Фрагмент для ознакомления
2
Этнографические экскурсии, утверждают С.А. Мухина и А.А. Соловьева, представляют собой глубокий педагогический инструмент, воплощающий синтез традиционного распространения знаний и нетрадиционных педагогических технологий; эти экскурсии дают возможность погрузиться в мир, через который изучается и осмысливается спектр регионального культурного наследия [Мухина, Соловьева, 2004]. Л.Г. Дикман дополняет эту точку зрения, проводя параллели с организационными способностями, необходимыми в строительстве, предлагая тщательное планирование и исполнение, схожее с тем, что необходимо для сложной разработки этнографических туров [Дикман, 2012]. М. Иршад, А. Чодри и С. Али подчеркивают роль этнографической экскурсии как яркого зеркала культуры, отражающего аутентичный спектр местных традиций, обычаев и повседневной жизни, обеспечивая тем самым уникальную образовательную точку зрения на общественные структуры различных сообществ [Irshad, 2021]. Н.В. Горошко более подробно останавливается на образовательном потенциале таких экскурсий, подчеркивая их способность соединить академические знания с осязаемыми реалиями культурных практик и традиций [Горошко, 2014]. E. Франс и др. подчеркивают методологические тонкости, связанные с представлением результатов этнографических исследований, тем самым усиливая критическую аналитическую глубину, необходимую для концептуализации и документирования нюансов опыта, полученного в ходе этнографических экскурсий [France, 2014]. Г.П. Долженко обсуждает значение этих экскурсий в более широком контексте экскурсионной деятельности, подчеркивая их незаменимую роль в сохранении культурного наследия и воспитании уважения к разнообразию мировых культур [Долженко, 2012]. В. Ламберт, М. Глакен и М. Маккаррон] выступают за использование этнографического подхода в исследованиях, что соответствует методологической сути этнографических экскурсий – глубокого погружения, культурно чувствительных и методологически строгих исследований [Lambert, 2011. А. Гарсия и др. рассматривают возможность адаптации этнографических методологий в цифровую эпоху, намекая на то, что виртуальные этнографические экскурсии могут дополнять их реальные аналоги [Garcia, 2009]. Б.В. Емельянов и Н.П. Иванова развивают дискуссию в рамках теории экскурсий и музейной педагогики, соответственно, предлагая взгляды на дизайн и образовательные основы этнографических туров [Емельянов, 2007; Иванова, 2020].
Поэтому, благодаря слиянию педагогических, организационных и методологических идей, концепция этнографических экскурсий становится многомерным образовательным инструментом, который не только служит каналом для культурного погружения, но и является динамичной платформой для изучения и оценки богатого культурного разнообразия, определяющего наше глобальное общество.
Уникальная образовательная и экспериментальная парадигма, в которой участники, погруженные в аутентичную среду местных сообществ, участвуют в глубоком обмене культурными нарративами и практиками, является квинтэссенцией этнографических экскурсий – при непосредственном взаимодействии с носителями культуры [Cunningham, 2019]. Л. Моллой, К. Уолкер и Р. Лэйкман далее разъясняют симбиотическую динамику между исследователями и испытуемыми в многоместных этнографиях, подчеркивая тем самым обогащенное понимание, получаемое благодаря совместному опыту [Molloy, 2017]. А.Д. Балюк подчеркивает педагогическую значимость таких взаимодействий, считая их краеугольным камнем экскурсионного обучения, способствующего глубокому погружению в социокультурную ткань сообществ [Балюк, 2020]. H. Карасти и Дж. Бломберг подчеркивают инфраструктурные нюансы создания пространств, способствующих подлинным встречам между туристами и местными жителями, что способствует формированию среды взаимного обучения и обмена [Karasti, Blomberg, 2018]. В.А. Ганский и Е.В. Вовнейко выступают за структурированный подход к организации этнографических туров, при котором продуманная организация точек взаимодействия служит проводником для передачи культурных знаний [Ганский, Вовнейко, 2012]. Г. Каппелларо рассматривает эти взаимодействия в более широком контексте исследований в области государственного управления, предлагая использовать этнографические методологии для разработки государственных услуг, которые резонируют с живым опытом членов сообщества [Cappellaro, 2017]. Л.