Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» повышение качества жизни населения, снижение бедности, рост продолжительности жизни, защита и поддержка материнства, детства относятся к приоритетным задачам современного этапа развития нашего государства. В решении данных задач большая роль принадлежит субъектам Российской Федерации. Важнейшее значение эти приоритеты имеют и для Московской области.
Зачастую работодатели не могут найти на рынке подходящего специалиста, поэтому нанимают людей, не обладающих необходимой компетенцией, и инвестируют в их переподготовку. В свою очередь, государство выделяет финансовые ресурсы на подготовку специалистов, чьи навыки и компетенции не соответствуют требованиям рынка. Образовательные организации готовят кадры для удовлетворения текущих потребностей экономики, которые могут кардинально измениться к моменту окончания обучения студента. Работодатели, в свою очередь, недостаточно осведомлены о том, какие компетенции понадобятся работнику через четыре-шесть лет.
Целью работы является исследование рассмотрение социальной защиты в рыночной экономике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансирования социальной защиты;
- провести анализ практики развития социальной защиты на примере Московской области;
- определить перспективы развития отдельных направлений социальной защиты.
Объектом исследования является Московская область.
Предмет исследования – расходы бюджета Московской области на социальную защиту.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные источники информации: научная и учебная информация, периодические издания, информационные ресурсы сети Интернет. В работе были использованы методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение), методы статистической обработки информации.
Информационной основой работы послужили нормативно-правовые акты в области осуществления государственных и частных инвестиций, статистические данные Росстата России и иных ведомств.
Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания (научная объективность, системность и др.); логические приемы и операции (анализ, синтез, определение и др.); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод регулирования, сравнительный, функциональный.
Работа состоит из введения, трех глав, последовательно разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы финансирования социальной защиты
1.1. Становление системы социальной защиты населения в России
Функциональность гражданина, его способность вносить свой вклад в достижение стратегических геополитических целей – вот что составляет ее стержневое содержание. Поддержание же тех, кто не в состоянии внести ничего в обеспечение эффективности государственной экспансии, возлагается на самих граждан. Так, например, в России силами крестьянской общины строятся мельницы, школы, общественные магазины, склады, амбары, ремонтируются дороги, возводятся церкви, дома для священников. В обязанности той же общины лежит заготовка дров для церквей, сельских больниц; она занимается содержанием нетрудоспособных, вдов и сирот. Община же в порядке взаимопомощи строит дома для погорельцев, распахивает поля сельчанам, у которых пала лошадь или у кого мужчины были призваны на военную службу .
И все же мысль о том, что обеспечение социально незащищенных – это не милость и не подаяние сильных, но прямая обязанность центральной власти, постепенно завоевывает общественное сознание. Под ее влиянием к концу XVII в. государственная политика постепенно начинает заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся. Так, в России в 1715 г. открываются первые воспитательные дома для детей-подкидышей. При Екатерине II для открытого ею в 1764 г. воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения в 1806 г. появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых. к началу ХХ в. в Москве существовало 628 благотворительных заведений, из них 427 для взрослых, 201 для детей, в том числе богаделен, приютов 239.
Возникают первые системы обеспечения старости; сначала они основываются на добровольных фондах взаимопомощи, которые организуются гильдиями и рабочими объединениями к слову, впервые такая схема возникает в России: в XVIII в. здесь появляются эмеритальные кассы; сначала они существуют только при военном ведомстве, затем распространяются повсеместно. Прекрасным примером формирования негосударственной отраслевой системы пенсионного обеспечения может служить пенсионная система железнодорожного ведомства. В XIX столетии начинают складываться системы пенсионного обеспечения старости, которые организуются и регулируются государством.
В начале ХХ в. советская Россия избирает свой особый путь разрешения противоречия между трудом и капиталом, основанный на теории марксизма-ленинизма . Доктринальным обоснованием права на социальное обеспечение в условиях централизованного государственного регулирования советского типа стала, по сути, юридико-позитивистская теория прав человека. Советское право социального обеспечения сформировалось исключительно как публичная отрасль права. Оно имело однородный предмет и метод правового регулирования, единые принципы государственной системы социального обеспечения, системы государственного уравнительного распределения. В советский период социальная сфера находилась под жестким государственным контролем. Основной функцией социалистического права являлось регулирование меры труда и меры потребления.
В советский период общественная благотворительность по необходимости имела место только в годы гражданской войны и военного коммунизма фактически при отсутствии социального страхования. Это же можно сказать и об общественном призрении, которое было жестко централизовано и сводилось в основном к натуральному снабжению некоторых категорий, нуждающихся по классовому и производственному принципу. Дореволюционные общественные благотворительные организации были распущены уже в конце 1917 г., а новые в большинстве своем просуществовали до начала 30-х гг. ХХ в. Государственное финансирование всех органов призрения с приматом классового подхода и экономической целесообразности деформировали общественное призрение и благотворительность, а затем свели последнее из них на нет.
В начале 60-х гг. ХХ в. правящей Коммунистической партией Советского Союза было выдвинуто положение о переходе от диктатуры пролетариата к общенародному государству, что и получило легальное закрепление в Конституции 1977 г. Именно в этот период можно уже говорить о поступательном развитии теории и практики права социального обеспечения. Во-первых, была обоснована самостоятельность отрасли советского права социального обеспечения в системе советского права .
Реформы начала ХХ в., как, собственно, и реформы, проводимые в последнее его десятилетие, изменяют лишь состав участников правоотношений, вносят коррективы в способы формирования финансовой основы социального обеспечения, сокращают или, напротив, увеличивают количество и номенклатуру конкретных видов помощи и содержания нуждающихся граждан, сохраняют при этом, тем не менее, его государственно-правовой характер и основное предназначение - быть средством алиментации граждан.
