Фрагмент для ознакомления
2
Архитектура – это искусство создания зданий и сооружений, которые формируют материальную среду, соответствующую потребностям людей и эстетическим представлениям общества. Она не только служит функциональной цели, но и олицетворяет духовные и культурные ценности. В архитектуре объединяются искусство и практическая значимость: здания создают комфортное пространство, удовлетворяющее как физические, так и духовные потребности людей. Таким образом, архитектура становится важной частью нашей повседневной жизни, влияя на наше окружение и наше самочувствие.
История архитектуры как научная дисциплина зародилась в эпоху Возрождения, хотя интерес к архитектурному наследию существовал и в более ранние времена. Оформление её в виде самостоятельной области знаний связано с именами таких учёных и архитекторов, как Леон Баттиста Альберти, который в своей работе "De re aedificatoria" («Об архитектуре») (ок. 1450 г.) выдвинул идеи, лежащие в основе архитектурной теории, и Витрувий, чья работа "Десять книг об архитектуре" была переиздана в 1486 году и оказала значительное влияние на развитие архитектурной мысли.
Альберти создал знаменитый труд под названием "Об архитектуре", где он подробно изложил основы классической архитектуры и предложил способы их адаптации в создании современных построек. Однако его вклад не ограничился архитектурой. Более глубокое влияние Альберти оказал на мир искусства через свои разработки в области живописи и скульптуры, которые значительно преобразили теоретические основы и практику художников Ренессанса, предложив новые подходы и понимание искусства.
"Десять книг об архитектуре" - это знаменитый античный трактат, написанный римским архитектором Марком Витрувием Поллионом в I веке до н. э. Это уникальное сочинение, так как оно остается единственным полностью сохранившимся текстом о древнеримской архитектуре, а также одним из первых литературных произведений на латыни, посвященных этому искусству. В своей работе Витрувий отмечал, что до его книги было всего четыре труда по архитектуре, написанные на латыни, авторами которых были Фуфиций, Терренций Варрон и Публий Септимий, написавший две книги. Трактат Витрувия был посвящен императору Августу в знак признательности за поддержку и помощь, которую тот оказал автору. В своих книгах Витрувий детально описывает принципы архитектуры, важность гармонии и пропорций, а также технические аспекты строительства, делая акцент на триединстве архитектурных качеств: твердость, пользу и красоту.
С развитием гуманитарных наук в XVIII веке история архитектуры обретает статус научной дисциплины. В этот период начинается систематизация знаний, собираются и изучаются данные о памятниках архитектуры разных эпох и народов.
XIX век характеризуется углублением и специализацией в истории архитектуры, возникновением первых кафедр по данной дисциплине в европейских университетах. В этот период активно развивается археология, что способствует более точной реконструкции и пониманию древних и средневековых памятников архитектуры. Важным моментом стало издание работы Огюста Шуази (1841-1909) "История архитектуры. От доисторической эпохи до XVIII века" , где были описаны архитектурные элементы и принципы строительства.
Труд Огюста Шуази "История архитектуры" является важным событием в области архитектурного освещения. Этот двухтомный сборник исследований был опубликован в 1899 году и сразу же стал популярным среди профессионалов и любителей архитектуры. Книга охватывает историю архитектуры от доисторических времен до XVIII века, включая различные регионы от западной Европы до стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Первый русский перевод этого труда был выполнен Н. С. Курдюковым в 1910 году. С тех пор это издание стало одним из основных учебных пособий в области архитектурного образования. Книга отличается ясным и четким изложением конструктивной стороны, что делает ее неотъемлемым ресурсом для понимания эволюции и развития архитектуры.
XX век ознаменовался появлением новых методологических подходов в изучении истории архитектуры. Особое внимание стало уделяться социальным, культурным и экономическим контекстам, в которых возникали и развивались архитектурные объекты. Такой исследователь, как Зигфрид Гидион в своей работе "Пространство, время и архитектура" сделал большой вклад в развитие истории архитектуры как научной дисциплины, внося акцент на взаимосвязь архитектуры с другими видами искусства и широким культурным контекстом.