С. Косова и Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова вносят свой вклад в этот дискурс, подчеркивая роль взаимодействия с гидом в распространении культурного наследия, предполагая, что кураторство опыта может значительно усилить образовательную ценность этнографических экскурсий [Косова, 2014; Матюхина, 2018]. С. Розенталь и М. Каппер, а также Д. Бизли и Г. Маунт переносят этот разговор в цифровую сферу, исследуя, как новые медиа и технологии могут имитировать или дополнять эти непосредственные встречи, тем самым расширяя охват и воздействие культурного обмена [Rosenthal, Capper, 2006; Beesleyl, Mount, 2022]. А.С. Скобельцына и А.П. Шарухин в заключение подчеркивают операционные аспекты экскурсионных услуг, в которых организация взаимодействия между посетителями и носителями культуры становится ключевым элементом дизайна услуг, в конечном итоге повышая аутентичность и образовательную насыщенность туристического опыта [Шарухин, 2013]. Благодаря этому многогранному исследованию неотъемлемая роль прямого взаимодействия с местными жителями в этнографических экскурсиях проявляется не только как метод культурного погружения, но и как динамичный интерфейс для взаимного обмена знаниями и перспективами, что обогащает как опыт посетителя, так и культурную ткань принимающего сообщества.
Этнографические экскурсии, по своей сути, представляют собой педагогический узел: точку соприкосновения, где сферы образования и культурного погружения переплетаются, создавая богатый спектр возможностей для обучения. Центральным элементом этой образовательной парадигмы является расширение кругозора; благодаря непосредственному взаимодействию с пестрой мозаикой культурных традиций участники становятся не просто пассивными получателями знаний, а активными исследователями огромного мультикультурного ландшафта. Такие экскурсии служат катализатором когнитивного развития – они бросают вызов предвзятым мнениям, способствуют развитию критического мышления и воспитывают глубокое понимание сложности и разнообразия человеческих обществ. В этих исследованиях заложен мощный образовательный принцип экспериментального обучения, когда теория и практика, обучение и деятельность, наблюдение и участие объединяются в единый опыт погружения. В этом случае культурные традиции – это не абстрактные понятия, которые нужно изучать издалека, а живая реальность, которую нужно пережить из первых рук. Такой педагогический подход, характеризующийся динамичным взаимодействием между учащимся и предметом, способствует более глубокому и тонкому пониманию культурных нюансов и тонкостей, которые часто упускаются из виду в традиционных образовательных учреждениях.
Этнографические экскурсии не ограничиваются простым знакомством с культурой, они способствуют развитию ряда сквозных компетенций – эмпатии, культурной восприимчивости, адаптивности и глобальной осведомленности – навыков, необходимых для того, чтобы ориентироваться в сложностях нашего все более взаимосвязанного мира. Через призму этнографии участникам предлагается поразмышлять над своими собственными культурными рамками, познакомиться с точками зрения, отличными от их собственных, и в процессе построить более инклюзивное мировоззрение. При объединении этих элементов этнографические экскурсии становятся многогранными образовательными инструментами, способными обогатить спектр формального образования яркими нитями культурного разнообразия. Они не только освещают богатую и сложную ткань человеческой культуры, но и вооружают участников интеллектуальными и эмоциональными инструментами, необходимыми для формирования более понимающего, терпимого и взаимосвязанного мирового сообщества.
1.2. Современные тенденции развития этнографических экскурсий в регионах мира
С развитием панорамы глобального туризма этнографические экскурсии становятся важнейшими проводниками устойчивого туризма, в котором сохранение и защита культурного наследия приобретают первостепенное значение. Эта тенденция, как отмечают Э. Оттри, Ж. Йонг и Ж. Портер, подчеркивает неотъемлемую роль этнографических методологий в содействии более глубокому пониманию культурных практик, что способствует устойчивому развитию туризма, пропагандируя ответственное отношение к местным традициям [Ottrey, 2018]. В то же время Э. Франс и др. раскрывают нюансы, необходимые для методологической строгости в изложении этнографических результатов, предлагая повысить точность изображения культурного наследия, что соответствует принципам устойчивости [France, 2015].
