Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Специфика акцизов заключается в том, что они как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины. Введенный в 1992 г., этот налог заменил вместе с НДС действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота.
На сегодняшний день установленная система акцизного налогообложения в Российской Федерации является достаточно сложной. Одновременно с этим, как показывает опыт ее функционирования, она к тому же недостаточно эффективна не только с фискальной точки зрения, но и зачастую с позиций налогоплательщика.
Цель курсовой работы — рассмотреть зарубежный опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в РФ.
Задачи курсовой работы:
- исследовать зарубежный опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в РФ;
- решить практическую задачу.
Объект курсовой работы акцизное налогообложение.
Предмет курсовой работы - опыт акцизного налогообложения зарубежом и в РФ.
Методы курсовой работы: синтез, анализ литературы, обобщение, классификация, расчеты и измерения, описание.
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В конце XVII — начале XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.
Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они в
малой степени сдерживали развитие торговли. [32]
Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги…»[15].
Английский экономист Уильям Петти, известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал:
Доводы в пользу акциза сводятся к следующему:
Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.
Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.
В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Между тем мы часто наблюдаем, что в иных случаях люди уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов, а также и пошлины (которые уплачиваются всеми людьми, хотя купцы более всего говорят о них). Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз.
В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов»[20].
Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией. Так, назначенный в 1769 г. министром финансов Франции аббат Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал, что «налоги на расходы наименее обременительны... они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно»[24].
Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко.
На данном этапе фискальная роль акцизов снижается во многих других странах, хотя и незначительно. Например, в США значение акцизов снизилось в связи с уменьшением ставок акцизного налога на ряд товаров и продуктов (например, соль, телефонные услуги, меховые изделия). В современных США акцизами облагаются огнестрельное оружие, рыболовные снасти, ювелирные изделия, меха, дорогие автомобили, личные самолеты, услуги пассажирского воздушного транспорта, нефть, а также алкогольные напитки и табачные изделия. Кроме того, акциз на нефть из существующих месторождений взимается по трем ставкам - 70 %, 60 % и 30 %, в то время как ставка на вновь открытые месторождения составляет всего 15 %. Таким образом, регулирующая роль акцизов совершенно очевидна.
В большинстве стран мира в структуре акцизных доходов большую долю занимают акцизы на алкогольную продукцию и, в меньшей степени, на табачные изделия. В мировой практике существует несколько форм государственного регулирования производства и продажи алкогольной продукции: полное регулирование (монополия государства - исключительное право на регулирование этого процесса), частичное регулирование (система лицензирования) и отсутствие регулирования (право любого субъекта на производство и продажу алкогольной продукции).
К регионам с относительно низким уровнем регулирования алкоголя относятся винодельческие страны (Греция, Испания, Италия, Кипр, Португалия, Словения и Италия). Общей чертой этих стран является то, что ни в одной из них не взимается акциз на натуральное вино. Страны Центральной Европы, предпочитающие пиво, и новые страны-члены ЕС в Восточной Европе имеют умеренный уровень регулирования алкоголя.
Государственные монополии на производство и продажу алкогольных напитков являются одними из наиболее жестко регулируемых, хотя методы и масштабы регулирования значительно различаются [16]. Среди европейских стран только Финляндия, Норвегия, Швеция и Исландия используют метод государственных монополий на алкогольную продукцию.
В современных условиях в других странах практикуется как лицензионный подход (продажа права на производство алкогольной продукции в частную собственность), так и полная государственная монополия на производство алкогольной продукции (часто крепких напитков) [15]. Большинство европейских стран предпочитают выдавать лицензии на производство и продажу алкогольных напитков. В США, несмотря на отсутствие монополии на производство алкогольных напитков, "существует государственная монополия на их продажу, что является важным средством повышения эффективности их администрирования и борьбы с алкоголизмом" [11]. Государственный контроль включает в себя ограничения на продажу алкогольных напитков в целом, а также ограничения по часам, дням недели, местам продажи (медицинские и образовательные учреждения, правительственные здания, общественный транспорт, спортивные и молодежные мероприятия и т.д.), рекламу (телевидение, интернет, печатные СМИ, билборды), ограничения по возрасту лиц, употребляющих алкогольные напитки а также частные ограничения. Эффективность таких ограничений в каждой стране зависит от ряда факторов, в том числе от местных обычаев, привычек людей и православных традиций.
С начала 1990-х годов в европейских странах действующая система взимания акцизов и ее структурные элементы (перечень объектов налогообложения акцизами, объекты налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размеры налоговых ставок и т. д.) были направлены на формирование единой европейской системы акцизного налогообложения. С переходом европейских стран на правила открытой торговли все ставки акцизов должны были быть гармонизированы и унифицированы. Однако этот процесс до сих пор не завершен. В то же время следует отметить, что в настоящее время для государств-членов ЕС и государств, желающих стать членами ЕС, разработаны минимальные требования к механизмам акцизного налогообложения (в первую очередь, в отношении порядка формирования налоговой базы и шкалы налоговых ставок). Современная система косвенных налогов, в том числе акцизов, основана на налогообложении товаров (работ и услуг) в стране потребления.
В Германии, наиболее развитой стране Европы, несмотря на большое количество налогов и достаточно высокие налоговые ставки, рациональная налоговая и экономическая политика в соответствии с важнейшими принципами национального налогообложения позволяет не только последовательно пополнять бюджет разных уровней, но и постоянно увеличивать большинство налоговых поступлений возможным" [10]. В структуре акцизных доходов Германии, в отличие от большинства стран ЕС, наибольшие поступления в казну обеспечивают акцизы на минеральное топливо и табак (2,8-3 % от общего объема налоговых поступлений), а не на алкогольные напитки. Акцизы на табак и табачные изделия, алкогольные напитки, полуфабрикаты, игристое вино, минеральное топливо, электроэнергию и кофе зачисляются в федеральный бюджет. Единственный акциз, зачисляемый в бюджеты федеральных земель, - это акциз на пиво. Ставки федерального акциза следующие: бензин - 0,70-0,77 евро за литр в зависимости от содержания свинца; печное топливо - 6,7 цента за кг; табачные изделия - 9,3 цента за сигарету; кофе - 3,1 евро за кг; спиртные напитки - 160 евро за 100 литров; шампанское - 0 1,4 евро за 75 литров; страховые операции - 12% страховых полисов. [8]. 'Право устанавливать акцизы принадлежит федеральному правительству, но в землях с давней историей производства пива производители взимают налог' [12].
Для поддержки легального производства алкоголя существует государственная монополия "на продажу этилового спирта в Германии", в рамках которой Федеральное монопольное ведомство закупает алкогольную продукцию у мелких производителей (700 малых и средних винокурен, 28 000 мелких винокуренных заводов и 200 000 поставщиков сельскохозяйственного сырья, работающих на давальческой основе). Это предполагает закупку продукции. При этом государственная монополия по сути является средством государственной поддержки сельхозпроизводителей, так как закупки осуществляются по фиксированной цене (в 4-6 раз выше среднерыночной)» [9].