Труд Зигфрида Гидиона посвящен истории архитектуры и градостроительства Западной Европы и США. В этой работе автор изучает истоки этих двух областей искусства, развитие отдельных мастеров и школ, периоды расцвета и упадка до современного состояния. Гидион проводит анализ прошлого и настоящего, делает прогнозы на будущее развитие архитектуры и градостроительства в этих регионах. В работе он представляет читателям разнообразные факты и тенденции, описывает важные события и течения, которые влияли на формирование и трансформацию архитектурных стилей и принципов в рассматриваемых регионах. Этот труд Гидиона важен для понимания эволюции архитектуры и градостроительства на Западе и предоставляет широкий обзор их истории с древних времен до наших дней.
В современный период информационных технологий история архитектуры обогатилась новыми методами исследования, включая цифровую реконструкцию, 3D-моделирование, что позволяет с большей точностью изучать и визуализировать архитектурные объекты.
Изучение истории архитектуры как научной дисциплины имеет глубокие корни и существенное значение для развития архитектурного проектирования, культуры и общества в целом.
Изучение истории архитектуры позволяет не только понять прошлые архитектурные стили, традиции и технологии, но и исследовать социальные, культурные и экономические аспекты, которые влияли на развитие архитектуры в разные эпохи.
История архитектуры предоставляет контекст, в котором можно анализировать и понимать современную архитектуру и градостроительство. Знание исторического контекста помогает архитекторам создавать проекты, которые гармонично вписываются в окружающую среду.
Архитектура прошлого помогает понять значение исторических зданий и городских пространств, а также их влияние на современную культуру и общество. Это важно для сохранения культурного наследия и памятников архитектуры.
Исторические архитектурные стили, методы строительства и дизайн являются богатым источником вдохновения для современных архитекторов. Изучение и адаптация идей из прошлого могут привести к инновационным и уникальным архитектурным проектам.
Изучении дисциплины способствует развитию методологических подходов в архитектурном проектировании и исследовании. Это включает анализ архитектурных форм, материалов, конструкций и технологий через призму времени.
Понимание истории места, его культурной и архитектурной традиции способствует разработке проектов, которые учитывают и сохраняют уникальную идентичность региона или народа.
Таким образом, изучение истории архитектуры как научной дисциплины играет ключевую роль в образовании архитекторов и урбанистов, а также в сохранении и развитии культурного и архитектурного наследия человечества.
1.2. Методология историко-архитектурного исследования
Историко-архитектурное исследование памятников архитектуры требует комплексного подхода, включающего в себя критический анализ источников, визуальное обследование объекта, изучение контекста его создания и существования. Методология данного исследования объединяет различные методы и подходы, что позволяет максимально полно раскрыть значение и особенности исследуемого объекта.
Морозова О.В. в своей статье представила модель структуры метода историко-архитектурного исследования, основанную на общетеоретических исследованиях методов науки, которая предполагает рассмотрение научного метода как системы, состоящей из различных элементов, взаимодействующих в определенном порядке. Понимание метода как системы субординированных познавательных приемов позволяет более глубоко изучить его структуру и принципы работы. Структурный анализ метода историко-архитектурного исследования позволяет рассмотреть его как сложную систему, объединяющую различные методы и подходы. Этот подход позволяет выделить типологические и индивидуальные особенности метода, делая его понятным и доступным для исследователей.
Применение иконологического анализа памятника архитектуры для рассмотрения предложенной модели метода историко-архитектурного исследования может дать глубокое представление о его структуре и функционировании. Этот метод позволяет выделить ключевые характеристики и особенности метода историко-архитектурного исследования, подтверждая функциональность предложенной теоретической модели. Таким образом, рассмотрение метода историко-архитектурного исследования через призму структурного анализа и иконологического подхода позволяет получить более глубокое и всеобъемлющее представление о его структуре и принципах работы. По мнению автора, это позволяет исследователям лучше понять и применять методы в историко-архитектурных исследованиях.
Культурно-исторический подход в методологии историко-архитектурного исследования занимает ведущее положение, поскольку он позволяет всесторонне рассматривать памятники архитектуры, понимать и интерпретировать их в контексте культурных и исторических процессов эпохи. Этот подход подчеркивает открытость архитектурных объектов от общественной жизни, культурных традиций и художественных веяний своего времени.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Источники
Опубликованные источники
1. Античные поэты об искусстве. – Санкт-Петербург : Алетейя, 1996. – 248 с. – ISBN 5-85233-003-21.
