Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире, где каждый день дарит нам новые вызовы и трудности, особое внимание заслуживает проблематика поддержки молодого поколения. Несовершеннолетние дети, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, часто не обладают необходимыми ресурсами и знаниями, чтобы самостоятельно справиться с социальными, жилищными и финансовыми трудностями, с которыми они сталкиваются. Это приводит к формированию множества серьезных и неотложных проблем, включая алкоголизм, повышенную смертность среди молодежи, различные формы преступности, включая детская преступность, а также беспризорность, что требует немедленного и эффективного решения.
Одним из наиболее продуктивных и многообещающих подходов к решению этих сложных вопросов является институционализация опеки и попечительства. Эта система представляет собой традиционный и устоявшийся метод обеспечения несовершеннолетних детей всем необходимым для их здорового развития, включая обеспечение достойных условий жизни, качественного питания, а также доступного и качественного образования и воспитания. Обеспечение таких условий является одной из ключевых задач государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
Проблематика устройства несовершеннолетних детей, которые по разным причинам лишены попечения родителей, всегда была в центре внимания государственных органов и общественности. В последнее время, с учетом общенационального и глобального контекста, эта проблематика приобрела особую остроту и важность, что привело к разработке и принятию Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4]. Данный закон посвящен вопросам опеки и попечительства, что является важным шагом в направлении улучшения системы защиты прав несовершеннолетних граждан.
Сегодня государство активно разрабатывает и внедряет политику, направленную на корректировку существующего порядка защиты прав несовершеннолетних, которые нуждаются в особом внимании из-за ряда причин, включая возраст, социальное положение и другие факторы риска. Этот процесс предполагает не только улучшение существующих механизмов, но и разработку новых подходов, способствующих всестороннему развитию и благополучию молодого поколения, что является одной из главных задач современной социальной политики.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся из правоотношений по вопросам опеки и попечительства.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения по опеке и попечительству.
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ правовой сущности опеки и попечительства.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие и сущность опеки и попечительства;
2) раскрыть права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети;
3) изучить порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетним;
4) охарактеризовать защиту прав несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством.
Степень разработанности темы исследования довольно значительна. В данных работах отражены различные аспекты формирования, становления и развития института опеки и попечительства, которые раскрываются в трудах таких авторов как: Э.В. Арутюновой, А.В. Вишнякова, М.В. Антокольской, Н.В. Летова, А.М. Нечаева, и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составили следующие методы: формально-юридический, системный, сравнительный, а также методы анализа, синтеза и логического изложения.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты в области опеки и попечительства;
Теоретическая значимость данной работы предполагает, что сделанные в процессе исследования выводы могут способствовать повышению нормативно-правовой значимости роли совершенствования института опеки и попечительства. Данную тему рассматривали следующие авторы: Е.А. Левицкая, Т.А. Пасикова, А.В. Вишнякова, Н.М. Ершова, А.М. Нечаева.
Практическая значимость заключается в том, что основные идеи, концепции и выводы, обозначенные в данном исследовании, могут применяться для оптимизации конституционного законодательства РФ на всех уровнях власти, а также использоваться для преподавания в ВУЗах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретико-правовые основы опеки и попечительства
1.1 Понятие и сущность опеки и попечительства
В соответствии с первой частью статьи 38 Основного закона Российской Федерации – Конституции РФ, такие важнейшие и неотъемлемые аспекты, как материнство, семья и детство, являются объектами особого внимания государства и находятся под его всесторонней защитой. Это подчеркивает особую роль, которую государство играет в обеспечении благополучия и благосостояния каждого ребенка, начиная с самых ранних лет. В связи с этим, вопросы, касающиеся защиты детей и гарантий их прав, становятся ключевыми для решения на уровне всей страны, их решение
требует пристального внимания и совместных усилий различных слоев общества [1].
Необходимость в установлении опеки над несовершеннолетними лицами является объективной и неизбежной, особенно при условии, что численность детей, оставшихся без родительского попечения, неуклонно растёт. Это создаёт дополнительное напряжение и повышает
значимость правового регулирования отношений, связанных с опекой и попечительством над такими детьми. Важность этих институтов неуклонно возрастает, и каждая новая поправка или изменение в законодательной сфере, касающееся вопросов устройства жизни тех, кто по разным причинам
лишился родительской опеки, требует тщательного и всестороннего научного анализа.
По мнению Е.Г. Куропацкой, опека и попечительство
над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей – одна из правовых форм защиты их личных и имущественных прав и
интересов, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования [15, с 47].
Опека и попечительство – формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство — над детьми в возрасте [24, с 181].