Х.А. Добрина и Г.П. Долженко в своих рассуждениях о теории и практике экскурсионного дела подчеркивают постепенное внедрение принципов устойчивого развития в операционную и концептуальную парадигму этнографических экскурсий; такая интеграция не только повышает образовательную ценность экскурсий, но и служит оплотом против эрозии нематериальных культурных ценностей [Добрина, 2012; Долженко, 2012]. Методические рекомендации по организации экскурсий, изложенные в имеющихся рекомендациях [2013], еще больше подкрепляют эту тенденцию, предписывая стратегии взаимодействия, которые минимизируют экологический след от экскурсий и в то же время максимизируют культурный обмен между посетителями и принимающей стороной. В. Ламберт, М. Глакен и М. Маккаррон, а также А. Гарсия и др. раскрывают основные характеристики и инновационные подходы этнографических исследований, которые сыграли важную роль в адаптации туристической практики к императивам устойчивости; эти методологии позволяют уважительно и проницательно взаимодействовать с культурными практиками, тем самым обогащая туристический опыт и обеспечивая его устойчивость [Lambert, 2011; Garcia, 2009]. Б.В. Емельянов и Н.П. Иванова подробно рассматривают педагогические аспекты музейной и экскурсионной педагогики, которые созвучны целям устойчивого туризма, выступая за образовательный подход, который приобщает участников к ценности сохранения культуры [Емельянов, 2007; Иванова, 2020].
Поэтому нынешнее стремление к устойчивому туризму, проявляющееся через призму этнографических экскурсий, не только предвещает ренессанс в том, как мы взаимодействуем с культурным разнообразием и ценим его, но и воплощает в себе обязательство бережно хранить культурное наследие для будущих поколений. Этот парадигматический сдвиг, подкрепленный методологической изощренностью и этической этикой, возвещает о наступлении новой эры в туризме, в которой приоритет отдается сохранению культурного наследия, способствуя симбиотическим отношениям между туризмом и культурной устойчивостью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балюк А. Д. Экскурсоведение. М.: Юрайт, 2020. 237 с.
2. Ганский В. А., Вовнейко Е. В. Экскурсоведение. Новополоцк: ПГУ, 2012. 254 с.
3. Горошко Н. В. Подготовка и проведение образовательных экскурсий: учебно-методическое пособие / Н. В. Горошко ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – с. 125.
4. Дикман Л.Г. Организация строительного производства. Учебник для строительных вузов. – М.: Издательство АСВ, 2012. – 588 с.
5. Добрина H.A. Экскурсоведение. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. -285 с.
6. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 308 с.
7. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
8. Иванова Н. П. Музейная педагогика. М.: Юрайт, 2020. 223 с.
9. Косова Л. С. Экскурсоведение / под ред. П. А. Окишева. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2014. 83 с.
10. Матюхина Ю. А., Мигунова Е. Ю. Экскурсионная деятельность. М.: Кнорус, 2018. 223 с.
11. Методические рекомендации по организации экскурсий. URL: http: // www.nmc-penza.orq/index.php/technoobr/123-2010-12-07 (дата обращения: 17.06.2013).
12. Мухина С.А., Соловьева A.A. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. – 379 с.
13. Скобельцына А. С., Шарухин А. П. Технологии и организация экскурсионных услуг. М. : Академия, 2013. 174 с.
14. Beesley, D., & Mount, G., 2022. Digital Ethnography Redux: Interpreting Drone Cultures and Microtargeting in an era of Digital Transformation. 4th International Conference on Advanced Research Methods and Analytics (CARMA 2022). https://doi.org/10.4995/carma2022.2022.15083.
15. Cahill, M., Robinson, K., Pettigrew, J., Galvin, R., & Stanley, M., 2018. Qualitative synthesis: A guide to conducting a meta-ethnography. British Journal of Occupational Therapy, 81, pp. 129 – 137. https://doi.org/10.1177/0308022617745016.