2. Вазари, Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. – Москва : Искусство, 1970. – Т. 3 – 827 с.
3. Вилла Адриана в Тиволи. Фотография. – URL: https://wikiway.com/italia/tivoli/villa-adriana/ (дата обращения: 10.04.2024).
4. Вилла Адриана. Фотография. – URL: https://guruturizma.ru/villa-adriana-v-tivoli/ (дата обращения: 10.04.2024).
5. Вилла Адриана (Тиволи). Амос Чапл. Фотография. – URL: https://whc.unesco.org/en/documents/130931 (дата обращения: 10.04.2024).
6. Вилла Адриана (Тиволи). Амос Чапл. Фотография. – URL: https://whc.unesco.org/en/documents/130932 (дата обращения: 10.04.2024).
7. Вилла Адриана (Тиволи). Амос Чапл. Фотография. – URL: https://whc.unesco.org/en/documents/130933 (дата обращения: 10.04.2024).
8. Вилла Адриана (Тиволи). Амос Чапл. Фотография. – URL: https://whc.unesco.org/en/documents/130934 (дата обращения: 10.04.2024).
9. Вилла Адриана (Тиволи). Амос Чапл. Фотография. – URL: https://whc.unesco.org/en/documents/130935 (дата обращения: 10.04.2024).
10. Вилла Адриана (Тиволи). Амос Чапл. Фотография. – URL: https://whc.unesco.org/en/documents/130936 (дата обращения: 10.04.2024).
11. Вилла Адриана (Тиволи). Александро Паренте. 2014. Фотография. – URL: https://whc.unesco.org/en/documents/138696 (дата обращения: 10.04.2024).
12. Вилла Адриана (Тиволи). Александро Паренте. 2014. Фотография. – URL: https://whc.unesco.org/en/documents/138697 (дата обращения: 10.04.2024).
13. Вилла Адриана (Тиволи). Александро Паренте. 2014. Фотография. – URL: https:// whc.unesco.org/en/documents/138698 (дата обращения: 10.04.2024).
14. Вилла Адриана (Тиволи). Александро Паренте. 2014. Фотография. – URL: https:// whc.unesco.org/en/documents/138699 (дата обращения: 10.04.2024).
15. Вилла Адриана (Тиволи). Александро Паренте. 2014. Фотография. – URL: https:// whc.unesco.org/en/documents/138700 (дата обращения: 10.04.2024).
16. Вилла Адриана (Тиволи). Александро Паренте. 2014. Фотография. – URL: https:// whc.unesco.org/en/documents/138701 (дата обращения: 10.04.2024).
17. Вилла Адриана (Тиволи). Александро Паренте. 2014. Фотография. – URL: https:// whc.unesco.org/en/documents/138702 (дата обращения: 10.04.2024).
18. Вилла Руффо (Праенест) – URL: https:// https://uchitelj.livejournal.com/1377651.html(дата обращения: 01.05.2024).
19. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. – Москва : «Архитектура-С», 2006. – 328 с. – ISBN 5-9647-0107-8.
20. Зал для завтраков. Вилла Адриана в Тиволи. Фотография. – URL: https://naukatv.ru/news/arkheologi_obnaruzhili_velichestvennyj_zal_dlya_zavtraka_imperatora_adriana (дата обращения: 10.04.2024).
21. Зона отдыха виллы. Фотография. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Hadrian%27s_Villa (дата обращения: 10.04.2024).
22. Палладио, А. Четыре книги об архитектуре / А. Палладио. – Москва : Стройиздат, 1989. – 350 с. – ISBN 5-274-01241-8.
23. Пескарин, С. Рим / Со. Пескарин. - Москва : Б.и., 2001. – 167 с. – ISBN 5-88353-089-3.
24. Портрет императора Адриана. 1805 г. Фотография. – URL: https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5235 (дата обращения: 10.04.2024).
25. Римские историки IV века. – Москва : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. – 414 с. – ISBN 5-86004-072-5.