В процессе принятия решения о назначении опеки или попечительства особое внимание уделяется возрастному фактору несовершеннолетних детей. Этот аспект является ключевым в оценке их возможностей для самостоятельной жизни, а также для определения наиболее подходящей формы опекунской поддержки.
В соответствии с первым пунктом 32-й статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, опека назначается для детей, не достигших 14 лет, что определяется первым пунктом 28-й статьи того же кодекса. При этом, согласно первой части 33-й статьи, попечительство предусмотрено для лиц в возрасте от 14 до 18 лет [2].
В современном мире особое внимание уделяется вопросам устройства детей, лишившихся родительского попечения, и особую роль играют такие формы семейного устройства, как опека и попечительство. Эти методы привлекают внимание специалистов и родителей из-за множества преимуществ, делающих их актуальными и востребованными в социальной среде. Одним из основных факторов популярности является то, что опека и попечительство обеспечивают удобный и легальный способ защиты прав несовершеннолетних в рамках действующего законодательства.
Опека и попечительство являются важнейшими элементами как гражданского, так и семейного права, играя ключевую роль в правовой системе любой страны. Эти юридические институты служат фундаментом для установления специальных правовых отношений, направленных на поддержку и защиту интересов лиц, не способных самостоятельно реализовывать свои права и обязанности по различным причинам.
С точки зрения гражданского права, основной задачей опеки и попечительства является обеспечение полноценного восполнения дееспособности тех граждан, кто в силу своего возраста или состояния здоровья, не может самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности. Речь идет о несовершеннолетних, которые еще не достигли возраста, когда закон предоставляет им полную дееспособность, а также о тех взрослых гражданах, которые по определенным причинам были признаны недееспособными.
Таким образом, опека и попечительство, будучи воплощением гуманности и заботы общества о своих наименее защищенных членах, одновременно ограничивают свою сферу действия: в семейном праве они направлены преимущественно на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Это подчеркивает особую ответственность государства и общества перед молодым поколением, которое в будущем должно стать полноценными и дееспособными членами общества.
М.В. Антокольская отмечает, что опека и попечительство в
широком смысле этого слова является способом восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц [8, с 44].
В современном мире, где каждая деталь в системе социальной защиты подробно анализируется и корректируется для достижения наибольшей эффективности, особое внимание уделяется вопросам, касающимся опеки и попечительства над несовершеннолетними. Однако, для того чтобы улучшать и оптимизировать процесс опеки и попечительства, необходимо глубоко понимать правовую основу этих институтов. Исследование и определение правовой сущности опеки является фундаментальным шагом, который позволяет сформировать четкое понимание того, каким образом данные институты функционируют и какие меры необходимо принять для их дальнейшего совершенствования.
Когда мы задумываемся о понятии опеки и попечительства, важно осознавать их тесную связь и взаимодействие. Эти институты социальной защиты молодого поколения неразрывно связаны, поскольку они обеспечивают создание наилучших условий для семейного воспитания детей. Это включает в себя не только бережное отношение к личным правам каждого ребенка, но и особую заботу о его материальном благополучии и содержании, а также необходимую защиту его имущественных прав, что является ключевым аспектом в обеспечении благополучия и безопасности юного поколения.
Определение порядка опеки над детьми устанавливает ключевые аспекты и цели опеки и попечительства, оказывая значительное воздействие на выбор лиц, ответственных за опеку. Это также влияет на права и обязанности опекуна в отношении ребенка, на процедуру надзора за действиями опекунов, на условия прекращения оснований для опеки, а также на ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей опекуна.
Допустим основная функция опекуна сводится к воспитанию ребенка, формированию его личности, а гражданско-правовое представительство и защита имущественных прав подопечного носят второстепенный характер, то существо отношений по опеке над несовершеннолетним,
лишенным родительского попечения, является семейно-правовым, и следовательно, регулируются эти отношения только семейным законодательством [13, с 36].
В наше время особенно актуальной является проблематика правового регулирования отношений, связанных с опекой над детьми. Несмотря на то, что в современной юридической науке проводится множество дискуссий и исследований, по сей день не удалось достигнуть консенсуса и
создать унифицированный подход к пониманию и определению этой важной сферы.
