Фрагмент для ознакомления
2
В современном российском праве приоритет прав личности не подвергается сомнению. Однако они не защищены от преступных посягательств.
Сегодня сложно, если вообще возможно, защитить личность, общество и государство от преступных посягательств без активного использования результатов оперативно-розыскной деятельности в досудебном производстве. Хотя оперативные подразделения иногда располагают информацией, которая помогает им раскрыть преступление, ее использование в уголовном судопроизводстве по-прежнему создает проблемы на практике.
С одной стороны, данные проблемы связаны с несовершенством законодательства, регулирующего реализацию результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве.
С другой стороны, УК и УПК РФ на первый план ставят защиту личности от преступлений, а также от незаконных и необоснованных обвинений, осуждений и ограничений его прав и свобод, которые в само по себе делает недопустимым наличие неточностей и недостатков в регламентации реализации результатов оперативно-розыскной деятельности.
Вышеуказанные вопросы приобретают особое значение в досудебном порядке, поскольку именно на этой процессуальной стадии возможно эффективное взаимодействие оперативного персонала и следственных подразделений, здесь процесс передачи оперативных данных в разряд процессуальных данных становится легитимным и заложены основы будущего уголовного правосудия.
Объект исследования- оперативно-розыскная деятельность
Предмет исследования- организация проверок исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Цель исследования- изучить особенности организации проверок исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Задачи исследования:
- раскрыть понятие оперативно-розыскной деятельности
- изучить особенности деятельности органов осуществляющих оперативно-розыскную работу
- рассмотреть прокурорский надзор за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
- изучить структуру проверки следователем результатов оперативно-разыскной деятельности на предмет возможных фальсификаций и провокаций
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
В соответствии с юридическим определением оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемый оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, имущества, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Н. В. Дудулина рассматривает оперативно-розыскную деятельность как законную деятельность, направленную на борьбу с преступностью при помощи специальных органов, уполномоченных соответствующим законодательством.
Однако существует множество неточностей в определении оперативно-розыскной деятельности, таких как ограничение ее осуществления только оперативными подразделениями государственных органов, хотя фактически это могут делать и другие должностные лица.
Еще одним недостатком законного определения оперативно-розыскной деятельности является то, что ее цель не ограничивается только борьбой с преступностью, а также может включать контроль за лицами, не связанными с преступной деятельностью.
Закрепленная в законе концепция оперативно-розыскной деятельности далека от идеала, и существуют и другие проблемы в правовом регулировании этой сферы, такие как отсутствие четкой отраслевой принадлежности оперативно-розыскной деятельности.
- отсутствие четких определений, на основе которых формируется содержание оперативно-розыскной деятельности;
- противоречия и несоответствия в оперативном законодательстве о расследовании и смежном законодательстве;
- неопределенность в порядке и условиях обеспечения конституционных принципов в сфере оперативно-розыскной деятельности относительно объектов и участников этой деятельности. Все эти проблемы требуют решения, так как недостатки законодательства всегда приводят к проблемам в правоприменительной практике.
Основное регулирование оперативно-розыскной деятельности предусмотрено Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Однако данный закон, действующий уже более двадцати лет, устарел из-за изменений в общественных отношениях, что привело к многочисленным поправкам. Поэтому необходимо принятие нового законодательного акта на федеральном уровне, соответствующего современным реалиям.
Учитывая специфику оперативно-розыскной деятельности и ее широкий спектр, мы считаем, что необходимо кодифицировать данный закон. Принятие оперативного кодекса обсуждается уже давно, и на данный момент такой шаг представляется необходимым. Он должен содержать правила, касающиеся всех основных аспектов оперативно-розыскной деятельности, а также четкое определение этой деятельности.
В соответствии с действующим законодательством оперативно-розыскная деятельность в нашей стране может осуществляться исключительно оперативными подразделениями правоохранительных органов.
Эти подразделения осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в пределах своих полномочий и соблюдают ведомственные функциональные границы. Хотя законодательством не предусмотрено участие физических лиц в оперативно-розыской деятельности, фактически оперативные функции выполняются именно ими.
Государственные служащие являются основными субъектами оперативно-розыскной деятельности. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, назначаются на должности в соответствии с законом.
Оперативные сотрудники производят оперативно-розыскные мероприятия как метод решения служебных задач. Оперативные сотрудники должны иметь соответствующее обучение, должность, специализацию и утверждение для работы с секретной информацией.
Оперативно-розыскная деятельность является очень специфичной. Она строго регулируется законодательством, так как может существенно ограничивать права лиц, участвующих в ней. Именно поэтому законодательство содержит много запретов для лиц, осуществляющих эту деятельность.
Также важно учитывать, что оперативно-розыскная деятельность не должна использоваться для достижения целей и задач, не предусмотренных законодательством.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.И. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" / А.И. Алексеев. - М.: Проспект, 2019. - 521 c.
2. Анатолий, Григорьевич Маркушин Оперативно-розыскная деятельность 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Анатолий Григорьевич Маркушин. - М.: Юрайт, 2021. - 691 c.
3. Анатолий, Григорьевич Маркушин Оперативно-розыскная деятельность 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО / Анатолий Григорьевич Маркушин. - М.: Юрайт, 2020. - 899 c.
4. Анатолий, Григорьевич Маркушин Оперативно-розыскная деятельность 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Анатолий Григорьевич Маркушин. - М.: Юрайт, 2022. - 926 c.
5. Горбухов, В. А. Оперативно-розыскная деятельность. Конспект лекций / В.А. Горбухов. - М.: Феникс, 2019. - 176 c.
6. Горбухов, Виталий Анатольевич Оперативно-розыскная деятельность. Конспект лекций. Учебное пособие / Горбухов Виталий Анатольевич. - М.: Феникс, 2021. - 519 c.
7. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскгая деятельность. Учебник и практикум / Е.С. Дубоносов. - Москва: Огни, 2019. - 478 c.
8. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность / Е.С. Дубоносов. - М.: Юрайт, 2022. - 416 c.
9. Дубоносов, Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум для СПО / Е.С. Дубоносов. - М.: Юрайт, 2019. - 692 c.
10. Дубоносов, Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е.С. Дубоносов. - М.: Юрайт, 2021. - 938 c.