Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Развитие речи является одним из важнейших направлений образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, так как речевое развитие – это показатель развития личности в целом. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя овладение речью как средством общения, поэтому у ребенка должны быть сформированы умения строить связное речевое высказывание.
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Это достаточно сложный для ребенка вид деятельности, который он осваивает в процессе обучения и воспитания. Наличие связной речи дает возможность для общения и взаимодействия с другими людьми, совместной деятельности, для успешной адаптации и социализации в обществе. Сформированная связная речь является одним из показателей психологической готовности ребенка к обучению в школе.
В психолого-педагогической литературе проблема развития связной речи рассматривалась в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой, А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Б.И. Яшиной и других ученых и методистов дошкольного образования. Предлагаются различные методы и приемы развития связной речи, формы организации образовательной деятельности с детьми – занятия, беседы, наблюдения, прогулки и другие.
Одним из эффективных средств развития связной речи детей является метод моделирования. Моделирование – это метод, обеспечивающий успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы наглядного моделирования увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Благодаря использованию моделированию у детей развиваются память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, связная речь.
В то же время в научной литературе недостаточно разработана проблема формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством методов наглядного моделирования в условиях ФГОС ДО. Возникает противоречие между необходимостью формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством методов наглядного моделирования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике, с другой стороны. Проблема исследования: каковы особенности применения метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловил выбор темы исследования: «Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить особенности применения метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность понятия «связная речь».
2. Рассмотреть особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Дать характеристику метода наглядного моделирования как средства развития связной речи.
4. Провести анализ передового педагогического опыта по использованию наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе
Основным средством общения является речь, поэтому от уровня речевого развития зависит успешность личности в процессе коммуникативной, познавательной деятельности. Благодаря речи осуществляется управление собственным поведением и поведением других людей. Речь выполняет множество различных функций, что говорит о многофункциональности и полиморфном характере речевой деятельности человека. Наличие множества функций обусловливает сложную структуру и различные формы речи. В соответствии с этим речь разделяется на внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Одной из форм речи является связная речь [1].
Связная речь является предметом изучения многих наук, в том числе лингвистики, психологии, педагогики.
В лингвистике и психолингвистике связная речь рассматривается как совокупность актов говорения и понимания (Л.В. Щерба), как отражение системы языка в сознании говорящего (А.А. Леонтьев), как совокупность компонентов речевой деятельности – потребности в общении, мотива высказывания, речевых действий (Н.И. Жинкин).
В психологии связная речь рассматривается как высшая форма речевого развития в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других. При этом связная речь раскрывается через деятельностный подход и определяется как деятельность, направленная на оформление мысли в речевой форме. Связная речь тесно связана с другими познавательными процессами, в первую очередь с мышлением.
С.Л. Рубинштейн считает, что связная речь – это совокупность речевых фрагментов, которые объединены между собой единой темой и представляют единое и смысловое и структурное целое [26].
А.А. Леонтьев отмечает, что связная речь – это вид речи, которая строится на основе законов логики и грамматического строя русского языка как единое целое. Связная речь отличается от других видов речи такой характеристикой, как связность, которая включает такие компоненты, как:
– единая тема, объединяющая части высказывания;
– смысловые связи между высказываниями;
– грамматические и логические связи между предложениями;
– законченность выражения мысли [21].
Выделяются две формы связной речи – диалог и монолог.
Диалогическая речь – это вид связной речи, который основан на диалоге и реализуется в процессе общения. А.А. Леонтьев рассматривает диалог как совокупность реплик, которые представляют собой отдельные высказывания, которые объединены общей темой и направлены на реализацию цели общения [21]. Диалог реализуется посредством таких форм, как вопросы и ответы, обращения, сообщения, просьбы и другие. При построении диалоги собеседники опираются на общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь, особенности восприятия друг друга в процессе общения. В диалогической связной речи, по мнению В.П. Глухова, важную роль играют не только речевые, или вербальные средства, но и неречевые, невербальные, к которым можно отнести мимику, жесты, средства интонационной выразительности [9].
А.Р. Лурия отмечает, что особенностями диалогической речи являются возможность опускать определенные элементы грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), повторы, обращения к собеседнику, стереотипные речевые обороты, речевые штампы, встречающиеся в разговорном стиле. Диалог может строиться на простейших формах, например, репликах-высказываниях утвердительного или отрицательного характера. Диалог, построенный на простейших формах, не требует построения сложной программы высказывания. Единицей диалога выступает определенная совокупность реплик, объединенных единой темой, а также обладающих структурной, семантической и смысловой законченностью, что составляет «диалогическое единство». Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, – критерии связности развернутой диалогической речи. Одной из функций диалога является возможность коммуникации и общения между людьми [23].