16. Cappellaro, G., 2017. Ethnography in Public Management Research: A Systematic Review and Future Directions. International Public Management Journal, 20, pp. 14 – 48. https://doi.org/10.1080/10967494.2016.1143423.
17. Crockett, P., 2020. Literature Review: Collaborative Ethnography. . https://doi.org/10.2139/ssrn.3713077.
18. Cunningham, M., France, E., Ring, N., Uny, I., Duncan, E., Roberts, R., Jepson, R., Maxwell, M., Turley, R., & Noyes, J., 2019. Developing a reporting guideline to improve meta-ethnography in health research: the eMERGe mixed-methods study. Health Services and Delivery Research. https://doi.org/10.3310/HSDR07040.
19. France, E., Ring, N., Noyes, J., Maxwell, M., Jepson, R., Duncan, E., Turley, R., Jones, D., & Uny, I., 2015. Protocol-developing meta-ethnography reporting guidelines (eMERGe). BMC Medical Research Methodology, 15. https://doi.org/10.1186/s12874-015-0068-0.
20. France, E., Ring, N., Thomas, R., Noyes, J., Maxwell, M., & Jepson, R., 2014. A methodological systematic review of what’s wrong with meta-ethnography reporting. BMC Medical Research Methodology, 14. https://doi.org/10.1186/1471-2288-14-119.
21. France, E., Uny, I., Ring, N., Turley, R., Maxwell, M., Duncan, E., Jepson, R., Roberts, R., & Noyes, J., 2019. A methodological systematic review of meta-ethnography conduct to articulate the complex analytical phases. BMC Medical Research Methodology, 19. https://doi.org/10.1186/s12874-019-0670-7.
22. Garcia, A., Standlee, A., Bechkoff, J., & Cui, Y., 2009. Ethnographic Approaches to the Internet and Computer-Mediated Communication. Journal of Contemporary Ethnography, 38, pp. 52 – 84. https://doi.org/10.1177/0891241607310839.
23. Irshad, M., Chaudhry, A., & Ali, S., 2021. ETHNOGRAPHY: A SYSTEMATIC LITERATURE REVIEW OF SOCIAL SCIENCE PUBLICATIONS IN PAKISTAN. Pakistan Journal of Social Research. https://doi.org/10.52567/pjsr.v3i4.416.
24. Karasti, H., & Blomberg, J., 2018. Studying Infrastructuring Ethnographically. Computer Supported Cooperative Work (CSCW), 27, pp. 233-265. https://doi.org/10.1007/s10606-017-9296-7.
25. Lambert, V., Glacken, M., & McCarron, M., 2011. Employing an ethnographic approach: key characteristics.. Nurse researcher, 19 1, pp. 17-24 . https://doi.org/10.7748/NR2011.10.19.1.17.C8767.
26. Molloy, L., Walker, K., & Lakeman, R., 2017. Shared worlds: multi-sited ethnography and nursing research.. Nurse researcher, 24 4, pp. 22-26 . https://doi.org/10.7748/nr.2017.e1506.
27. Nixon, A., & Odoyo, C., 2020. Ethnography, Its Strengths, Weaknesses and Its Application in Information Technology and Communication as a Research Design. Computer Science and Information Technology, 8, pp. 50-56. https://doi.org/10.13189/csit.2020.080203.
28. Ottrey, E., Jong, J., & Porter, J., 2018. Ethnography in Nutrition and Dietetics Research: A Systematic Review.. Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics, 118 10, pp. 1903-1942.e10 . https://doi.org/10.1016/j.jand.2018.06.002.
29. Ramsden, B., 2016. Ethnographic methods in academic libraries: A review. New Review of Academic Librarianship, 22, pp. 355 – 369. https://doi.org/10.1080/13614533.2016.1231696.
30. Rosenthal, S., & Capper, M., 2006. Ethnographies in the Front End: Designing for Enhanced Customer Experiences*. Journal of Product Innovation Management, 23, pp. 215-237. https://doi.org/10.1111/J.1540-5885.2006.00195.X.