (ВСКл).
ВСКл-66 включала 9 военно-прикладных видов спорта, объединяющих 37 упражнений. В ней преобладали военно-спортивные многоборья: троеборья, четырехборье, пятиборье, восьмиборье. Дополнительно были включены упражнения в стрелковом спорте, а также упражнения на специальных снарядах, что обеспечило дальнейший подъем массовой спортивной работы в армии и на флоте, а также расширение возможностей для специализации. Характерным при этом являлось неуклонное расширение содержания военно-прикладных видов спорта в классификации и развитие военно-спортивных многоборий, специализированных для соответствующего вида Вооруженных Сил.
Начиная с 1993 г., военно-прикладные виды спорта входят в состав Единой всероссийской спортивной классификации как отдельный раздел.
В настоящее время согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. № 695 Минобороны России осуществляет руководство развитием следующих военно-прикладных видов спорта: армейского рукопашного боя, военно-прикладного спорта, военно-спортивного многоборья, гребли на шлюпках, гребно-парусного двоеборья, международного военно-спортивного многоборья, стрельбы из штатного или табельного оружия.
Долгое время особенностью военно-прикладных видов спорта являлась возможность выполнять нормативные требования в военной форме одежды даже по тем упражнениям, которые согласно ЕВСК выполняются в спортивной форме одежды. Это обусловлено как соблюдением принципа прикладности, так и облегчением организации тренировок в связи с отсутствием спортивной формы одежды у военнослужащих по призыву. Однако в настоящее время согласно норме 27 приказа Министра обороны № 555 от 14.08.2015 г. «О вещевом обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время» каждый военнослужащий по призыву обеспечивается спортивной формой одежды.
При занятии военно-прикладными видами спорта необходимо соблюдать принцип прикладности, т.е. выполняемые упражнения должны не только способствовать развитию у военнослужащих основных физических качеств, но и обеспечивать освоение специфических двигательных навыков. Также необходимо учитывать, что военнослужащие никогда не выполняют боевые задачи только в военной форме одежды, при них всегда - оружие, снаряжение и средства индивидуальной бронезащиты. Поэтому выполнение упражнений только в военной форме одежды не в полной мере соответствует соблюдению принципа прикладности.
Согласно п.4 НФП-2009 г. задачами физической подготовки является: развитие и совершенствование физических качеств (выносливости, силы, быстроты и ловкости) с учетом возрастных особенностей; формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, в преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании. Иными словами, выделены основные двигательные навыки, которые необходимо развивать военнослужащему, в том числе - и с помощью военно-прикладных видов спорта. Поэтому необходимо развивать преимущественно военно-прикладные виды спорта, способствующие формированию данных навыков.
Армейский рукопашный бой является всеобъемлющей системой, которая включает в себя лучшие методы из различных боевых искусств. Это позволяет преподавать как защитные, так и оскорбительные движения. Система Армейского рукопашного боя была протестирована и доказала эффективность в реальных боевых ситуациях .
Процесс обучения в рукопашном бою основан на нескольких ключевых принципах. Один из них – это сознание, которое означает, что ученик должен быть полностью сосредоточен на процессе обучения и выполнения упражнений.
Другой принцип – это деятельность, который подразумевает активное участие ученика в тренировочном процессе. Систематическое обучение – это еще один принцип, который означает, что ученик должен получать систематическую и последовательную подготовку .
Тренировочный процесс в Армейском рукопашном бою состоит из трех частей. Разминка готовит тело к основной работе, согревая мышцы, суставы и связки. Основная часть фокусируется на реализации упражнений и задач для достижения основной цели урока. Последняя часть, также известная как сцепление, помогает телу переходить в режим восстановления.
Важно отметить, что помимо обучения технике, в Армейском рукопашном бою также важно работать над гибкостью, силой, выносливостью, скоростью и общей физической подготовкой. Это помогает ученикам стать более гибкими, быстрыми и сильными, что может быть полезно не только в боевых ситуациях, но и в повседневной жизни.
Использование технологий экономии здоровья, таких как физическое воспитание, расслабление и игры, может повысить эффективность уроков Армейского рукопашного боя. Это позволяет ученикам не только развиваться физически, но и улучшать свое психическое состояние и настроение .
Армейский рукопашный бой получил широкое признание не только в военных подразделениях, но и среди гражданского населения, подростков и молодежи в России. За последние 40 лет развитие этого военного спорта привело к появлению различных боевых школ, которые сыграли решающую роль в формировании и разработке новых видов спорта .
С момента своего появления в 1979 году Армейский рукопашный бой как спорт глубоко укоренился среди "военного и гражданского населения" нашей страны, определил развитие ряда видов боевых искусств в России.
Драматические геополитические события недавнего времени реализовали значение Армейского рукопашного боя как эффективного средства патриотического образования молодежи. В условиях потенциальной угрозы внешней агрессии одним из основных в стране является активная подготовка молодежи к военной службе.
С момента периодизации истории развития Армейского рукопашного боя в научной литературе до сих пор не отражен, что является несомненным исследовательским интересом .
Обучение учащихся рукопашному бою начинается с прочной основы в основных боевых навыках, а также прививает дисциплину, физическую подготовку и умственную устойчивость. Обучение проводится прогрессивным образом, начиная с фундаментальных методов и постепенно продвигаясь к более сложным маневрам.