26. Страбон. География / Страбон. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1260010000 (дата обращения: 13.04.2024).
27. Alberti, Leone Battista (1404-1472). De re aedificatoria / Ed. Angelus Politianus. - Firenze : Nicolaus Laurentii, 29.XII. 1485. - 204 л (Российская Государственная библиотека)
28. Franceschini, M. De. Villa Adriana. Accademia. Hadrian's Secret Garden. / M. De Franceschini. – URL: https://www.academia.edu/29967220/Villa_Adriana_Accademia_Hadrians_Secret_Garden_Volume_1_History_of_the_Excavations_Ancient_Sources_and_Antiquarian_Studies_from_the_XV_to_the_XVII_Centuries (дата обращения: 16.04.2024).
II. Литература
1. Аркин, Д.Е. Архитектура античного рабовладельческого общества / Д.Е. Аркин // Всеобщая история архитектуры. – 1948. – Т. 2. кн. 2, М. – 437 с.
2. Ассман, Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Ян Ассман. – Москва : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с. – ISBN 5-94457-176-4.
3. Бабич, В.Н. Методология системного анализа в архитектуре / В.Н. Бабич, А.Г. Кремлёв, Л.П. Холодова. – URL: https://archvuz.ru/2011_2/3/ (дата обращения: 14.04.2024).
4. Базен, Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней / Ж. Базен. – Москва : Прогресс – Культура, 1994 – 524 с. – ISBN 5-01-002998-7.
5. Бандманн, Г. Иконология архитектуры / Г. Бандманн // Искусствознание – 2004. – № 1. – С. 426-468.
6. Барабанова, О.В. Методика семиотико-композиционного анализа памятников архитектурного наследия / О.В. Барабанова. – Екатеринбург: Архитектон, 2003. – С. 122-127.
7. Баранов, Г.В. Научный метод: понятие, структура, функции / Г.В. Баранов. – Самара : Изд-во СГЭУ, 2007. – 220 с. – ISBN 978-5-94622-232-7.
8. Беляев, Л.А. Христианские древности: введение в сравнительное изучение / Л. А. Беляев. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2017. – 574 с. – ISBN 978-5-89329-323-4.
9. Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принципов постнеклассической науки. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-razrabotki-problemy-stressa-s-uchetom-printsipov-postneklassicheskoy?ysclid=lvwrrsvzr6988180842
10. Бритова Н.Н. Искусство Древнего Рима / Н.Н. Бритова // Всеобщая история искусств. Искусство Древнего мира. – 1956. – Т. 1. – 467 с.
11. Бритова, Н.Н. Римский скульптурный портрет / Н.Н. Бритова, Н.М. Лосева, Н.А. Сидорова. – URL: http://ancientrome.ru/publik/art/rsp/06.htm (Дата обращения:13.04.2024).
12. Винкельман, И.И. История искусства древности. Малые сочинения / И.И. Винкельман. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000 – 800 с. – ISBN 5-89329-260-X.
13. Йолон, П. Ф. Методологическое сознание в современной науке / П. Ф. Йолон, Б. А. Крымский Б. А. Парахонский. – Киев : Наук, думка, 1989. – 336 с. ISBN 5-12-001034-2.
14. Гидион, З. Пространство, время и архитектура / Зигфрид Гидион ; сокращ. пер. с нем. — М. : Стройиздат, 1984. — 455 с.
15. Горина, Л. В. "Царица императорских вилл античного мира" : вилла Адриана в Тиволи / Л. В. Горина // Исторический журнал. – 2011. – №8. – С. 32-57.
16. Глазычев, В.Л. Архитектура. Энциклопедия / В.Л. Глазычев. — Москва : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 672 с. – ISBN 5-17-005418-1.
17. Гудков, А.А. Особенности методологии социологического исследования историкоархитектурного объекта / А.А. Гудков, О.В. Морозова // Архитектон: звестия вузов. – 2011. – № 1(33). – С. 5.
18. Есаулов Г.В. / Архитектурная наука и образование: векторы развития
– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnaya-nauka-i-obrazovanie-vektory-razvitiya
19. Зелинский, Ф.Ф. Римская Империя / Ф.Ф. Зелинский – Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. – 486 с. – ISBN 5-89329-071-2.
