Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Проблема личностного и профессионального самоопределения в период юношеского кризиса
1.1 Понятие возрастного кризиса и подходы к его изучению
В современном обществе с учетом развитости инфраструктуру, широким спектром возможностей самореализоваться за счет доступности образования, его форм и видов, распространенность информации в любой сфере жизнедеятельности, общества, государственности и веры, перед человеком ежедневно встает выбор: развить свои возможности и способности, соответствовать навязанным стереотипам и идеалам, выбрать более стабильное будущее или то, что будет приносить профессиональное и моральное удовлетворение в дальнейшем. Наличие большого количества выборов и альтернатив, необходимость брать ответственность за ранее принятые решения и все последствия, которые могут быть как удовлетворительными, помогающими найти свое место в обществе, так и негативные, которые в большей степени являются приобретенным человеком опытом – все это обуславливает необходимость совершать выбор и вызывает у человека чувство тревоги, оставляет ощущением неопределённости, сомнение в правильности сделанного выбора, что при разрешении данного вопроса знаменуется преодолением внутреннего кризиса.
В зависимости от возраста, с самых малых лет, человек начинается сталкиваться с подобного рода кризисами, и при их удовлетворительном преодолении, человек приобретает новые навыки, опыт, а также выстраивает вектор и перспективу развития на ближайшее будущее. Кризисы, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни определены возрастом, этапом нашего развития, ведущим видом деятельности и стоящими перед нами задачи на каждом этапе взросления и будущего самоопределения.
Попытки создать всеобъемлющую возрастную периодизацию, которая бы включала в себя возможные, значимые для каждого возрастного периода кризисы, этапы становления личности, саморазвития и самореализации, занимают одно из наиболее значимых мест в исследованиях в рамках большого количества психологических дисциплин (общая психология, психология личности, психодиагностика, возрастная психология и многие другие) еще с XIX века вплоть до наших дней. Первые исследования были представлены в рамках психодинамического подхода и не потеряли свою актуальность в настоящее время. Чтобы понимать природу возникновения кризисов, причины, последствия их удачного преодоления и «застревания» человека на любом из этапов формирования личности стоит рассмотреть различные подходы и концепции к исследованию данного психологического явления [1].
Начать собственный анализ необходимо с определения понятия «кризис». Исследуя научную литературу, можно обратить внимание, что нередко понятия кризис подменяется схожими понятиями, в зависимости от подхода к исследуемому феномену, либо направления психологии, в рамках которого изучается сам процесс преодоления кризиса, либо смежный с ним. Так, например, можно встретить, что кризис отождествляется с понятиями стресса, внутриличностного конфликта, кризисной ситуации либо состояния. В психологии существует несколько подходов, к понимаю кризиса и природы его возникновения:
1.Эмоционально-ориентированный подход. В рамках данного подхода под кризисом понимается состояние фрустрации и неудовлетворенности человека собой, своим местом в социуме и взаимоотношении с ближайшим общественным окружением. Причиной возникновения данного психоэмоционального состояния может стать болезнь (как психологического, так и физиологического характера), психотравмирующее события, острый либо хронологический стресс, ситуации, влекущие состояние утраты, или, препятствующие нормальной жизнедеятельности и удовлетворению базовых потребностей организма.
2.Личностно-ориентированный подход. Исследователи, придерживающиеся данного подхода, считают, что кризис является стрессовой ситуацией, в процессе прохождения которой происходит пересмотр представлений о себе, своем месте в мире, и мире в целом, за короткий промежуток времени. Данный пересмотр может иметь как положительный, так и отрицательный окрас. При рассмотрении кризиса с этой позиции, сам кризис выступает фактором, влекущим личностные изменения, становясь необходимым, даже обязательным, условием для развития личности.
3.Жизненно-ориентированный подход. Кризис характеризуется точками, изменений человека в его развитии и личностной позиции, происходящий при столкновении внутренних и внешних факторов. [14, с.2]
Анализируя отечественные и зарубежные источники можно выделить три типизации подходов к рассмотрению возрастных кризисов на пусти становления личности. Кризисы рассматриваются в зависимости от: вектора развития личности, условий, стимулирующих развития, механизмов, позволяющих приобрести новообразование. Более того, в свои научных: теоретических и практических, исследованиях, разные ученные рассматривали одну из разновидностей кризисный состояний и ситуаций, как главную детерминанту психического и личностного развития.
Так, возрастной кризис был предметом исследования Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выгодского и других не менее известных авторов. Под возрастным кризисом вышеуказанные авторы понимали событие, влекущее радикальные изменения личности, отношение к себе и окружающей действительности в ввиду смены ведущего вида деятельности, соответствующего определенному возрастному периоду. Таким образом