1.2. Сущность и значение социальной защиты населения
Социальная зашита населения - его отдельных социальных групп, которые не имеют возможности в полной мере осуществить свои социальные права, является одной из функций государства со времен становления государственности.
Правоотношения в сфере социальной защиты - это юридические связи субъектов данного права, в которых один из субъектов - гражданин или семья реализует права на тот или иной вид социальной защиты, а другой субъект - государство через органы социальной защиты населения - обязан обеспечить реализацию права. Особенностью таких правоотношений является не взаимное наличие прав и обязанностей, как, например, в гражданских или административных правоотношениях, а наличие у одного субъекта (гражданина), в основном, прав, а у другого - государства, в основном обязанностей.
Социальная защита - это политика и целенаправленные действия государства, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, населению, комплексное решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести к полной или частичной потере возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения .
Система социальной защиты в России базируется на принципах:
- поощрительности - властями для поддержания важных государственных деяний, принимаются решения, направленные на социальную поддержку отдельных лиц (социальных групп);
- заявительности - социальная помощь предоставляется нуждающемуся по мере письменного обращения;
- патернализма, предполагающего государственную опеку по от-ношению к менее социально- и экономически защищенным слоям населения.
Необходимо отметить, что система социальной защиты выполняет функцию поддержания сохранения денежной единицы в условиях инфляции, защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, льготное налогообложение и т.д.),
Основные цели социальной защиты - это избавление от нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи в экстремальных условиях, содействие адаптации уязвимых групп населения к рыночной экономике .
Важнейшей частью социальной защиты является институт органов социальной работы,
Цель деятельности этих органов - это проведение политики государства, по установлению устойчивых и упорядоченных связей между разными уровнями организационной системы, по формированию социальных отношений в обществе.
Также, социальная защита призвана обеспечивать граждан потенциальными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - это совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Отношения в области социальной защиты на практике возникают и проявляются всегда в форме правовых отношений. Принято считать, что существует столько правоотношений социальной защиты, сколько видов различных общественных отношений включено в предмет этой отрасли права, В зависимости от того, в рамках какой нормы осуществляются правоотношения, их можно разделить на три группы.
К первой группе можно основные (или материальные) правоотношения, которые возникают по поводу отдельных видов социальной защиты. Они возникают по вопросам предоставления пособий, пенсий, компенсационных выплат, услуг социального обслуживания, пожизненного содержания отдельным категориям граждан. При этом, внутри группы материальных правоотношений выделяют подгруппы. Например, пенсионные отношения классифицируют в зависимости от типа пенсии: по старости, по инвалидности, по выслуге лет, потери кормильца и т.д.
Материальные правоотношения в сфере социальной защиты составляют ядро всей системы этих правоотношений, ввиду того, что именно в них удовлетворяются основные объективные потребности граждан-субъектов правоотношений социальной защиты в материальных средствах, в охране здоровья и жизни, в содержании и т.д.
Материальные правоотношения в сфере социальной защиты являются достаточно сложными, правами и обязанностями в них наделяются оба субъекта - государство и получатель социальных благ. При отсутствии спорных вопросов о правах и обязанностях данные отношения носят регулятивный характер.
Отличительной особенностью социально-обеспечительных правоотношений социальной защиты является то, что гражданин (семья), участвующий в них, при соблюдении условий, установленных законодательно, наделен субъективным правом получать пенсии, компенсации, пособия, услуги, льготы, а государство, через специализированные органы обязано их предоставить.
При это мера обязанности органа государства предопределена мерой требований самого управомоченного лица и законодательством. По общему правилу и в одностороннем порядке (в ряде случаев, по соглашению сторон) мера обязанности государства по тому или иному социальному обеспечению конкретного гражданина не может быть изменена. Именно в данном факте заключается одно из основных отличий обязанностей в системе социально-обеспечительных правоотношений, от обязанностей в иных правоотношениях, где субъекты по договоренности и собственному усмотрению берут на себя обязанности.
Материальные правоотношения в области социальной зашиты являются имущественными, так как они возникают по вопросу предоставления конкретному лицу (или его семье) материальных благ в виде денежных выплат и услуг. Как правило, финансирование этого процесса осуществляется из бюджета .
Вторая группа правоотношений в области социальной защиты представлена процедурными правоотношениями по установлению фактов, которые имеют юридическое значение, главным образом с целью доказывания права на тот или иной вид социального обеспечения. Такое право появляется с момента возникновения самого процедурного правоотношения при его удовлетворительном окончании (например, достижении необходимого срока трудового стажа, наличия инвалидности). Юридическим фактом, который порождает процедурные правоотношения в социальной защиты, служит, например, обращение гражданина (семьи, законных представителей) с целью удостоверения имеющего юридическое значение факта [9,47].
Например, в пенсионном обеспечении основным юридическим фактом выступает дата обращения гражданина за пенсией. С учетом этой даты определяется срок назначения и выплаты пенсии.
Процедурные правоотношения в рамках осуществления социальной защиты являются правоприменительными, ввиду того, что они связаны с реализацией материальных правоотношений. Ключевую роль играют сроки выполнения определенных юридических действий. Пропуск гражданином сроков подачи заявления без уважительных причин может повлечь отказ в предоставлении того или иного социального обеспечения. При своём несогласии с решением государственного органа каждый гражданин может обратиться за разрешением спора о социальном обеспечении в административном либо судебном порядке.