20. Зубов, В.П.Архитектура античного мира / В. П. Зубов, Ф. А. Петровский. – Москва : Академия архитектуры СССР, 1940. – VIII, – 520 с.
21. История Архитектуры. Виллы: Вилла Адриана. – URL: https://2-antichniy-mir.archisto.info/dr-rim-imper-villy-2.html (дата обращения: 13.04.2024).
22. Йейтс, Ф. Искусство памяти / Ф Йейтс. – Санкт-Петербург : Фонд поддержки науки и образования «Университетская книга», 1997. – 480 с. – ISBN 5-7914-0026-8.
23. Казанцева, Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования / Л.А. Казанцева. – Казань : Изд-во Казанского университета, 1999. – 135 с. – ISBN 5-7464-0439-X.
24. Кислов, А.Б. О специфике научного метода / А.Б. Кислов // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2004. – № 3. – С. 86-89.
25. Князький, И.О. Адриан: Жизнь замечательных людей / И.О. Князьский – Москва : Молодая гвардия, 2020. – 295 с. – ISBN 978-5-23-504359-6.
26. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. – Москва : Наука, 2003. – 485 с. – ISBN 5-02-008893-5.
27. Кочергин, А.Н. Методы и формы научного познания. Спецкурс / А.Н. Кочергин. – Москва : Изд-во МГУ, 1990. – 80 с. – ISBN 5-211-01930-X.
28. Кулаков, В. А. Вилла Адриана / В. А. Кулаков // Большая российская энциклопедия. – 2006. – Т.5. – С. 316.
29. Леонтьева, И. П. Иконология как метод исследования: Лекция / И. П. Леонтьева – Москва : МГУКИ, 2005. – 26 с.
30. Лукашевич, В. К. Научный метод. Структура, обоснование, развитие / В. К. Лукашевич. – Минск : Навука i тэхнiка, 1991. – 207 с. – ISBN 5-343-00693-0.
31. Мартынов, А.И. Методы археологического исследования / А. И. Мартынов, Я. А. Шер. – Москва : Высшая школа, 2002. – 239 с. – ISBN 5-06-004226-X.
32. Межерицкий Я.Ю. Iners Otium // Я.Ю. Межерицкий // Быт и история в Античности. – 1998. – С. 41-68.
33. Михайлов, Б.П. Архитектура античного мира: Всеобщая история архитектуры / Б.П. Михайлов, В.Ф. Маркузов, И.С. Николаев, О. Х Халпахчьян, И.С. Яралов. – Москва : Стройиздат, 1973. – 713 с.
34. Молок, Д.Ю. Классика и истина. Статьи об античном искусстве / Д.Ю. Молок – Москва : ДЕФИ, 2016. – 296 с. – ISBN 978-5-9907135-0-5.
35. Морозова, О.В. Методы исследования историко-архитектурного наследия: специальность / О.В. Морозова. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005013121/?ysclid=lvfqnou9sa298637647 (дата обращения: 14.04.2024).
36. Морозова, О.В. Структура метода историко-архитектурного исследования / О.В. Морозова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-metoda-istoriko-arhitekturnogo-issledovaniya (дата обращения: 14.04.2024).
37. Овчинникова, Н.П. Становление архитектурного науковедения / Н.П. Овчинникова // Жилищное строительство. – 1993. – №11/12.– С. 12-14.
38. Овчинникова, Н.П. Становление архитектурного науковедения / Н.П. Овчинникова // Жилищное строительство. – 1994. – № 3. – С. 19-23.
39. Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры / С.С. Ожегов. – Москва : Мир и образование, 2024. – 256 с. – ISBN: 978-5-94666-618-3.
40. Орельская, О.В. Методы изучения истории архитектуры / О.В. Орельская // Приволжский научный журнал. – 2013. – № 1(25). – С. 85-89.
41. Панофский, Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Э. Панофский. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2009. – 432 с. – ISBN 978-5-395-00206-8.
42. Пивоваров, Д.В. Научный метод и методологическое сознание / Д.В. Пивоваров. – Свердловск : УрГУ, 1986. – 156 с.