Если рассматривать вопрос опеки над детьми сквозь призму семейного права, то можно утверждать, что опека над несовершеннолетним, который по каким-либо причинам лишился родительского попечения, представляет
собой особый механизм, который направлен на восстановление и
упрочение семейных связей. Этот механизм позволяет осиротевшему
ребенку найти новую семью и, таким образом, обеспечивает ему
необходимые условия для нормального развития и воспитания. С
другой стороны, с позиции гражданского права, то опека над детьми,
особенно если речь идет о несовершеннолетнем, который
потерял родительское попечение, может быть рассмотрена как
особое правовое средство, направленное на компенсацию
недостатка дееспособности такого ребенка. В этом контексте опека
выступает как способ восстановления прав и свобод несовершеннолетнего, а также как инструмент защиты его интересов и обеспечения его законных
прав и свобод в полном объеме. Однако в науке на сегодняшний день отсутствует единое мнение относительно отраслевой принадлежности семейных правоотношений.
В рамках Семейного кодекса Российской Федерации, статья 145 [3] определяет основы опеки и попечительства, которые применяются к детям, лишённым родительского надзора. Эти меры направлены на обеспечение их жизни, воспитание, образование, а также на защиту их прав и интересов.
Таким образом, нормы, касающиеся опеки и попечительства, присутствуют как в гражданском, так и в семейном законодательстве [11, с 127]. Опека и попечительство над несовершеннолетним, который
потерял родительское попечение, представляют собой ключевой
механизм, направленный на интеграцию ребенка в новую семейную
среду. Этот процесс направлен на создание для него наиболее
благоприятных условий для семейного воспитания, что является неотъемлемой частью защиты его прав. Именно эта цель лежит в основе всей системы защиты прав несовершеннолетних, прежде всего права на воспитание в семье.
Управление процессом опеки и попечительства над детьми до достижения ими совершеннолетия необходимо осуществлять не только в контексте гражданского законодательства, но и в соответствии с основополагающими положениями семейного права. Это способствует более всестороннему и согласованному развитию правовой системы, направленной на защиту прав несовершеннолетних, а также их социального и психологического благополучия.
1.2 Права и обязанности опекуна, попечителя на попечении которых находятся несовершеннолетние дети
В наше время особое внимание уделяется вопросам оказания помощи и защиты несовершеннолетних. Обязанности и права, возложенные на опекунов и попечителей, в большей степени совпадают с функциями родителей. Это демонстрирует стремление государственных структур гарантировать защиту и благосостояние детей в случаях, когда родительский надзор не может быть осуществлен.
Одна из ключевых задач, возложенных на попечителей и опекунов, заключается в воспитательной миссии. Это включает в себя заботу о физическом и умственном росте ребенка, а также о его этическом и нравственном развитии. Опекун обладает правом выбирать наилучшие методики воспитания, что дает возможность настроить подход под уникальные черты каждого ребенка. Тем не менее, несмотря на предоставленные широкие полномочия, закон, в частности первый пункт статьи 150 Семейного кодекса РФ, устанавливает определенные границы и ограничения в использовании этих полномочий. Это делается для защиты интересов ребенка и гарантирования его благополучного развития в рамках общепринятых социальных правил и ценностей.
Российский цивилист Д. И. Мейер дает характеристику различия между опекой и попечительством, прежде всего в том, что «опекун представляет личность опекаемого; попечитель же только дополняет собой эту личность, так что опекун действует за опекаемого, а попечитель только поддерживает последнего советами [16, с 396].
Первое что стоит отметить это положение статьи 65 Семейного кодекса РФ: «Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» [3]. В 57-й статье Семейного кодекса РФ закреплено важное право детей на то, чтобы их мнения учитывались. С 10 лет взгляды ребенка обязаны приниматься во внимание. При этом, выбор методов воспитания ребенка должен осуществляться опекуном или попечителем с учетом рекомендаций специализированного органа по вопросам опеки и попечительства. Однако, опекун не обязан в буквальном смысле следует этим советам. Отказ от их применения не может стать причиной для отзыва прав опекуна, если при этом не были допущены более значительные нарушения.
Опекуны (попечители) несут ответственность за воспитание ребенка, что является одной из основных частей их задач. Для эффективного осуществления этой роли необходимо наличие постоянного общения и совместного проживания с воспитанником. Это обусловлено тем, что
опекун (попечитель) должен не только обеспечивать материальное благополучие, но и следить за духовно-нравственным
развитием подрастающего поколения, что невозможно без непосредственного общения и воздействия на формирование личности ребенка.
Согласно положениям статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации [2], опекуны (попечители) несовершеннолетних лиц должны совместно с ними проживать. Тем не менее, следует подчеркнуть, что данный обычай не является абсолютно обязательным. Особенно это касается случаев, когда юноша или девушка близки к достижению совершеннолетия и проявляют достаточную самостоятельность, что позволяет им жить без опекуна (попечителя), не нанося ущерба их социальному и образовательному развитию.
И опека, и попечительство должны быть отнесены к формам устройства физических лиц, нуждающихся в социальной заботе [14, с 98].