Монологическая речь – это вид связной речи, который представляет собой речь одного лица. Целью монолога является сообщение определенных фактов или своего мнения по определенной теме. М.М. Бахтин определяет монологическую речь как дискурс, на протяжении которого роль говорящего закреплена за одним и тем же лицом, как динамический процесс языковой деятельности, вписанный в социальный контекст. Результатом языковой деятельности и является текст. Кроме того, необходимо учитывать коммуникативную общность диалогической и монологической речи и рассматривать монологическую речь как особую речевую деятельность, в процессе которой реализуется взаимодействие «говорящий – слушающий». Диалогические отношения лежат в основе любого высказывания, которое обладает адресованностью (так как без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта), хронотопность (поскольку высказывание имеет смысл только в определённой коммуникативной ситуации). В соответствии с данным утверждением М.М. Бахтин рассматривает структуру монологической речи с позиции теории дискурса в двух аспектах: лингвистическом и экстралингвистическом [3].
Монологическая речь характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля, а также
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : методическое пособие / А. Г. Арушанова. – Москва : Творческий центр «Сфера», 2011. – 78 с.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Москва : Искусство, 1979. – 424 с.
4. Бессавина, В.Н. Использование мнемотехники как средства развития связной речи у дошкольников / В.Н. Бессавина // Современная научная мысль / ред. М.П. Нечаев. – М., 2016. – С. 52-55.
5. Буслаева, М. Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М. Е. Буслаева // Научное значение трудов К. Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 1999. – 352 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. – 470 с.
8. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 287 с.
9. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – Москва : ACT : Астрель, 2005. – 351 с.
10. Григорьева, Л. В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста / Л. В. Григорьева // Вестник ТГУ. – 2019. – № 3 (48). – С. 144–147.
11. Гурьянова, О. А. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста / О. А. Гурьянова // Педагогический форум. – 2019. – № 2 (4). – С. 35–36.
12. Добродомова, О.С. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста / О.С. Добродомова, И.С. Моисеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 12-5. – С. 35-38.
13. Евтушенко, Ж.В. Использование приёмов мнемотехники и моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста / Ж.В. Евтушенко // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – С. 56-58.
14. Ефремова, О.А. Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию / О.А. Ефремова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы: сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2016. С. 93-96.
15. Земская, Е. А. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения : учеб. пособие / Е. А. Земская. – Москва : Флинта, 2022. 240 с.
16. Зорина, Л. Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л. Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134–136.
17. Изотова, Л.Н. Использование мнемотехники в образовательном процессе в ДОУ / Л.Н. Изотова // Наука в современном мире: Материалы XXV Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 59-62.
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
19. Коровкина, Н.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников / Н.В. Коровкина // Филологическое образование в период детства. – 2013. – Т. 20. – С. 48-52.
20. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка : кн. для учителя / Т. А. Ладыженская. – Москва : Просвещение, 1991. – 239 с.
21. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 1985. – 214 с.
22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – Москва : Педагогика, 1986. – 144 с.
23. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
24. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи / О.А. Нечаева. – Улан-Удэ: Наука, 1994. – 262 с.
25. Пяшкур, Ю.С. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники / Ю.С. Пяшкур, А.А. Вебер // Комплексное сопровождение детей с ОВЗ: международная научно-практическая конференция. – М., 2016. – С. 97-99.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 712 с.
27. Самченко, Н.В. Мнемотехника в речевом развитии дошкольников / Н.В. Самченко, Е.Г. Приходько // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 10. – С. 246-250.
28. Сегова, Т. Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т. Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
29. Серенкова, Л.С. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники / Л.С. Серенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – Т. 2. № 4 (6). – С. 175-176.
30. Созонова, Н.Н. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники / Н.Н. Созонова, С.В. Клюкова // Социальная сфера, управление и экономика: актуальные проблемы и перспективы: сборник статей. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 118-125.
31. Соколова, А. В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Соколова, М. А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
32. Соловьева, Л. Г. Развитие вербальной коммуникации дошкольников, имеющих речевые нарушения : монография / Л. Г. Соловьева. – Архангельск : Поморский университет, 2006. – 162 с.
33. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
34. Сунцова, О.С. Мнемотехника как педагогическая технология речевого развития дошкольников / О.С. Сунцова // Инструменты и механизмы современного инновационного развития / ред. А.А. Сукиасян. – М., 2016. – С. 243-246.
35. Сурина, А.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей / А.В. Сурина, Н.И. Попова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 12-2 (119). – С. 110-112.
36. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учебное пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
37. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И Тихеева. – Москва : Юрайт, 2019. – 161 с.
38. Ткаченко, М. В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / М. В. Ткаченко, Ю. В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности : сборник статей международной научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 152–154.
39. Торопова, С.Ф. Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по развитию речи / С.Ф. Торопова // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 2. – С. 239-242.
40. Ушакова, О. С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О. С. Ушакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23–31.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
42. Халиуллина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники / Л.Г. Халиуллина // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (8). – С. 205-206.
43. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.