43. Пилявский, В.И. История русской архитектуры / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. – Москва: Архитектура-С, 2004. – 511 с. – ISBN 5-9647-0014-4.
44. Пименова, Г.И. Архитектурно-градостроительное наследие как фактор развития малых поселений / Г.И. Пименова, Д.Л. Коптяев, И.Л. Зуева // Architecture and Modern Information Technologies. – 2021. – №2(55). – С. 123-142.
45. Подкорытов, Г.А. О природе научного метода / Г.А. Подкорытов. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1988. – 224 с. – ISBN 5-288-00006-9.
46. Поляков, Е. Н. Архитектурное наследие римского императора Адриана / Е.Н. Поляков, Е.В. Евраскина. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnoe-nasledie-rimskogo-imperatora-adriana (дата обращения: 10.04.2024).
47. Раппапорт, А.Г. О методах и критериях анализа в архитектуре (к проблеме теории проектирования) / А.Г. Раппапорт // Архитектура СССР. – 1971. – № 10. – С. 34-37.
48. Сачков, Ю.В. Научный метод. Вопросы и развитие / Ю.В. Сачков. – Москва : УРСС, 2003. – 159 с. - ISBN 5-354-00147-1.
49. Субботин, О.С. Методология исследования архитектурно-градостроительного развития Кубани / О.С. Субботин // Жилищное строительство. – 2014. – № 8. – С. 29-34.
50. Тучков, И.И. Виллы Рима эпохи Возрождения как образная система: иконология и риторика / И.И. Тучков. – URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004057245.pdf?ysclid=lvfm41p610771013020 (дата обращения: 13.04 2024).
51. Федорова, М.С. Уровневая классификация методов исследования архитектурных объектов Информационный / М.С. Федорова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovnevaya-klassifikatsiya-metodov-issledovaniya-arhitekturnyh-obektov (дата обращения: 13.04.2024).
52. Хальбвакс, М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс // Неприкосновенный запас. – 2005. – № 2. – С. 40-41.
53. Чапля, Т.В. Архитектурное пространство – способ моделирования человеческого поведения / Т.В. Чапля // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение. – 2017. – № 27. – С. 64-77.
54. Шаламова, Е.А. Вопросы методологии в истории возникновения и развития наук фундаментостроения с древнейших времен до начала XVII в. / Е.А. Шаламова // Construction andGeotechnics. – 2021. – Т. 12, № 2. – С. 51–63.
55. Шипицына, О.А. Методы критического исследования архитектурного объекта / О.А. Шипицына, Т.А. Кислых. – Екатеринбург : Изд-во УрГАХУ, 2019. – 89 с. – ISBN 978-5-7408-0248-0.
56. Шуази, О. "История архитектуры. От доисторической эпохи до XVIII века". Москва: АСТ . 2024. – 656 с. -ISBN: 978-5-17-157321-8
57. Юрсенар, М. Воспоминания Адриана. Философский камень // М. Юрсенар. – Москва : Радуга, 1984. – 408 с.
58. Якимович, А. О классическом искусствознании неклассического века / А. Якимович. – Москва : Азбука-классика, 2004. – 288 с.
59. Aurigemma, S. Villa Adriana / S. Aurigemma. – Roma : IPZS, 1962. – 222 с.
60. Gusman, P. La villa d'Hadrian près de Tivoli / P. Gusman. – Paris : Б. и., 1908. – 346 с.
61. Giubilei, A. Il Conte Fede e la Villa Adriana: storia di unacollezioned'arte / A. Giubilei // In Atti e Memorie dellaSocietàTiburtina di Storia e d'arte. – 1995. – P. 81–121.
62. MacDo¬nald, W. L., Pinto J. A. Hadrian’s villa and its legacy / W. L. MacDonald, J. A.Pinto. – London : Yale university press, 1995. – 392 p.
63. MacDonald, W.L. The Small Baths at Hadrian's Villa / W.L. MacDonald // Journal of the Society of Architectural Historians. – 1980. – Vol. 39. – №. 1. – P. 5-27.
64. Taylor, R. Hadrian's Serapeum in Rome / R. Taylor // American Journal of Archaeology. – 2004. – Vol. 108. – №. 2. – P. 223-266.